Мастер класс "Познаём мир с кругами Луллия"
методическая разработка (старшая группа)
Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие круги Луллия (старший дошкольный возраст)
Созданное на основе изобретения французского монаха, поэта, философа, мыслителя 13 века Раймунда Луллия.
Дидактическая игра - пособие «Занимательные круги» помогает формировать у ребенка представления об основных лингвистических понятиях: звук, слово, слог, а также закреплять представления о звуковой культуре речи.
Презентация к мастер классу "Познаём мир с кругами Луллия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_21.02.24g._manakova_lulliya.docx | 70.32 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley_krugi_lulliya.docx | 510.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Познаем мир с кругами Луллия
«Дидактическая игра «Круги Луллия».
(старший дошкольный возраст)
Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие, созданное в 13 веке на основе изобретения французского монаха (поэт, философ, мыслитель) Раймунда Луллия.
Актуальность: дидактическая игра - пособие «Занимательные круги» помогает формировать у ребенка представления об основных лингвистических понятиях: звук, слово, слог, а также закреплять представления о звуковой культуре речи. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, деления слов на слоги, использование предлогов в речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу.
С помощью данного пособия дети учатся мыслить, познают окружающий мир, решают проблемные ситуации.
Дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста (от 3-7 лет) закрепления пройденного материала на занятиях по обучению грамоте.
Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание».
Создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). - Теория решения изобретательских задач.
Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок.
Вариативность использования: данную игру – пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми для закрепления пройденного материала, так и для парной игры детей. Простота конструкции позволяет заменить задания других образовательных областей. В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить сделать родителям для индивидуальной работы с детьми дома.
Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи, воображения. Способствует закреплению полученных знаний о буквах, звуках.
Дидактическое пособие представляет собой круги (2-4) разного диаметра, разделены на одинаковое количество секторов, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Могут быть сменными.
В верхней части стержня установлена стрелка или основа с окном в виде треугольника
На кругах размещаются картинки.
Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов.
Цель пособия: - содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Задачи:
- развитие познавательной активности у детей;
- развитие связной речи детей;
- воспитывать слуховое внимание;
- развитие фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах.
- развитие мелкой моторики;
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах, их отличия.
- совершенствовать умения составлять слова из слогов, считать количество слогов в слове и соотносить с нужной цифрой;
- формировать элементарные навыки чтения.
Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":
- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.
- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.
- воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Результативность и новизна: в результате использования данного пособия, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах.
Данное пособие по обучению грамоте позволяет в игровой форме закрепить ранее полученные знания о буквах и звуках.
Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно выбирают кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия
- Игра: «Парочки»
Цель: развитие фонематических процессов.
Ход игры : педагог раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. (мишка – миска)
- Игра: «Символ»
Цель: развитие фонематического анализа.
Ход игры : педагог распределяет на одном круге символы звуков (символ – Ц – ), на другом – предметные картинки - мотоцикл).
Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (символ – Ц – объект мотоцикл)
- Игра: «Слоги»
Цель : развитие фонематических процессов.
Ход игры: педагог раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (К. О. – КОля, молоКО)
- Игра: «Слоготочки»
Цель: слоговой анализ и синтез слов.
Ход игры: педагог выкладывает на одном круге разное количество точек, на другом предметные картинки.
1 вариант. Предлагает детям объединить точки с объектом, в названии которого такое же количество слогов.
2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить количество точек с случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. (две точки – СТОЛ – СТОЛЫ)
- Игра: «Слогопары»
Цель: слоговой анализ и синтез
Ход игры: Педагог выкладывает на кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов. (кит, лук, лев)
- Игра «Первозвук» (бант-барабан)
Цель: звуковой анализ слов.
Ход игры: Педагог вкладывает предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками.
- Игра «Первый звук»
Цель: звуковой анализ слов и связь звука с буквой.
Ход игры : педагог выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.
1 вариант. педагог предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (Т- телефон)
2 вариант. педагог спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (П – орех = Порех)
- Игра: «Звукарик»
Цель: звуковой анализ слова.
Ход игры: Педагог выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый или мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков. (обезьяна- первый звук о-гласный), (Лист- первый звук Ль-Зелёный квадрат), (Банан- первый звук б согласный-синий).
- Игра «Парочки - нахождение последнего звука в слове»
Цель: звуковой анализ слов.
Ход игры: Педагог выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (апельсин – чемодан – клоун)
- Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель: звуковой анализ слов.
Ход игры: На одном круге педагог выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (лев – лопата, топор-тюльпан, бант-белка, зонт-зебра, пила-портфель, горы-гири.)
- Игра «Парочки по звонкости – глухости» З_С, Б_П, В_Ф….
Цель: звуковой анализ слов.
Ход игры : Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон, бабочка-петух)
- Игра: «Подбери звуковой домик » - 3 круга используется в игре.
Цель: звуковой анализ слов, определение количества звуков в слове.
Ход игры: На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами.
- зеленый, красный, синий – лес; Кит, Гусь.
- синий, красный, синий, красный, синий- банан)
- синий, красный, синий, красный – Шуба)
- зеленый, красный, синий, красный – Лиса)
- синий, красный, синий – Лук.)
- синий, красный, зелёный, красный – Сани)
- синий, красный, синий – Дом)
Предварительный просмотр:
Круги Луллия - это игровая методика. Направленная на обогащение словаря ребёнка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах.
«Познаем мир с кругами Луллия.
«Многофункционльное игровое пособие».
2024г.
Варианты игр с использованием Кругов Луллия:
1.Игра «Первый звук»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, связь звука с буквой.
Ход: педагог выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.
1 вариант: педагог предлагает объединить картинку с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (Т- телефон)
2 вариант: педагог спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (П – орех = Порех)
2.Игра: «Подбери рифму»
Цель: развитие словотворчества детей дошкольного возраста через подбор рифмованных слов, основываясь на чувство интуиции.
Задачи: Воспитывать внимательное отношение к родному языку. Развивать психические процессы: мышление, память;
Ход: Рассмотри картинки на большом круге, выбери любую и назови её выделив стрелкой (окошком). Вращая малый круг, называй картинку, которая появилась в окошке. Как ты думаешь, подходит ли картинка с большого круга к картинке малого круга. Попробуй самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова(существительные: лимон – вагон, рог – пирог).
Манакова О.П.
3.«Ориентировка в пространстве». Закрепление понятий на - над – под…
Цель: Закреплять умение определять положение предмета по отношению к другому предмету, умение использовать слова-предлоги в речи. -Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на большом круге? пирамидка под столом ……..-На малом круге эти же предметы изображены в виде символов: квадрат, круг, прямоугольник, ромб. Выбери стрелкой картинку на большом круге. Воспитатель задает вопрос по сюжету картинки выделяя голосом предлог: Что изображено на картинке? Что ты произнёс? (предложение) С помощью какого слова мы точно определяли, где находится предмет?(на, над, под. Вращая малый круг, подберите подходящий символом с картинкой большого круга. Произнеси предложение которое у тебя получилось. Выделяя голосом предлог. Приведи свой пример с этим же предлогом.
4. Игра « Где спрятался звук?» (в начале слова) Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря. Ход: игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге буквы на 2-ом круге картинки. Нужно к картинке подобрать букву и определить положение звука в начале слова. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
5. Игра «Подбери слово к слоговой схеме» Цель: Формировать навыки слогового анализа. Развивать умение, группировать, сравнивать, анализировать. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). Ход: - Рассмотри картинки на большом круге, в выбранном слове определи количество слогов, «прохлопывая» в ладоши. Определи количество слогов. Сам соотнеси картинку большого круга со схемой малого. Объяснить выбор. 1. Малый круг: слоговые схемы слов. Домики с 1и 2 окнами. 2. Слова-картинки большого круга: сыр, ключ, арбуз, батон, пирог, зонт, кресло, клубок.
мМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Круги Луллия"
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творчески...
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Мастер-класс для родителей "Круги Луллия"
Актуальность: Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это посо...
МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...
Мастер класс «Использование колец Луллия для творческого развития детей» «Круги Луллия»
Мастер класс...
Мастер-класс по изготовлению Круга Луллия
Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Для изготовления вам потребуется: лист фанеры картона или плотной бумаги, шпилька с резьбой, шайбы, гайк...