Самообразование по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)
Папка по самообразованию по теме: " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей подготовительного к школе дошкольного возраста»
на 2022-2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
• представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 01.09.2022- 31.05.2023
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• чтение художественной литературы
• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
• художественное слово
• беседы
• продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов,связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
• Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат для воспитанников:
•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
• участие в педсоветах, семинарах;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
План саморазвития
I этап | Организационно-диагностический (теоретический) |
II этап | Практический |
Формы работы
Месяц | Форма работы с родителями | Форма работы с детьми | Результат (продукт деятельности) | ||
Сентябрь
| Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | 1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций 2. "Знакомство с феечкой Копеечкой" 3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года) Блок «Труд и продукт труда (товар) Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии». • Труд в уголке природы. • Создание творческой мастерской по ремонту книг. • Организация дежурства по столовой. • Рисование «Мои добрые дела». • Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек. • Подвижная игра «Выбор профессии». • Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». • Беседа о труде. • Час загадок. • Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит». • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи». •Беседа: «Кто построил новый дом». • Дидактическая игра «Уважай/чужой труд». • Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования. Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Разработка проекта « Школа феечки Копеечки» | ||
Октябрь | Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры. | Рисование «Как я помогаю близким». Чтение стихотворений о труде и профессиях. Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Беседа «Хлеб – всему голова». Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка». Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова). Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома». Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок» Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования. Блок «Деньги и цена (стоимость)» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама). Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел. | ||
Ноябрь | Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | • Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». • Беседа с детьми с правилами экономии. • Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». • Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». • Экскурсия в магазин. • Рисование «Экскурсия в магазин». •Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». • Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию Встреча «Дети и деньги» Пополнение педагогической копилки демонстр. материалом (приобретение настольно-печатных игр). | ||
Декабрь | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» | • Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). • Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?» | • Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). | ||
Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | • Рассказ воспитателя об истории денег. • Презентация о Гознаке. • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». • Рисование «Монеты моей страны». • Аппликация «Необычные формы денег». Собирание тематических пазлов | Пополнение педагогической копилки д емонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). | ||
Февраль | Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» | • Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». • Экономический КВН. • Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»). • Сюжетно – дидактическая игра «Банк». | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). | ||
Март | Консультация «Дошкольник и экономика». | Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Литературная викторина по русским народным сказкам. • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье». • Решение арифметических задач. | • Пополнение педагогической копилки демонстрационным • материалом • Приобретение методической литературы среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). • Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми. , раздаточного материала •Пополнение развивающей предметно- пространственной | ||
Апрель | • Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования • «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей). | • Беседа о рекламе. • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». • Рисование «Моя любимая реклама». • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей». • Эколесица. • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?». •ИОС: «Как нам может помочь реклама?». | • Пополнение развивающей предметно- пространственной среды группы дидактическими играми. • создание лэпбука "Финансовая грамотность" • Создание альбома «Реклама для детей». | ||
Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» Итоговое родительское собрание:включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования. | •ООД на тему: «Путешествие в страну экономики». • Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» • Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». | Подготовка отчета по теме самообразования. Представление информации в группе детского сада.
|
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
план работы...
Отчет по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2019-2021г....
Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...