Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Макарова Людмила Николаевна

Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей ко всему. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии математических способностей  детей дошкольного возраста.

Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей ко всему. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач -развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Этому способствует использование различных игр и игровых ситуаций на занятиях и в повседневной жизни.

Так, логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Таким образом, в процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, развивают память, мышление, творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии детей среднего дошкольного возраста

Презентация к родительскому собранию...

роль игры в развитии ребенка младший дошкольный возраст

Роль игры в развитии самых маленьких детейДля детей в 1-3 года игра представляет простое манипулирование предметами. Играя с ними, малыш познаёт окружающий мир предметов. Мама готовит на кухне, а...

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Федорова Р.П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-ПетербургКонсультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна б...

"Роль игры в развитие речи детей дошкольного возраста"

 Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный проце...