"Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ" (методические рекомендации)
методическая разработка

Быкова Наталья Владимирвона

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

В ФГОС ДО определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка являются одним из основных способов реализации образовательного содержания. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. 

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титульный лист

Автономная некоммерческая организация

Дополнительного профессионального образования (повышение квалификации)

«Центр образования взрослых»

Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Быкова Наталья Владимировна

воспитатель МБДОУ № 18, г. Ленинск-Кузнецкий

Кемерово 2016

2

Содержание

Введение…………………………………………………………...................

3

1

Теоретические аспекты организации проектной деятельности ……..

5

2

Организация проектной деятельности в ДОУ………………………...

2.1Технология проектирования в ДОУ………………………………...

2.2 Структура организации проектов…………………………………..

2.3 Классификация проектов

8

8

9

12

Заключение…………………………………………………………………

15

Список литературы…………………………………………………………

16

Приложения

Приложение 1 проект «Волшебница – вода». ……………………………

17

Приложение 2. Конспект занятия по ………………………………………

37

3

Введение

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

В ФГОС ДО определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка являются одним из основных способов реализации образовательного содержания. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. 

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества родителей, воспитателей и детей. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает дошкольнику возможность самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно

4

сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого проект – это путь исследования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Именно проектная деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя. Почувствовать себя значимым. А значит, у ребенка появится уверенность в своих силах.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей, поэтому проект еще позволяет изучить традиции семьи, помогает укреплению внутрисемейных связей. Принимая активное участие в работе над каким-либо проектом, родители расширяют возможности общения и сотрудничества со своими детьми. Прислушиваясь к их мнению, они глубже узнают своих детей, проживают вместе с ними самые интересные моменты их жизни. Таким образом, родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс своей группы.

Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.

5

1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности

Метод проектов возник во второй половине XIX века. Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюти. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».

Развитие метод получил в работах У.Х. Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана ее реализации;

- оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем.

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. В начале XX в. метод творческих проектов привлек внимание отечественных педагогов, таких как В. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе того времени.

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования. Проектирование, по мнению О. С. Газмана, -

6

комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь.

В дошкольном детстве, как отмечает А.В. Хаярова, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества [58, с.12]. Познавательная активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Г.И. Щукина пишет, что проектно-экспериментальная деятельность имеет большие возможности в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе неё [60, с.49]:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • данный вид деятельности важен и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать

7

какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

  • в процессе проектно- экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Технология проектирования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста разработана Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградовой. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [12].

Активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

8

2. Организация проектной деятельности в ДОУ

2.1 Технология проектирования в ДОУ

Технологии проектирования необходима творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различны соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

Возможны совместно-индивидуальные, совместно взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов:

  • разработка проекта,
  • реализация проекта,

9

  • анализ результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет: 

• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ; 

• усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; 

• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; 

• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей. 

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.

2.2 Структура организации проектов

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только

10

источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Существует множество матриц и соответственно методик разработки проекта. Проектирование – это, прежде всего, творчество педагога, главное, что бы  проектная деятельность прошла по всем основным этапам. 

Первый этап – подготовительный – «выбор темы». Задача педагога – выбрать вместе с детьми тему для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. 

Второй этап «Сбор сведений». На этом этапе происходит сбор информации и сведений. 

Третий этап – «реализация проекта». Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). 

И четвертый этап – «презентация проекта». В основу презентации должен быть положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. Это – рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, книга, газета, выступление перед родителями или детьми.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая

направленность на развитие ребенка.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

11

Таким образом, организованная проектно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать активизации познавательной деятельности детей при следующих условиях, если:

  • проект строиться с учетом интереса детей,
  • проект носит ярко выраженный продуктивный характер,
  • исследуемые объекты и явления должны быть значимыми для дошкольников, новыми, неопределенными и достаточно сложными,
  • знакомые и понятные признаки исследуемого объекта или явления должны сочетаться с новыми и неожиданными,
  • экспериментальная деятельность проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________

3. Необходимые материалы ____________________________________

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

  • Что мы знаем? ___________________________________
  • Что мы хотим узнать?_________________________________________
  • Как нам найти ответы на наши вопросы? __________________

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) _
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ______

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы

12

на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

 Грамотно составленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

2.3 Классификация проектов

Л.Д. Морозова выделяет следующие типы проектов в ДОУ и их отличия [37, с.7]:

Исследовательские и информационные проекты. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие проекты. Нет детально проработанной структуры, она тольконамечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

Игровые проекты. Структура только намечается, а участники берут на

13

себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные проекты с четко обозначенным ориентированным на социальные интересы результатом, продуманной структурой и организацией работы.

  Е. С. Евдокимова предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2.  По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини-проекты могут укладываться в одно НОД или день.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 дня, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках совместной деятельности и дома.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание иных форм работы.
  • Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности: web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; сравнительно сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия.  

Основные требования к использованию метода проектов:

• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания.

• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад, презентация, газета и др.).

• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.

• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

• Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка;

• выводы.

14

Советы педагогам по работе над проектом.

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.

15

Заключение

Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотного организованного проектной деятельности в детское образовательное учреждение все это формируется как бы исподволь, незаметно для ребенка, увлеченного решением активной проблемы, положенной им самим в основу совместной с педагогом исследовательской работы (проекта).

Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе способствует развитию свободной творческой, познавательно-активной, креативной, социализированной личности ребенка и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой и др.

16

Список литературы

1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Верекса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.

2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Норма, 2010. - 190 с.

3. Деркунская, В. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших школьников [Текст] / В. Деркунская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №6 .- С. 12-22.

4. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева - М.: Норма, 2010. - 230с.

5. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2010.- №2 - С.7

6. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

7. . Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М: Айрис-пресс, 2008.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, - 3-е изд. -М:АРКТИ, 2005.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 12.10.2015г)

10. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира [Текст] / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №10 .- С. 12-16.

11. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Норма, 2010. -160 с.

17

Приложение 1

Волшебница - вода

Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Особая педагогическая значимость проекта заключается в том, что

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта детей;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- он предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и педагогов.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.                                                            

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Цель: Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать).

Задачи: 1. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

2. Обучать детей методам, необходимым для проектно-исследовательской работы: наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

3. Развивать творческие и коммуникативные способности у дошкольников.

Участниками проекта являются педагог, дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Проект тематический, направлен на формирование, углубление, расширение и систематизация у детей представлений о свойствах воды, ее роли в жизни живых организмов; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; активизацию словаря по теме «Вода».

Проект включает в себя:

  • Экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • Познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения - эксперименты.

В процессе реализации проекта ребенок должен овладеть следующими умениями и навыками:

1. уметь видеть и ставить проблемы, которые необходимо разрешить.

  1. уметь анализировать ситуации, определять, что нужно сделать для решения проблемы (Целеполагание).
  2. уметь выдвигать гипотезы (поиск возможных путей решения, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата).
  3. уметь проверять гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в         действиях).
  4. уметь анализировать полученные результаты (подтвердились ли гипотезы).
  5. уметь формулировать выводы на основе практического опыта.

Реализация мини-проекта рассчитана на 3 месяца, обучающие занятия проводятся 1 раз в неделю. В конце каждого месяца проводится итоговое занятие, на котором ребенку предлагается самостоятельно доказать то или иное свойство воды; результаты экспериментов фиксируются на мобильном панно с помощью опорных картинок.  

Реализация проекта основана на следующих принципах:

  • Тема должна быть интересна ребенку, доступна уровню его развития, должна увлекать его;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида является неспособность концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательские опыты не требовали длительного времени. 
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Педагог должен, разрабатывая любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

Для обеспечения реализации проекта в предметно-развивающей среде группы создан  уголок экспериментирования – «Познавательная игротека».

 Цель – активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей, закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и полученные знания об окружающем мире.

Главный принцип «Познавательной игротеки» заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать. В игротеке планируются разные виды активности детей:

  • создаются условия для наблюдения;
  • для проведения элементарных опытов;
  • для рассматривания различных объектов;
  • для познавательных игр;
  • для практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации.

План реализации проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Выявление проблемы, целеполагание

2. Организационная работа

3. Практическая деятельность

4. Презентация, подведение итогов

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций по теме

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; разработка поэтапного плана действий (схемы, таблица), подбор наглядного и практического материала, 

 

Определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности; демонстрация опытов с водой

Занятия

Дети отвечают на вопросы: «Что мы знаем?  Что хотим узнать?»

Изготовление схем, панно под руководством педагога

«В мире воды», «Такая разная вода», «Кому нужна вода».

Как мы это можем сделать? Какие предметы (оборудование) будем использовать.

Проведение опытов под руководством педагога

Изготовление мобильного панно «Волшебница – вода»

В процессе реализации мини-проекта дети должны получить конкретные представления о свойствах воды; усвоить следующие понятия:

  • вода прозрачна, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы;
  • вода является растворителем, меняет цвет, вкус;
  • соленая вода обладает свойством выталкивать предметы;
  • вода превращается в лед, снег, пар (уметь сравнивать свойства, выявлять особенности их взаимодействия);
  •  вода испаряется (уметь устанавливать зависимость скорости испарения от условий);
  • вода очищается (владеть разными способами очистки (фильтрования) воды).

Тематический план

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

- вода – источник жизни,

- вода необходима для поддержания жизни всего живого.

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Цель: Познакомить со свойствами воды: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

- отсутствие собственной формы,

- вода-растворитель,

- прозрачность.

Опыт: вода – жидкость, не имеет формы

Опыт: вода прозрачна, не имеет вкуса, запаха

Опыт: вода – растворитель: меняет цвет, вкус. 

 Цель: Познакомить со свойством воды выталкивать легкие предметы. Формировать  представление о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы, обогащать словарь детей словами: уровень, вытолкнуть. 

Опыт: «Как вытолкнуть воду» 

Опыт: «Тонет – не тонет»

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно «В мире воды», «Кому нужна вода?».

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Познакомить со свойством соленой воды

Опыт: «Как научить яйцо плавать?»

Цель: Познакомить с агрегатным состоянием воды: жидкость, лед, пар; способом образования облака.    

Опыт: «Как появляется лед»

Опыт: «Пар – это тоже вода»

Опыт: «Делаем облако»

 

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно «Такая разная вода»

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Познакомить со свойством воды испаряться, способом образования воды.

Опыт: «Куда исчезла вода?»

Опыт: «Заставляем воду появиться»

Цель: Познакомить со способом образования дождя, круговоротом воды в природе.

Опыт: «Как получается дождь?»

изготовление панно «Круговорот воды в природе»

Цель: Познакомить со способами очистки воды. Формировать представления о том, что вода необходима для жизни растений.

Опыт: «Куда делись чернила?»

Опыт: «Вода очищается»

Опыт: «Растения «пьют» воду»

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно  «Волшебница - вода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения."

Из опыта работы педагогического коллектива и старшего воспитателя  МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...

Консультация для воспитателей «Использование метода проектирования в образовательной деятельности»

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе до­школьного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уров...

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе ".

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе "....

Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...

Методические рекомендации по использованию метода проекта в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Ведущее место среди таких методов,...

"Использование метода проектов в образовательной деятельности"

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продукти...