Конспект занятия «Родная природа»
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Родная природа».
Цель: Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
Развивающие:
- развивать навыки учебной деятельности; способствовать развитию логического мышления, связной речи;
- обучить умению работы с картой области.
Образовательные: - дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
- расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор), о пуховязальном промысле, о Свято-Троицкой обители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_rodnaya_priroda.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Конспект НОД
для детей общеразвивающей направленности 5-6 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Родная природа»
Подготовил:
воспитатель
Стрельцова Ю.П.
г. Оренбург, 2016
Тема: «Родная природа».
Цель: Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
Развивающие:
- развивать навыки учебной деятельности; способствовать развитию логического мышления, связной речи;
- обучить умению работы с картой области.
Образовательные: - дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
- расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор), о пуховязальном промысле, о Свято-Троицкой обители.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: художественное слово, карта Оренбуржья
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа; создание проблемной ситуации; создание развивающей среды;
- Приемы организации практической деятельности детей:
- Приемы поддержания интереса у детей:
- Приемы оценки и самооценки: поощрение; взаимопомощь детей; похвала
Создание среды для организации и проведения НОД: коллекция минералов и полезных ископаемых; оренбургские паутинки и палантины; пух оренбургских коз; иллюстрации и фотографии с изображением: Бузулукского бора, нефтяной вышки, газоперерабатывающего завода, металлургического завода, озера Развал; карта Оренбургской области, флажки.
Виды детской деятельности в ОД:
- Игровая
- Коммуникативная
- Продуктивная
- Трудовая
- Двигательная
- Восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:
- Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослым и сверстниками;
- Активное участие в деятельности;
- Умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленных задач;
- Проявление взаимопомощи;
- Расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности в ОД:
- Дети отвечают на вопросы.
- Активно участвуют в продуктивной и образовательной деятельности.
- Проявление самостоятельности.
- Обращение за помощью к взрослому и детям, оказание своей помощи другим.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Эмоциональное реагирование.
- Аргументирование самооценки.
Области | Формы работы | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе и продуктивной деятельности. | |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа | Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе; Учить использовать вербальные и невербальные средства общения; Развивать умение детей действовать самостоятельно. соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения; |
Художественно-эстетическое развитие | Формировать у детей эстетический вкус; Развивать художественное восприятие; Развивать творческие способности, воображение при лепки фигурок. | |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики рук; Снятие напряжения, предупреждение переутомления. | |
Речевое развитие | Чтение стихотворений | Учить детей выразительно произносить фразу, несущие различную эмоциональную окраску Расширять и активизировать словарный запас Учить детей отвечать на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы. Формировать умения делать выводы, умозаключения |
План НОД:
- Вводная часть. 3 минуты
Создание проблемной ситуации.
Художественное слово
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
- Основная часть. 15 минут
- Заключительная часть. 2 минуты
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.
Длительность НОД 20 минут
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Части НОД | Содержание | Области |
Создание проблемной ситуации. Художественное слово. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. | Воспитатель: «Люблю тебя, мой край родной, Это стихотворение написал оренбургский школьник, шестиклассник Андрей Шнякин. О чём в нём говорится? Дети: О любви к родному краю. Воспитатель: Как называется наш родной край? Дети: Оренбуржье, Оренбургская область. Воспитатель: Как называются люди, которые живут в Оренбургской области? Дети: Оренбуржцы. Воспитатель: Мы с вами уже многое узнали о нашем крае, а хотите узнать о нём ещё больше? Тогда я приглашаю вас в путешествие по нашей славной Оренбургской области. Вот это — карта области, город Оренбург находится в самом центре. Покажите его на карте. (Ребёнок показывает) Я предлагаю флажками отмечать те места, где мы сегодня побываем. (Ребёнок отмечает флажком). А на каком виде транспорта мы будем путешествовать? Дети: На поезде. Воспитатель: Предлагаю назвать наш поезд «Поездом дружбы», потому что все вы — друзья, согласны? Ну тогда — в путь! (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.) | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие
Речевое.
|
| Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Бузулук! (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Бузулук») Воспитатель: Город Бузулук находится на западе нашей области. Отметьте его на карте флажком. (Ребёнок отмечает флажком). Бузулук является центром Бузулукского района. Что вы уже знаете об этом районе? Дети: Там находится Бузулукский бор. Воспитатель: А что такое бор? Дети: Лес, в котором растут сосны, ели. Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. (Работа с иллюстрациями) Любой лес — дом для многих животных и птиц. Давайте вспомним жителей Бузулукского бора, отгадав загадки. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Я по дереву стучу, червяка добыть хочу. Под кустами, под ёлками, катится клубок с иголками. (Ёж) Серый зверь по лесу рыщет и себе добычу ищет. (Волк) Не ворона, не синица, как зовётся эта птица? Днём — молчит, а ночью — кричит. (Сова, филин) Воспитатель: Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что в 1961 году здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Ребята, а для чего нам нужна нефть? Дети: Из неё делают бензин, керосин. Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из - под земли с помощью специальных нефтяных вышек. (Работа с иллюстрацией) Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое — газ. Скажите, для чего людям нужен газ? Дети: Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу. Воспитатель: В Бузулукском районе добывают газ, но самое большое газовое месторождение в нашей области находится возле Оренбурга, там сейчас выстроен огромный газоперерабатывающий завод. (Работа с иллюстрацией) Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно. Ну а мы прощаемся с Бузулукским районом и отправляемся дальше. (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.) Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Саракташ! (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Саракташ»). Посёлок Саракташ находится в центральной части области и является центром Саракташского района. (Ребёнок отмечает его флажком на карте). В Саракташском районе есть большой православный комплекс — Свято-Троицкая обитель милосердия. Здесь много церквей, храмов, есть православная гимназия, есть колокольня или звонница. И сейчас мы с вами увидим этот комплекс, пользуясь компьютером. (Смотрим презентацию «Саракташская обитель», слушаем колокольный звон) А ещё в Саракташской обители живёт самая большая семья в России: священник Николай Стремский и его жена усыновили 53 ребёнка — сироты. (Смотрим слайд с изображением семьи Стремских) Ребята, как вы думаете, хорошее, доброе дело сделали эти люди? Почему? Дети: Потому, что эти дети остались без родителей, а Стремские заботятся о них, воспитывают. Воспитатель: Но Саракташский район знаменит ещё и тем, что в нём зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области. Как вы думаете, о чём я говорю? Дети: Об оренбургском пуховом платке. Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире? Дети: Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые. Воспитатель: А ещё говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. Хотите проверить? (С помощью детей проводится опыт) А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Рассматриваем образец пуха) И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Вдохновлённый красотой оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко — музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». Воспитатель: На этом мы прощаемся с гостеприимным Саракташским районом и отправляемся дальше. (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.) Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Орск! (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Орск») Город Орск находится на востоке нашей области и является центром всего восточного Оренбуржья. (Ребёнок отмечает его флажком на карте) Вокруг него расположены города Новотроицк, Гай, Медногорск. Все эти города известны тем, что в них находятся большие заводы, на которых производят металл. Ребята, а из чего делают металлы? Дети: Из руды. Воспитатель: В восточном Оренбуржье очень много месторождений различных руд: медных, железных, никелевых. (Вместе с детьми исследуем образцы медного колчедана и бурого железняка, выясняем, что они тяжёлые, прочные, твёрдые) Люди, которые добывают их из - под земли, называются шахтёрами. Из руды на заводе в огромных доменных печах выплавляют металл (Работа с иллюстрацией). Люди, которые это делают, называются металлургами. Ребята, как вы считаете, шахтёр, металлург — профессии мужские или женские? Дети: Мужские. Воспитатель: А почему? Дети: Они требуют силы, выносливости, смелости. Воспитатель: О том, какие ещё есть мужские профессии, нам расскажут наши мальчики. 1-й мальчик: Уголь рубить не устал в недрах гор, Чёрный от сажи отважный шахтёр. 2-й мальчик: Печь гудит, как самовар, Сталь в ней варит сталевар. 3-й мальчик: Пламя пышет жаром, льётся пот с лица, Звонко бьёт по стали молот кузнеца. 4-й мальчик: У станка он дни и ночи, всё умеет, он — рабочий. 5-й мальчик: Парень низенького роста и не очень — то силён, А смотри — легко и просто управляет краном он. Если путь закрыт, он сразу может кран остановить, Крановщик всегда обязан на работе зорким быть. Воспитатель: Спасибо, мальчики, я надеюсь, что вы вырастете сильными, смелыми и сможете освоить любую из этих профессий. Ну а наше путешествие продолжается, отправляемся дальше. (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.) Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Соль — Илецк. (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Соль — Илецк») Воспитатель: Город Соль — Илецк расположен на юге нашей области. (Ребёнок отмечает его флажком на карте) Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали? Дети: О соли, о солёном озере. Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Её добывают здесь уже почти 500 лет, а она не заканчивается. А чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья 1906 года, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. (Рассматриваем иллюстрацию) Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда? Дети: Отдохнуть, искупаться, полечиться. Воспитатель: Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы, которые называют «лекарственным лакомством», так как они очень полезны для почек. Я всем рекомендую каждое лето посещать Соль-Илецкий курорт, чтобы укреплять своё здоровье. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое Физическое развитие |
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД. | А нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подошло к концу. Но сначала давайте вспомним, о каких богатствах нашего края вы сегодня узнали? (Ответы детей) Воспитатель: Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле? Так давайте завершим наше путешествие праздничным шествием под песню нашего оренбургского автора Сергея Шмелёва «Мы — с оренбургской земли!» | Социально-коммуникативное развитие
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...
Конспект занятия "Родной город"
Конспект занятия "Родной город" предназначен для детей подготовительной группы с целью закрепления знаний о родном городе Аша, его достопримечательностей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Конспект занятий родной город
Цель: создать условия для ознакомления детей с достопримечательностями города Саратов; уточнить и расширить знания детей; формировать представления об архитектуре города; продолжать учить детей изобра...
Конспект занятия «Родной мой Нижневартовск» (история возникновения города)
Расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, ...
Конспект занятия "Родной город Оренбург" для детей 6-7 лет
Очень важно приобщать ребенка к культуре и истории своего города, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. ...