"Маршрут выходного дня" как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем
методическая разработка (подготовительная группа)

Матвеева Людмила Анатольевна

Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

«Маршрут выходного дня» - одна из эффективных и доступных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Она позволяет познакомить с достопримечательностями родного края не только детей, но и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya.docx129.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Колосок»

391134 Рязанская область, Рыбновский район, с. Ходынино

Методическая разработка

««МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ» КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ»

                          Автор-составитель:

Матвеева Людмила Анатольевна,

                                              воспитатель высшей квалификационной категории

2024 г.

«Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем. Методическая разработка/ Л.А. Матвеева– Ходынино: МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок» с. Ходынино, 2024.- 22 с.

Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя главное в воспитании будущих граждан с детства, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны. Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с социумом и семьей.

«Маршрут выходного дня» - одна из эффективных и доступных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Она позволяет познакомить с достопримечательностями родного края не только детей, но и их родителей.

Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и методистов ДОО, а также родителей детей дошкольного возраста.

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.

Актуальность

4

1.2.

Определение проблематики

4

1.3.

Гипотеза

5

1.4.

Новизна

5

1.5.

Цель, задачи

5

1.6.

Предполагаемые результаты

6

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.

Этапы реализации

6

2.2.

Принципы работы с детьми

7

2.3.

Используемые методы

7

2.4.

Описание системы работы

7

2.5.

Перспективный план реализации проекта

10

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1.

Продукты проекта

14

3.2.

Практическая значимость

14

3.3.

Перспектива развития

14

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

4.1.

Нормативно-правовые ресурсы

15

4.2.

Материальные ресурсы

15

4.3.

Кадровые ресурсы

15

Приложение 1

16

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.Актуальность

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей негативно влияют на нравственные и патриотические установки подрастающего поколения.

Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

В ФГОС ДО отмечена острая необходимость активации процесса патриотического воспитания дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются такие чувства, как любовь к Родине, система семейных ценностей, жизненные ориентиры.

В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это основа формирования будущего гражданина России, где немаловажную роль играют родители воспитанников и все окружающие их взрослые.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, не только прослеживаться во всех видах деятельности дошкольника, но и осуществляться в повседневной жизни. Именно наличие этих факторов является главным условием полноценного патриотического воспитания дошкольников. В противном случае знания детей будут поверхностными, путаными и неполными.

1.2.Определение проблематики

      Проведя мониторинг развития детей в области патриотического воспитания, а также анкетирование родителей по данному вопросу, я пришла к выводу, что этому направлению необходимо уделить большее внимание.

Интерес к истории родного края не возникает у детей ни откуда. Вызвать этот интерес не так уж сложно. Для этого нужно немного желания со стороны родителей и воспитателей. Дети должны не только получать готовые знания о малой Родине, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями и педагогами.

      Новая форма взаимодействия с семьями воспитанников «Маршрут выходного дня», где немаловажную роль играют именно родители, помогла обеспечить новый подход к изучению истории родного края, его природы, достопримечательных мест, знакомству со знаменитыми земляками.

1.3.Гипотеза

Использование данной формы работы должно привести к следующим результатам:

  • Вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.
  • Усвоение детьми основных нравственных норм, приобретение хороших привычек.
  • Формирование у детей представлений о знаменитых личностях и достопримечательностях родного края.
  • Осознание детьми и их родителями своей причастности к культуре своего города, района, страны.
  • Развитие у детей потребности в познании окружающего мира
  • Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: людям, растениям, животным.

1.4.Новизна

«Маршрут выходного дня» - это новая форма работы, которая заключается в организации и проведении таких совместных мероприятий, которые помогают детям в доступной форме изучить историю и культуру родного края, а также способствуют укреплению детско – родительских отношений в семье.

«Маршрут выходного дня» помогает педагогам детских садов наладить партнерские отношения с семьями воспитанников для привлечения их к всестороннему и полноценному патриотическому воспитанию дошкольников.

1.5.Цель

Создать благоприятные условия внедрения новой формы работы для повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края.

Задачи

  1. Сформировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
  2. Внедрить в практику ДОУ инновационную форму взаимодействия детского сада и семьи: «маршрут выходного дня».
  3. Обогатить взаимоотношения детей, родителей и воспитателей новыми впечатлениями во время совместных поездок по родному краю.
  4. Обогатить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Рыбновского района.

1.6. Предполагаемые результаты

  • Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом.
  • Осмысление родителями ценности активных семейных выходных.
  • Расширение представлений детей о родном крае, его истории и культуре.
  • Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.
  • Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения.
  • Повышение познавательного интереса детей к изучению культурного наследия родного края.
  • Получение детьми опыта представления материалов исследования.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Этапы реализации

Iэтап. Организационно – подготовительный.

  1. Изучение требований к организации и содержанию работы по патриотическому развитию детей 6 – 7 лет в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Анализ и подбор методической литературы.
  3. Подбор консультаций для родителей.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Определение уровня сформированности представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
  6. Составление перспективного плана работы, разработка совместных мероприятий.

IIэтап. Основной.

  • Организация экскурсий в музеи, мемориальные комплексы.
  • Организация походов на природу.
  • Самостоятельные походы родителей с детьми в событийном и гастрономическом туризме

Работа с детьми:

  1. Беседы о предстоящих экскурсиях
  2. Просмотр картинок по определенной теме
  3. Оформление презентаций по фотографиям.
  4. Создание выставок рисунков и поделок.

Работа с родителями:

  1. Консультации, рекомендации
  2. Индивидуальные беседы
  3. Создание детско-родительского клуба «Туристенок»
  4. Разработка маршрута выходного дня

III этап. Заключительный.

На этом этапе проводится итоговый мониторинг знаний детей о родном крае. На основании данных делается вывод о результативности проведенной работы, динамике развития детей, уровня усвоения ими программного содержания. Также выявляются недостатки, трудности и проблемы в работе.

2.2.Принципы работы с детьми

  • Научности
  • Доступности
  • Активности и сознательности
  • Систематичности
  • Последовательности
  • Преемственности

2.3.Используемые  методы

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный

2.4.Описание   системы  работы

Сегодня патриотическое воспитание детей – одна из главных задач, стоящих перед образовательными учреждениями нашего государства.

После проведения исследования знаний родителей на тему «Патриотическое воспитание детей» я пришла к выводу, что родители не обладают достаточной компетентностью в данном вопросе.  

Мониторинг уровня сформированности представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1) также показал, что они имеют лишь поверхностные знания о достопримечательностях и знаменитых людях Рыбновского района.

Как известно, семья оказывает наибольшее влияние на воспитание ребенка, приобщая его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. В каждой семье есть свои традиции проведения выходного дня.

Опираясь на вышеизложенные аспекты, я приняла решение о необходимости разработки и реализации проекта «Маршрут выходного дня», который направлен на приобщение воспитанников и их родителей к культуре, истории и традициям родного края. Ведь совместные мероприятия – это альтернатива времяпрепровождению на диване у телевизора или компьютера. Также это эффективная форма организации не только досуга воспитанников, но и их образования.

Вместе с родителями мы организовали заседание круглого стола, чтобы обсудить план реализации проекта «Маршрут выходного дня». Было принято решение посвятить выходные дни посещению достопримечательных мест Рыбновского района. Родители приняли активное участие в обсуждении и выборе маршрутов.

И проект стартовал!

Первым маршрутом стало посещение гастрономического фестиваля «Малина» в селе Новоселки, который стал традиционным летним праздником в Рыбновском районе. Там ребята и их родители узнали много нового о малине, ее сортах, старинных рецептах малинового варенья; приняли участие в конкурсах; посетили фотосессию и праздничный концерт, главным гостем которого в этом году был певец Хабиб. Массу незабываемых впечатлений привезли дети из этой поездки!

Вторым маршрутом выходного дня было посещение реконструкции битвы на реке Вожа. Масштабное мероприятие не только отложило эмоциональный отпечаток, но и познакомило воспитанников с далёкими историческими событиями, которые происходили на Рыбновской земле. Дети своими глазами увидели величественную стелу, посвященную защитникам родины, примерили костюмы воинов тех времен, подержали в руках старинное оружие.

Третий маршрут мы посвятили нашему знаменитому поэту- земляку Сергею Есенину и отправились в музей в село Константиново. Там мы посетили старенький крестьянский дом, где родился и жил маленький Сережа Есенин. Осмотрели барскую усадьбу, маленькую школу и конечно же живописные окрестности, которые воспевал поэт в своих стихах: реку Оку с её заливными лугами, березовую рощу и широкие просторы, уходящие вдаль. Завершилось посещение музея усадьбы речной прогулкой на катере.

Четвертый маршрут продолжил знакомить детей с выдающимися людьми Рыбновского района. Он снова привел семьи наших воспитанников в село Новоселки, где расположился дом- музей братьев Пироговых, знаменитых на весь мир оперных певцов. Ребята вместе со своими родителями познакомились с бытом и укладом жизни деревенской семьи и услышали рассказ о том, как в большой крестьянской семье родилось три брата, которые смогли стать великими русскими оперными басами. В музее мы также послушали потрясающие голоса братьев Пироговых, увидели афиши и эскизы.

Пятый маршрут выходного дня привел нас в Рыбновский краеведческий музей. Его посещение никого не оставило равнодушным! Дети с родителями посетили несколько залов: исторический, военный, зал русской избы и старинных вещей. Ребята с удивлением и восторгом погрузились в мир старины, открывая для себя так много нового и интересного!

Шестым маршрутом стала поездка в село Пощупово в музей глиняной игрушки семьи Ивановых. Здесь наши семьи прямо с порога очутились в самой настоящей сказке! Встретила их Василиса Премудрая. Она объяснила правила поведения и познакомила со «злой» плюшевой собакой, которая пропускает на территорию только добрых людей. Дети увидели дерево, на котором растут сандалии, Бабу Ягу, что припарковалась на своей метле прямо у крыльца, прялку Спящей красавицы, Птицу Счастья, слезы царевны Несмеяны, живую и мертвую воду, приданое Дюймовочки, скатерть - самобранку и многое - многое другое. И конечно же, познакомились с коллекцией глиняных игрушек и поучаствовали в мастер - классе по их изготовлению. В завершение этой насыщенной экскурсии семьи прошли ещё и увлекательный сказочный квест по поиску сладкого клада.

Седьмой маршрут - посещение НИИ пчеловодства в городе Рыбное. Экскурсовод в музее истории пчеловодства рассказала, какие бывают пчелы, как добывали мёд в древности, почему место, где стоят ульи, называется пасека. Дети смогли сравнить, какие были ульи раньше и как они устроены сейчас. Нам рассказали о том, как пчелы общаются между собой, как растят своих малышей. На пасеке заглянули в настоящий улей. Познакомились с пчелой королевой, трутнями, рабочими и молодыми пчелками. В конце экскурсии все желающие попробовали мед.

Восьмой маршрут выходного дня привел нас в село Баграмово, где находится музей обороны и тыла. Экскурсия была посвящена истории возделывания хлеба на Руси. Мы узнали о том, как сажали хлеб раньше, как ухаживали за ним и убирали, как молотили зерно, и мололи муку. Смогли сравнить этот процесс с современными технологиями выращивания урожая. Экскурсоводы рассказали детям и о том, какие куклы- обереги изготавливали на Руси, предложили поучаствовать в мастер – классе по изготовлению куклы Сполюшки. Кроме того, поведали ребятам о трудностях выращивания хлеба в годы Великой Отечественной войны и о трудовых подвигах девушек - трактористок.

Девятый маршрут был проложен в село Дивово во ВНИИ коневодства. Здесь ребята узнали об истории возникновения института коневодства и его значении для выведения и разведения новых пород лошадей. Здесь многие дети, да и взрослые тоже, смогли осуществить свою мечту: погладить и покормить лошадь, потрепать её гриву, прокатиться верхом. Мы посетили конюшни и загоны, где ребятам разрешили покормить животных овощами и хлебом. А потом побывали на манеже и смогли понаблюдать, как проходят тренировки лошадей. Все это оставило в памяти детей неизгладимые впечатления.

Я считаю, что данная форма работы помогла дошкольникам и их родителям более детально познакомиться с достопримечательностями и историей Рыбновского района, более глубокими и полными стали знания о знаменитых уроженцах родного края, о местных традициях и культуре.

Но, пожалуй, самое важное, что проект «Маршрут выходного дня» смог открыть новые грани внутрисемейного общения. Оказалось, что выходной досуг можно проводить так дружно, познавательно и активно!

И многие родители моих воспитанников выразили огромное желание продолжить работу над проектом и разработать новые маршруты. И именно это, на мой взгляд, является верным признаком эффективности выбранной формы работы.

2.5.Перспективный план реализации проекта.

План работы с детьми

Сроки

Тема

Содержание

Сентябрь 2023

«Город Рыбное и Рыбновский район. «Экскурсии» по карте и макету Рыбновского района»

Рассматривание карты и макета Рыбновского района. Определение достопримечательных мест. Беседа. Рассматривание фотографий и открыток с изображением достопримечательностей Рыбновского района.

«История возникновения названия и символики города Рыбное. Символика родного города: флаг, герб, гимн»

Беседа. Рассматривание фотографий флага и герба города Рыбное. Прослушивание гимна города Рыбное.

Октябрь

2023

«Знаменитые земляки Рыбновского района»

Знакомство детей со знаменитыми земляками Рыбновского района: С.А. Есенин, братья Пироговы.

Рассматривание фотографий, определение по карте и макету местонахождение сел Константиново и Новоселки

«Белая береза под моим окном…»

Беседа о Музее Есенина С.А. в селе Константиново. Рассматривание фотографий с экскурсии в этот музей. Чтение стихотворений великого поэта

Ноябрь

2023

«Оперные певцы нашего района»

Беседа о Музее братьев Пироговых в селе Новоселки. Рассматривание фотографий с экскурсии.

«Достопримечательности Рыбновского района»

Знакомство детей с достопримечательностями Рыбновского района. Определение местоположения их на карте и макете Рыбновского района.

Декабрь 2023

«Где живет история?»

Беседа о Краеведческом музее города Рыбное. Рассматривание фотографий с экскурсии в Краеведческий музей города Рыбное.

«Битва на Воже»

Беседа о знаменитой битве на Воже. Рассматривание картинок и фотографий. Слушание рассказов детей, побывавших на реконструкции битвы на Воже.

Январь 2024

«Медуница»

Беседа о празднике «Медуница», который ежегодно проходит на территории НИИ пчеловодства. Рассматривание фотографий и слушание рассказов детей, побывавших на этом празднике.

«Ягодка малинка»

Беседа о празднике «Малина», который ежегодно проходит на территории села Новоселки. Рассматривание фотографий и слушание рассказов детей, побывавших на этом празднике.

Февраль 2024

«Игрушки из глины»

Беседа о Музее глиняной игрушки в селе Пощупово. Рассматривание фотографий с экскурсии и глиняных игрушек, сделанных своими руками.

«Что такое институт пчеловодства?»

Беседа о НИИ пчеловодства в городе Рыбное. Рассматривание фотографий с экскурсии в НИИ пчеловодства, Музея истории пчеловодства и пасеки.

Март

2024

«История хлеба»

Беседа о Музее обороны и тыла в селе Баграмово. Рассматривание фотографий с экскурсии и соломенной куколки Сполюшки.

«Кому нужна уздечка?»

Беседа о ВНИИ коневодства в селе Дивово. Рассматривание фотографий с экскурсии в Музее ВНИИ коневодства, посещения манежа и загонов для лошадей.

Апрель 2024

«Почему названия сел такие?»

Беседа о происхождении названий окрестных сел и деревень. Интересные факты их происхождения.

«Что запомнилось мне во время экскурсий?»

Беседа, рассматривание картинок и фотографий. Рисование детьми своих впечатлений.

Май

2024

«Викторина. По дорогам Рыбновского района»

Викторина по закреплению знаний о Рыбновском районе, вручение медалей.

План работы с родителями

Сроки

Тема

Содержание

Май

2023

«Анкетирование «Патриотическое воспитание детей»»

Разработка анкеты для родителей. Обработка результатов.

Июнь 2023

«Разработка «Маршрутов выходного дня»

На родительском собрании вручение детям и их родителям клубных карточек. Разработка первого маршрута выходного дня

Июль 2023

«Посещение праздника «Малина» в селе Новоселки»

Семьи самостоятельно посещают праздник «Малина». Встреча с певцом Хабиб. Фотосессия.

Август 2023

«Посещение реконструкции битвы на Воже»

Семьи самостоятельно посещают реконструкцию битвы на Воже. Фотосессия. Примерка костюмов древнерусских воинов.

Сентябрь 2023

«Экскурсия в Музей Есенина С.А. в селе Константиново»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у Музея Есенина Сергея Александровича в селе Константиново. Посещают с экскурсоводом родной дом Сергея Есенина, школу, где он учился.

Октябрь 2023

«Экскурсия в Музей братьев Пироговых в селе Новоселки»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у Музея братьев Пироговых в селе Новоселки. Посещают с экскурсоводами музей истории братьев Пироговых – оперных певцов и их семьи.

Ноябрь 2023

«Экскурсия в Краеведческий музей города Рыбное»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у Краеведческого музея города Рыбное. Посещают с экскурсоводами музей истории города Рыбное.

Декабрь 2023

«Экскурсия в Музей глиняной игрушки в селе Пощупово»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у Музея глиняной игрушки в селе Пощупово. Посещают с экскурсоводами музей глиняной игрушки, из глины лепят котят и ищут клад.

Январь 2024

«Экскурсия в НИИ пчеловодства в городе Рыбное»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у НИИ пчеловодства. Посещают с экскурсоводами музей истории пчеловодства и пасеку с пчелами.

Февраль 2024

«Экскурсия в Музей обороны и тыла в селе Баграмово»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у Музея обороны и тыла в селе Баграмово. Посещают с экскурсоводами музей истории хлеборобов. Изготавливают из соломы куклу-оберег Сполюшку.

Март

2024

«Экскурсия в ВНИИ коневодства в селе Дивово»

Согласно маршруту выходного дня семьи и педагоги встречаются у ВНИИ коневодства. Посещают с экскурсоводами музей истории коневодства, загоны с лошадьми разных пород и манеж для тренировки лошадей и наездников.

Апрель

2024

«Подведение итогов работы детско-родительского клуба «Туристенок»»

Родительское собрание.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект оказался очень продуктивным. Дети прикоснулись к культуре и истории родного края. Смогли самостоятельно получить знания, сдружиться друг с другом, найти общий язык с родителями, которые посмотрели на своих детей не как на малышей, а как на взрослых, умеющих понимать и задавать вопросы, людей.

Дети пришли к выводу, что Рыбновский район - интересное место, где много памятных и достопримечательных мест, красивая природа. Наш край - это родина многих знаменитых людей. Наша малая родина- это место, которым стоит гордиться!

3.1.Продукты проекта

  • Альбомы с фотографиями
  • Поделки
  • Рисунки
  • Макет Рыбновского района
  • Карта Рыбновского района

3.2.Практическая значимость

Совместная разработка «маршрута выходного дня» - это не только эффективный, но и инновационный способ взаимодействия с семьями воспитанников, а еще вовлечение родителей в единое образовательное пространство с ДОУ.

       Во время реализации данного проекта было разработано несколько маршрутов по Рыбновскому району, которые помогли детям в легкой и увлекательной форме семейного путешествия воспринять сложную информацию, связанную с историей и культурой родного края.

Такие поездки принесли детям много пользы: смена впечатлений, свежий воздух, развитие кругозора, взаимодействие с родителями и общение с друзьями. Вследствие чего семьи становятся крепче, дети в группе дружнее, а отношение родителей к воспитателям более доверительное. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами.

3.3. Перспектива развития

В перспективе мы планируем:

  • Продолжать работу в данном направлении, т.к. патриотическое воспитание является очень значимым.
  • Разработать новые «Маршруты выходного дня»
  • Поделиться своими методическими наработками с коллегами (семинары, сайт воспитателя и др.).

4.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

4.1.Нормативно-правовые ресурсы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 2.2821 -10»,

-Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок».

4.2.Материальные ресурсы:

Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат.

4.3.Кадровые ресурсы:

Для создания и использования проекта в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов и родителей. Работа в проекте может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, реализуемых программ и контингента воспитанников, а также родителей.


Приложение 1.

Диагностический материал по определению уровня сформированности представлений о родном крае

педагог-психолог

Клещевская

 Юлия Александровна

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства являются основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
     Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении проводится два раза в год. В начале учебного года, выявляют исходный уровень имеющихся у детей знаний и представлений. Это очень важный диагностический этап, результаты которого позволяют педагогу определить и скорректировать содержание и методы ознакомления старших дошкольников с родным городом и ближайшим окружением, спланировать индивидуальную работу с каждым ребенком. В конце учебного года подводятся итоги, определяются уровни сформированности знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении.
       Диагностика  осуществляется комплексно, с использованием различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, наблюдений во время занятий и в повседневной жизни.
 Важную роль в восприятии окружающего мира играют эмоции, влияющие на формирование основ отношения к тем или иным объектам и явлениям.      

Деятельностный компонент в силу ограниченных возможностей ребенка-дошкольника еще менее выражен, но он показывает прочность усвоенных знаний и наличие определенного отношения к окружающему миру. Кроме того, патриотизм помимо своей эмоционально-чувственной сущности имеет деятельностную природу, проявляется в деятельности – в конкретных поступках.
   Выделяются следующие критерии оценки эффективности ознакомления дошкольников с ближайшим окружением и родным городом:

  • знания и представления о городе (поселке), в котором живет ребенок;
  • знания и представления о родной стране, государственной символике;
  • проявление интереса и положительно эмоционального отношения к городу (поселку);
  • деятельностно-поведенческие проявления.

Мы не случайно выдели этот критерий, потому что важную роль в восприятии окружающего мира играют эмоции, влияющие на формирование основ отношения к тем или иным объектам и явлениям. Деятельностный компонент в силу ограниченных возможностей ребенка-дошкольника еще менее выражен, но он показывает прочность усвоенных знаний и наличие определенного отношения к окружающему миру. Кроме того, патриотизм помимо своей эмоционально-чувственной сущности имеет деятельностную природу, проявляется в деятельности – в конкретных поступках.
       Говоря о первом критерии, необходимо отметить, что объем содержания знаний и представлений, например о достопримечательностях родного города (поселка), имеет свою специфику для каждого региона и населенного пункта.    

Два последних критерия очень важны, но диагностика этих направлений может быть осуществлена только при условии постоянных наблюдений в течение всего года.
      Исследователи отмечают, что поведение современного ребенка амбивалентно, существует значительное расхождение между реальными поступками и представлениями детей о «добре» и «зле», «честности» и «лживости», «справедливости» и других этических понятиях. Так, старший дошкольник может быть хорошо осведомлен о том, как следует содействовать благоустройству родного города, прекрасно об этом рассказывать, но при этом в повседневной жизни поступать прямо противоположно: мусорить на улице, рвать на клумбах цветы, пачкать и ломать скамейки.
     Основные задачи ознакомления с ближайшим окружением и родным городом:
   • знакомство с названием родного города (поселка), а также с тем, почему он так называется (если объяснение происхождения названия доступно пониманию детей старшего дошкольного возраста), как называют его жителей;
   • знакомство с названиями улиц ближайшего окружения, домашним адресом, адресом детского сада;
   • формирование интереса к истории и достопримечательностям родного города (поселка), представлений о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка);
   • знакомство с выдающимися земляками, людьми, подвиги и трудовые достижения которых прославили родной край;
   • формирование представлений о том, что каждый житель города (поселка) должен посильно участвовать в его благоустройстве в соответствии со своими возрастными возможностями.
      В процессе диагностики ребенку предлагается разрешить проблемные ситуации, выполнить задания и ответить на вопросы.
   Проблемные ситуации:
   • У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.
   • К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.
   Задания
   • Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.
   • Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть фотографии, рисунки, открытки с изображением памятных мест, архитектурных и скульптурных памятников разных городов и выбрать из них те, на которых изображены достопримечательности родного города.
   • Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему микрорайона, поселка).
   • Используя иллюстративный материал с изображением людей, собирающих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рассказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.
   Примерные вопросы для беседы
   – Как называется город (поселок), в котором ты живешь?
   – Что означает название города (поселка), в котором ты живешь?
   – Как называют жителей нашего города (поселка)?
   – Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?
   – Почему она носит такое название?
   – Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
   – Что тебе больше всего нравится в твоем городе?
   – Какие интересные места, достопримечательности своего родного города ты знаешь?
   – Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?
   – Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь?
   – Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал красивее?

Знакомство со страной и государственной символикой

   Естественно мы не можем обойтись без знакомства с государственной символикой страны (гербом, флагом, гимном).
   Основные задачи ознакомления с государственной символикой:

  • углублять и уточнять представления о Родине – России;
  • воспитание интереса к государственным символам нашей Родины; 
  • развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни нашей страны;
  • воспитание эмоционально положительного отношения к гербу, флагу и гимну России;
  • формирование элементарных представлений о функциональном назначении и символическом значении государственных символов;
  • воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
    В процессе диагностики педагог заполняет диагностическую таблицу.

Критерии определения уровня сформированности представлений

о родном крае:

1. Название города (поселка) в котором живет ребенок:

3б. – уверенно называет город, в котором живет.

2б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.

0б. – не может ответить на вопрос.

2. Домашний адрес:

3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.

2б – отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.

1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.

0б. – не знает.

3. Городская символика:

3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.

2б – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.

1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.

0б. – не знает.

4. Выдающиеся земляки:

3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1 – 2), знает, чем они прославили родной край.

2б – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1 – 2), с помощью наводящих вопросов рассказывает о них.

1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать

0б. – не может никого назвать.

5. Достопримечательности города.

3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать, где находится.

2б – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их с помощью наводящих вопросов.

1б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, назвать не может.

0б. – не знает, не выбирает.

6. Название страны:

3б. – уверенно называет свою страну.

2б – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1б. – знает название, но может перепутать с названием города, района. Нужны наводящие вопросы.

0б. – не может ответить на вопрос.

7. Название столицы родной страны:

3б. – уверенно называет столицу России.

2б – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1б. – знает название, но может перепутать с названием города, страны. Нужны наводящие вопросы.

0б. – не может ответить на вопрос.

8. Знание герба России:

3б. – узнает государственный герб, может рассказать, что изображено на гербе нашей страны. Легко выбирает герб России среди других изображений.

2б – не сразу выбирает изображение герба России среди других изображений гербов других стран.

1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах.

0б. – не знает, как выглядит герб России.

9. Знание флага России:

3б. – узнает флаг России, уверенно, сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран.

2б – правильно, но не сразу выбирает изображение государственного флага России.

1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах.

0б. – не знает, как выглядит флаг России.

10. Знания и представления о гимне России:

3б. – узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный.

2б – узнает и называет гимн России.

1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого.

0б. – не имеет представления о гимне России.

11. Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города, страны:

3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе, делится впечатлениями.

2б – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации.

1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе взрослого.

0б. – не проявляет интереса.

12. Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города:

3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.

2б – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.

1б. – эмоциональная реакция выражена слабо.

0б. – эмоциональная реакция отсутствует.

13. Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения:

3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б – бережно относится к окружающему.

1б. – необходимо напоминание взрослого.

0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование).

14. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице:

3б. – самостоятельно соблюдает правила.

2б – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого.

1б. – не всегда и не все правила соблюдает.

0б. – не соблюдает правила.

Оценка результатов диагностики:

42б. – 34б. представления сформированы

33б. – 15б. частично сформированы

14б. и менее не сформированы

D:\буктрейлер цветик семицветик\картинки\2024-05-01_12-24-20 карта.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимод...

Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети Интернет родителей надо учить. Эта деятельность педагога должна стать одной из основных, поскольку, обучая родителей, мы получаем заинтересованных в ...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

       Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...

«Электронный образовательный маршрут-эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой...

"Маршрут выходного дня" как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем

Маршрут выходного дня - это совместная деятельность воспитателей, дошкольников и их родителей.В данной работе я рассказываю о том, как проходят наши выходные....

Презентация " Образовательный маршрут - эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

В перезентации отражается опыт работы по составлению электронных образовательных маршрутов в работе с родителями....