Планы
материал (младшая группа)
Планы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по экологии | 27.72 КБ |
План по самообразованию | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2022-2023год
Составил: воспитатель Жукова Н.Н.
- Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы нашего края через художественную литературу.
№ | Тема | Цель | Форма работы |
Январь | |||
1 | «В январе, в январе много снега во дворе...» | Беседа: «Зимние явления». Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег - очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Подвижные игры: «Снег кружится», «Зайка серенький сидит», «Снежки». Дидактические игры: «Собери снеговика», «Чудесный мешочек», «Найди снежинку». Чтение стихотворений о зиме, природных явлениях; сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка». Отгадывание загадок о зиме. |
2 | «Снеговичок» | Беседа: «Зимушка – зима». Дать представление о свойствах | Рассматривание картины с зимним пейзажем. Игра «Когда это |
3 | «Волшебница зима» | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко | Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, |
4 | «Курочка Ряба и ее соседи» | Беседа: «Домашние птицы». Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать | Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Рисование «Заборчик для Петушка». |
Февраль | |||
1 | «Огород на окне» | Беседа: «Витамины на подоконнике». Дать представление о луковице | Загадки о луке. Рассматривание |
2 | «Пернатые друзья» | Беседа: «Зимующие птицы». Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о | Подвижные игры: «Воробушки и |
3 | «Где живет золотая рыбка?» | Беседа: «Какие бывают рыбки?» Познакомить детей с некоторыми названиями рыб, формировать представления детей о рыбах, об их внешнем виде и образе жизни. | Рассматривание иллюстраций с |
4 | «Воздух вокруг нас» | Беседа: «Чем мы дышим?». Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. | Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром, соломинкой. |
Март | |||
1 | «Я – человек» | Беседа: «Мои помощники» Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. | Рассматривание книги «Мое тело». |
2 | «Весна пришла» | Беседа: «С чем приходит к нам весна». Познакомить с характерными | Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». |
3 | «Береги природу» | Беседа: «Живая природа» Рассказать о том, как люди помогают природе. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе. | Дидактическая игра «Хорошо-плохо». |
4 | «К деревьям в гости» | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Деревья весной». Чтение М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», «Дождик».Рисование «Первые листочки». |
Апрель | |||
1 | «День птиц» | Беседа: «Птицы на нашем участке» Познакомить детей с птицами нашего края в весенний период; воспитывать заботливое отношение к птицам, учить узнавать пернатых по внешнему виду; прививать любовь к природе. | Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль». Дидактические игры: «Кто сидел на ветке?», «Кто лишний?» Чтение: Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки», русские народные сказки. Лепка: «Зернышки для птички». Раскрашивание: «Раскрасим перышко». |
2 | «Из чего делают игрушки?» | Беседа: «Из чего это сделано?» Дать понятие, что для изготовления | Рассматривание игрушек, предметов. |
3 | «Посеем семена» | Беседа: «Из чего растут цветы?» Дать представление о семенах | Рассматривание семян цветов, маленьких луковичек. Посев их в клумбы. Загадки. Чтение художественной литературы. |
4 | «Путешествие на экологическую тропинку» | Беседа: «Растения весной» Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. | Расширять знания детей о |
Май | |||
1 | «Игрушки и | Беседа: «Дерево и бумага» Познакомить со свойством и | Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. |
2 | «Песок» | Беседа: «Какой песок?» Познакомить со свойством и | Опыты с песком. Рассматривание песка. Игры с песком. Лепка пирожков и куличиков. |
3 | «Насекомые» | Беседа: «Насекомые-маленькие помощники». Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, | Чтение «Божья коровка» - потешка. |
4 | «Лето» | Беседа: «Скоро лето» . Формировать у детей элементарные представления о времени года лето, сезонных изменениях в природе, активизировать разговорную речь. | Презентация «Насекомые». Дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери цветок для стрекозы». Подвижная игра: «Кузнечики». Рисование «Божьи коровки» Чтение потешки «Сел комарик на пенечек»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; В. Бианки «Муравьишка». |
Июнь | |||
1 | «Травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Беседа: «Одуванчик». Формировать знания детей о траве (зеленая, нежная) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Наблюдение за цветами, травой. Подвижная игра «На зелененький лужок», «Найди стрекозу» Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов». Музыкальная игра: «Пчелки». Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод» Рисование «Цветы». |
2 | «Дождь и радуга» | Беседа «Природные явления». Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Рассматривание иллюстраций по теме. Подвижная игра: «Солнечные зайчики». Музыкальная игра: Солнышко и дождик». Чтение стихотворения З.Александрова «Гром». |
3 | «Мухи и комарики» | Беседа: «Насекомые». Рассказать детям о комарах, их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу. | Наблюдение на прогулке за насекомыми. Чтение К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; В. Бианки «Муравьишка». Загадки о насекомых. Игровые упражнения: «Бабочки летают» |
4 | «Подорожник» | Беседа: «Лечебная трава» Дать некоторые понятия о травах нашего края (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Воспитывать у детей любовь к природе. | Рассмотреть на участке подорожник, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Раскрашивание «Листик подорожника». |
Июль | |||
1 | «Знакомство с растениями родного края. Ромашка». | Беседа: «Ромашка» Познакомить детей с цветком ромашка, с особенностями внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы — живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов. | Рассматривание иллюстраций полевых цветов. Чтение стихотворения «Ромашка» (Е.Серова) Раскрашивание «Ромашка» |
2 | «Гром и гроза» | Беседа: «Гроза». Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. | Презентация «Природные явления» Рассматривание иллюстраций по теме Музыкальная игра: Солнышко и дождик». Рисование «Тучки» |
3 | «Вода и песок» | Беседа: «Свойства песка» Закрепить свойства и | Опыты с песком и водой. Рассматривание песка и воды, разной температуры. Игры с песком. Лепка пирожков и куличиков. |
4 | «Наблюдение за бабочками и пчелами» | Беседа: «Бабочки красавицы» Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Рассматривание иллюстраций с Музыкальная игра: «Пчелки». Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод» Раскрашивание «Бабочки» |
Август | |||
1 | «Ягоды малина и смородина» | Познакомить детей с ягодами (малина, смородина). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. | Рассматривание иллюстраций с изображением ягод. Чтение загадок и стихов о ягодах. Дидактическая игра: «Найди ягодку», «Собери картинку». Рисование «Баночки с вареньем» |
2 | «Яблочный Спас» | Беседа о празднике «Яблочный Спас», о его важности и значении, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Яблочный Спас». | Наблюдение за яблоней: рассматривание ствола, листьев, плодов. Слов. игра «Что можно приготовить из яблок» Чтение пословиц, стихов о яблоке, яблони. Показ кукольного театра по сказке Сутеева «Яблоко» |
3 | «Жуки и муравьи» | Беседа: «Насекомые». Знакомить детей с насекомыми (жуками, муравьями). Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке. | Рассматривание альбома «Удивительный мир насекомых». Дидактическая игра: «Собери картинку «Муравей». Раскрашивание «Жучки» |
4 | «Съедобные и ядовитые грибы» | Беседа: «Мухомор». Продолжать знакомить детей с природой родного края. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее. | Рассматривание иллюстраций с изображением грибов. Дидактическая игра: «Собери картинку «Грибок». Чтение загадок и стихов о грибах. Лепка: «Мухомор». |
Сентябрь | |||
1 | «Цветы на клумбе» | Беседа: «Цветы». Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, | Рассматривание иллюстраций с изображением цветов нашего края. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Экскурсия по территории детского сада. Поделки из природно- |
2 | «Солнышко | Беседа: «Ласковое солнышко». Формировать понятие о том, что для | Дидактическая игра: «Солнышко и дождик». Подвижная игра «Солнышко |
3 | «Кустарники на территории детского сада» | Беседа: «Чудо – кустики». Познакомить детей с кустарниками, растущими на нашем участке. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края. Дидактические игры: «Половинки», «Угадай по запаху». |
4 | «Дождик, лей, лей!» | Беседа: «Идет дождь». Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. | Слушание произведения «Грустный |
Октябрь | |||
1 | «Овощи, фрукты» | Беседа: «Витамины на грядке». Формировать умение называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. | Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Раскрашивание «Фрукты на Рисование: «Яблоко». Поделки из природно-бросового материала. |
2 | «В гости к | Беседа: «Для чего нужны деревья?» | Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Слушание песни |
3 | «Комнатные цветы | Расширять представления детей о комнатных цветах (хлорофитум, герань). | Дидактические игры: «Покажем Мишке |
4 | «Путешествие по экологической зоне в ДОУ» | Беседа: «Чудо – растения». Познакомить детей с кустарниками и растениями, растущими на экологической зоне ДОУ. Воспитывать умение видеть красоту природы в осеннее время года. | Экскурсия по экологической зоне. Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с растениями в осенний период. Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края. Дидактические игры: «Собери листочек», «Половинки». |
Ноябрь | |||
1 | «Золотая осень» | Беседа: «Что нам осень принесла?» Расширять знания детей о | Загадывание загадок. Рассматривание |
2 | «Кто живет в лесу?» | Беседа: «Дикие животные». Дать первоначальное представление | Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет |
3 | «Ветер» | Беседа: «Почему дует ветер?». Показать природное явление – ветер. | Просмотр презентации «Природные явления». Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Подвижная игра «Ленточки». |
4 | «Дождь и снег» | Беседа: «Природные явления». Формировать знания о явлениях природы поздней осенью (холодный дождь, идет снег). Влага - очень нужна природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением «Природа осенью». Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Снежки». Дидактические игры: «Найди снежинку». Чтение стихотворений о зиме, природных явлениях. |
Декабрь | |||
1 | «Котенька-коток и его друзья» | Беседа: «Домашние животные» Дать первоначальное представление | Рассматривание картин с Дидактические игры: «Чьи это детки», |
2 | «Зимний лес полон | Уточнить и расширить | Путешествие по территории участка. |
3 | «Водичка-водичка» | Беседа «Для чего нужна вода?». Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к | Потешка «Водичка-водичка». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление |
4 | «Мороз» | Беседа: «Что такое мороз?». Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Чтение стихотворений о зиме, природных явлениях; сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка». Отгадывание загадок о зиме. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44».
План работы по самообразованию
Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Подготовила: воспитатель
Жукова Н.Н.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Жукова Н.Н.
Стаж работы: 3 года
Квалификационная категория: без категории
Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.
Актуальность.
Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.
Предполагаемый результат:
самообразование
1. Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
Дети:
2. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
3. Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
4. Расширение кругозора детей.
Родители:
5. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.
Изучаемая литература:
∙ Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.
∙ О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
∙ Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2013г.
∙ Л.И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2013г.
∙ Игорь Пелинский «Песочные игры»
∙ Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.
∙ Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
∙ Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
∙ М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»
∙ Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста.
Перспективный план:
Раздел плана | сроки | Формы работы | Практические выходы |
Работа с детьми | 2021- 2022г. | Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» |
|
Работа с родителями | Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Март |
|
|
Работа с педагогами | Ноябрь Январь Апрель |
| Консультация Семинар-практикум Презентация |
Изучение методической литературы |
|
Работа с детьми
Занятия | наблюдения | Игровая деятельность | Экспериментальная деятельность | Материал |
Сентябрь – адаптационный период На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | ||||
Октябрь Тема «Вода» | ||||
«Водичка-водичка» Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать | «Дождик» Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность | Подвижные игры «Птички и дождик», «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик» | «Вода прозрачная» Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества | Лейка. пульверизатор |
«Напоим кукол» Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда | «Лужи» Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи) | Дидактическая игра «Времена года» Игра «Побродим по лужам» | «Купание куклы Кати» Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. | Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце |
Ноябрь Тема «Песок» | ||||
«Песочек» Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый | «Чудесные фигурки» Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» | «Следы» Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Емкость с песком, кувшин с водой |
«Песчинки» Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | «Сыпучий песок» Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком | Дидактическая игра «Фрукты из песка» | «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется | Емкость с сухим песком, лист бумаги |
Декабрь Тема «Воздух» | ||||
«Поймаем воздух» Цель. Дать представление о том, что воздух не виден | «Ветер» Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо…»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок» | «Утопим игрушки» Дать представление о том, что воздух легче воды. | Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки |
«Мой веселый звонкий мяч? Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха | «Кораблик плывет по воде» Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик» | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха | Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки |
«Буря в стакане» Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды | «Наблюдение за ветками деревьев» Цель. Формировать умение определять скорость ветра | «Игры с соломинкой» Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений | «Выдувание мыльных пузырей» Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри, | Стаканы с водой, трубочки для коктейля |
Январь Тема «Снег» | ||||
«Заморозим» Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | «Снег» Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый) | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер» | «Плавает-тонет» Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью | Небольшие формочки с водой |
«Легкий-тяжелый» Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие | «Снегопад» Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок | Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами | «Твердый-мягкий» Цель. Дать представления о том, что камни твердые. | Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона |
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. | ||||
Февраль | ||||
«Тайны снега и льда» Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда | «Тает льдинка» Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле | Подвижная игра «Снежинки» | «Лед-вода» Цель. Развивать наблюдательность | Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав |
«Цветные бусы» Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь | «Лед» Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре). | Подвижная игра «Снег кружится» | «Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение | Формочки для замораживания воды |
Март Тема «Бумага» | ||||
«Бумажные листочки» Цель. Дать представления о том, что бумага легкая | Лото «Игрушки» Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина) | «Порвем бумагу» Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться | Лист бумаги, емкость с водой | |
«Лодочка, плыви» Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха | Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха | Таз с водой, бумажные лодочки | |
Апрель Тема «Температура» | ||||
«Горячо-холодно» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. «Чудесный мешочек» Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее) | «Снежная баба» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает) «Наблюдение за состоянием погоды» Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. | Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» Дидактические игры «Части суток», «Времена года» | Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель. Определить температуру воды. «Опыт с металлами и деревом» Цель. Определить температуру воды. | 2 тазика с водой теплой и холодной. Мешочек с предметами из металла и дерева |
Май Тема: «Свет» | ||||
«Солнечные зайчики» Цель. Расширять представления о свете. «Что в коробке» Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка | «Солнечные зайчики» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте «Тень» Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Подвижная игра«Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» | «Солнечный зайчик» Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении «Гуляем в темноте» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. | Зеркала, мольберт, кисти, бумага Волшебная коробочка |
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе
1.Работа с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;
- центр наполняется материалом постепенно.
2.Оборудование и материалы:
- модуль «Вода- песок»;
- стеллаж и контейнеры для хранения материалов;
- непромокаемые фартуки, шапочки, нарукавники;
- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов), шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;
- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п.), палочки, сито, ведерки;
- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;
- природный материал: шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;
- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...