Отчет по самообразованию Влияние устного народного творчества на развитие детей
опыты и эксперименты (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya1.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3 - 4 лет»
На 2023-2024 учебный год мною была выбрана тема для изучения «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 4 лет». В начале работы поставила перед собой цели и задачи.
Цель работы: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Объединить усилия с родителями по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
4. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
У детей моей группы я давно заметила интерес к песенкам, потешкам, загадкам, сказкам. Выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
В ходе работы над темой самообразования мной была собрана картотека потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, народных подвижных и пальчиковых игр.
В книжном уголке разместила книги: сказки, потешки, песенки, загадки.
Дети имели возможность внимательно и сосредоточено рассматривать иллюстрации, вспомнить содержание.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песеннок, прибауток. Перед сном дети моей группы слушают колыбельные песни. Колыбель, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
По утрам с ребятами поем песенки-приветствия «Здравствуйте Ладошки, хлоп-хлоп -хлоп», песенки для настроения «Тетя-тетя кошка», «Елочка колкие иголочки», «Кошкин дом», «Зайка серенький сидит», «Если весело живется делай так…»
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, но и эмоционально прочитать потешку, исполнить песню и обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке, в песенке. Также во время прогулок применяла практику «подвижные игры», такие как «Гуси-Лебеди», «Колобок», «Теремок» (Вот стоит теремок. Он не низок, не высок. Как войдет в него зверек, Так захлопнется замок).
Со второй половины года с детьми разучиваем считалочки. С помощью считалок дети не только могут выбрать ведущего, но и развивают грамотную речь, чувство ритма. Считалка обеспечивает интерес к обучению детей разны1х характеров и темпераментов. (Сидел петух на палочке, Считал свои булавочки: — Раз, два, три, В этот счет выходишь ты!), ( Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, А за мышками скакать.)
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом. Постоянно в театре появляются новые персонажи - артисты. Дети участвовали в таких инсценировках, как сказки «Репка», «Теремок» и «Колобок». Не могу не сказать о настольном театре. Дети с восторгом следят за персонажами и проговаривают действия героев. А после играют с пальчиковыми куклами или деревянными фигурами. Для лучшего запоминания героев сказки нам помогает рисование, аппликация и лепка. Работы мы собираем в созданную нами книжку «Любимые сказки».
Дети с удовольствием отгадывают загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки стараюсь использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности, развивают мышление детей.
В течение года выставляла в родительский уголок консультации по своей теме самообразования. Родителям сделаны рекомендации, что читать детям в этом возрасте. Беседовали о прочитанном. В ноябре провела мастер-класс для родителей «По мотивам К.И. Чуковского». Родители узнали о значимости книги в жизни ребенка и как в домашних условиях можно создать свою книжку. 14 февраля в образовательном учреждение прошла выставка, посвященная «Международнему дню книгодарения» и «Дню Памяти А.С. Пушкина». На выставку родители подготовили книжки, сделанные своими руками.
Провела итоговое занятие - развлечение «В гостях у сказки». С помощью интерактивной доски дети смогли окунуться в сказочную страну, где они помогали Василисе Прекрасной, справится с Бабой Ягой и Кащеем Бессмертным, которые путали сказки. Большая часть детей моей группы получила знания, соответствующее своему возрасту и программным требованиям.
Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.
На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.
Свою работу по самообразованию за 2023 – 2024 учебный год считаю удовлетворительной. В дальнейшей своей работе по этой теме самообразования, буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.
В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:
- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ
Тверской области
Отчет по теме самообразования
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3 - 4 лет»
Подготовила:
Воспитатель
второй младшей группы
Реуцкая Ирина Владимировна
Май 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...
План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...
План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...
Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"
Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...
Отчет по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста" ( 25.05.2022)
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в ос...
Отчет по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3лет"
Отчет о самообразовании по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3лет" предоставляется для анализа эффективности работы воспитателя по данной теме....