Консультация для воспитателей «Использование метода проектирования в образовательной деятельности»
консультация на тему

Шмакова Зинаида Васильевна

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе до­школьного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы ДО повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для воспитателей

«Использование

метода

проектирования

в образовательной деятельности»

Старший воспитатель

З.В. Шмакова

п. Малиновка

2014г.

 

 Использование метода проектирования в образовательной деятельности.

 

        Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы ДО повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

        В «Концепции   модернизации   российского   образования 2010 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и  информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

        Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

        Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности  (рост

качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников),   творческий  рост  педагогов,   внедрение  новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.

        «Проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М. М. Поташник считает, что проект - документально оформленный образ будущего. В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. План - это проект, который можно обсудить, отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Согласно определению Д. Иванова, проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению».

        Как отмечают исследователи, метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных педагогов и социальных деятелей 20-х годов XX века: Б. В. Игнатьева, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. К. Крупской, В. И. Шульгиной. Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Однако в 30-х годах XX века данный метод в России был запрещен, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

        Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели; педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, важное звено в системе воспитания.

        Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

        Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут не только быть источниками информации, оказывать реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

         Таким образом, использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует саморазвитию педагогов, повышению их профессиональной компетентности и делает образовательный процесс дошкольного учреждения инновационным, открытым для активного участия родителей воспитанников.

        Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:

-  развитие навыков планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата, определение четких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения результатов /этапы проекта/);

-  совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);

- развитие экспертно-аналитических умений, прогностических умений (предвидение предполагаемого результата);

-  формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком);

-  обучение педагогов умению презентовать свою работу.

        

        Содержание проектной деятельности:

-  по времени проекты бывают кратко - (две недели), средне - (2-3 месяца) и долгосрочные, рассчитанные на год;

-  темы проектов и мини-проектов выбираются педагогами самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности;

-  четкое формулирование цели и задач, выявление актуальности темы, выработка стратегии реализации проекта;

  • оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта);
  • формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
  • обмен опытом педагогами по завершении работы над проектом (папки достижений воспитанников, детские работы, газеты, фотовыставки, коллективные работы, видеофильмы, презентации).

        Критерии оценки:

  • презентация - по технологии проектной деятельности;

- защита - по содержанию и владению материалом представленного проекта;

  • оформление папки проекта;

- методическое сопровождение педагогов в процессе работы над проектом.

        Авторские идеи: педагоги разрабатывают проекты, разные по сроку исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, способствующей единению педагогов, детей и родителей.

        Ожидаемые результаты:

- педагоги владеют методом педагогического проектирования и работают в режиме развития;

- составляют проекты, мини - проекты в соответствии с направлением деятельности;

- систематизируют и анализируют полученные результаты, проводят  их  презентацию  (альбом,  детские  работы,   видеофильм, слайд-шоу, газета);

- распространяют педагогический опыт (участвуют в муниципальных  и краевых конкурсах, выставляют материал на сайтах в Интернете).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Непосредственно образовательная деятельность".

В консультации дано определение непосредственно образовательной деятельности, рассказывается о порядке конструирования технологической карты непосредственно образовательной деятельности.  Дан при...

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов

В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Консультация для воспитателей.  Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзныеизменения, которых не было с момента её создания.В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Законаоб образовании ...

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"

На сегодняшний день  обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...