Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

 

 

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»  г. Бабушкин МО «Кабанский район»  Республики  Бурятия

Семинар-практикум

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

                                                                                                                  Старший воспитатель

Казакова Л.В.

г.   Бабушкин 2024

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;

Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование:  проектор, ноутбук,  презентация, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры, матрешка.

От старины до наших дней хранит реликвии музей,

А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает. 

Музей - не просто дом, где вещи дышат, 

Музей - хранитель тайн, всего святого,

 Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

Анна Леун.

Ход семинара-практикума:

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Проведение игры  «Ассоциации». Педагоги  передают  игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей». (Подсказки:  картина, экспонат, выставка, история, искусство, экскурсия, галерея, экскурсовод, скульптура, Эрмитаж, смотреть, билет, статуя, здание, древность, художник, динозавр, культура, вещи, старина, мумия, гид, живопись, зал, люди, память, экспозиция, фигуры, красота, раритет, посетители, ночь, кости, Лувр, дети, театр, Москва, архитектура, деньги, творчество, археология, кунсткамера, реликвия, воск, знания, тишина, витрина, коллекция, Ленин, архив, мамонт, скелет, помещение, антиквариат, дом, муза, Питер, город, книги, наука, скука, дворец, красиво, артефакт и т.д.)

Старший воспитатель: Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений -  это внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приобщение к национальной культуре и традициям народа, воспитание патриотизма  у детей дошкольного возраста - одно из главных направлений ФОП ДО.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Национальная культура и народные  традиции – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области патриотического воспитания.

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.

Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором.

Именно в ДОУ в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре, поэтому очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Поэтому к предметно-развивающей образовательной среде ФОП ДО предъявляет определённые требования.

Прежде всего, и самое главное - предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией - каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФОП ДОО  предлагает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещение музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности,  приобщению детей к национальной культуре  и к обучению в целом. Основная цель работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОО – это формирование познавательного интереса и духовно-нравственного развития дошкольников.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

Давайте обратимся к «Энциклопедическому  словарю», и  мы узнаем, что

Музей – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

 Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть краеведческий музей имени Ивана Васильевича Бабушкина. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Каким образом он это делает:

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Итак, что же такое мини-музей?

Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

Основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками

Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников.

Его задачи –

  • обогащение предметно-развивающей среды детского сада,
  •  формирование у дошкольников представлений о музее,
  • расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно - исследовательских умений и навыков,
  • формирование активной жизненной позиции.
  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

В процессе создания мини-музея учитываются следующие принципы:

Принцип интеграции

Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреждения создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников (воспитателей, педагогов дополнительного образования), детей разного возраста и семей. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы — поделки из природного материала или как сегодня дети подготовительной группы пополнили свой музей «Балтийское море» новыми экспонатами.

Необходимо выделить уголок в мини-музее для самостоятельной деятельности ребенка.

Принцип научности

Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако следует быть осторожными! Стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка.

Принцип природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации

Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принципы динамичности и вариативности

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию.

Принцип разнообразия

Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности

Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.

Принцип безопасности

Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.

Принципы глобализма и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с НОД, самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап «Планирование музея»: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап «Создание музея»: непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов; разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап, деятельностный «Функционирование  музея»: 

Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются

 - беседы;

- рассказ педагога;

- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Особенности мини музеев в ДОУ:

В мини-музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о вехах истории, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

Второй особенностью музея в дошкольной образовательной организации является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка…

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

Практическая часть семинара с педагогами:

  1.  Беседа с воспитателями о содержании и значении  мини-музеев в нашем ДОУ ( мини-музей «Русская горница», мини-музей природы,  мини-музей «Россия  Родина моя»)
  2. Выступление воспитателя Грудевой Н.С «Музей в чемоданчике»

 Одна из технологий музейной педагогики – «Музей в чемодане». «Музей в чемодане» выступает как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это необычный мобильный музей, в который можно не только заглянуть, но и познакомиться с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он может перемещаться из группы в группу, а его экспонаты можно потрогать. Он  легко трансформируем, не предполагает скучной и затянутой беседы, позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует, помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строится с учетом собственного внутреннего мира. Благодаря использованию технологии «Музей в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с увлечением. 

Целью создания «Музея в чемодане» является организация вокруг ребёнка особенной среды, приобретение дошкольником личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.

Задачами становятся следующие направления:

  1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
  2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
  3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства.
  4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
  5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.

Технология «Музей в чемодане» используется во всех образовательных областях: 

– социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое. 

Данный музей не требует отдельного помещения, не статичен, живой, так как каждый экспонат ребенок может взять и посмотреть, прикоснуться к истории и культуре своего народа. Можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Можно делать перестановку и даже менять дизайн. Так же ребята самостоятельно могут изготавливать предметы кухонной утвари и расставлять её по своему усмотрению. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор и творец.

Только прикасаясь к предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Это вызывает у детей серьезность и ощущение посещения настоящего музея. 

«Музей в чемодане» по возможности и с помощью родителей, наполняется подлинными деталями.

Работа с экспонатами строится по следующим принципам:

– наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);

– интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МА ДОУ детский сад «Тополек»);

– научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);

мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);

доступности (все экспонаты доступны для детей).

 «Музей в чемодане» по своему содержанию может представлять сюжетно-ролевую игру, направленную на включенность в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Например, «Железнодорожник – профессия наших родителей».

Педагог должен находиться в постоянном творческом поиске решения задач создания «Музей в чемодане».

Темы для создания «Музея в чемодане» -  «Музей русского быта», «Русский самовар», «История платка»«Народный (русский, бурятский) костюм», «Народная кукла», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наша Армия родная», «История одного подвига» и др. 

  «Музей в чемодане» помогает практически притворить в жизнь инновационные педагогические идеи и методики, становится одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников при приобщении дошкольников к национальной культуре (презентация прилагается).

Старший воспитатель: Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

  • Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
  • Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Практическое задание для педагогов

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к практической части нашего семинара. Предлагаю вам разделиться на две группы, каждая творческая группа будет создавать свой мини-музей. Необходимо будет дать название мини-музею, определить к какой образовательной области по содержанию он относится, и предложить какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в вашем мини-музее.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите! (Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев). Презентация мини-музеев, созданных педагогами. 

Рефлексия: Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду

Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Решение:

  1. Продолжать  поиск новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями (ответственные - педагоги, срок- течение года).
  2. К итоговому педсовету создать и презентовать один из музеев по технологии «Музей в чемодане» или «Музей в коробке» (ответственные- педагоги, срок- май)

   

 

Список литературы

Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.

Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007.

 Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.

Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007.

Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».

В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...

презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.Задачи:Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педа...