Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
методическая разработка
Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Бабушкин МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Семинар-практикум
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Старший воспитатель
Казакова Л.В.
г. Бабушкин 2024
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры, матрешка.
От старины до наших дней хранит реликвии музей,
А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает.
Музей - не просто дом, где вещи дышат,
Музей - хранитель тайн, всего святого,
Биенье сердца каждого услышит,
Он - мост в долину самого родного.
Анна Леун.
Ход семинара-практикума:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Проведение игры «Ассоциации». Педагоги передают игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей». (Подсказки: картина, экспонат, выставка, история, искусство, экскурсия, галерея, экскурсовод, скульптура, Эрмитаж, смотреть, билет, статуя, здание, древность, художник, динозавр, культура, вещи, старина, мумия, гид, живопись, зал, люди, память, экспозиция, фигуры, красота, раритет, посетители, ночь, кости, Лувр, дети, театр, Москва, архитектура, деньги, творчество, археология, кунсткамера, реликвия, воск, знания, тишина, витрина, коллекция, Ленин, архив, мамонт, скелет, помещение, антиквариат, дом, муза, Питер, город, книги, наука, скука, дворец, красиво, артефакт и т.д.)
Старший воспитатель: Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений - это внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приобщение к национальной культуре и традициям народа, воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста - одно из главных направлений ФОП ДО.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Национальная культура и народные традиции – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области патриотического воспитания.
Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.
В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором.
Именно в ДОУ в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре, поэтому очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Поэтому к предметно-развивающей образовательной среде ФОП ДО предъявляет определённые требования.
Прежде всего, и самое главное - предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией - каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Таким образом, ФОП ДОО предлагает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещение музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, приобщению детей к национальной культуре и к обучению в целом. Основная цель работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОО – это формирование познавательного интереса и духовно-нравственного развития дошкольников.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Давайте обратимся к «Энциклопедическому словарю», и мы узнаем, что
Музей – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.
Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»
Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть краеведческий музей имени Ивана Васильевича Бабушкина. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Каким образом он это делает:
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Итак, что же такое мини-музей?
Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
Основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников.
Его задачи –
- обогащение предметно-развивающей среды детского сада,
- формирование у дошкольников представлений о музее,
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно - исследовательских умений и навыков,
- формирование активной жизненной позиции.
- Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
- Формирование у дошкольников представлений о музее;
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Социализация ребёнка;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Формирование активной жизненной позиции.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В процессе создания мини-музея учитываются следующие принципы:
Принцип интеграции
Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреждения создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников (воспитателей, педагогов дополнительного образования), детей разного возраста и семей. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
Принципы деятельности и интерактивности
При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы — поделки из природного материала или как сегодня дети подготовительной группы пополнили свой музей «Балтийское море» новыми экспонатами.
Необходимо выделить уголок в мини-музее для самостоятельной деятельности ребенка.
Принцип научности
Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако следует быть осторожными! Стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка.
Принцип природосообразности
При организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип культуросообразности
Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип гуманизации
Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Принципы динамичности и вариативности
Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию.
Принцип разнообразия
Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип экологичности
Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.
Принцип безопасности
Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.
Принципы глобализма и регионализма
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
Принцип креативности
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
Принцип непрерывности
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с НОД, самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику экскурсий, прогулок, праздников и т.п.
Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.
Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап «Планирование музея»: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап «Создание музея»: непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов; разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап, деятельностный «Функционирование музея»:
Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются
- беседы;
- рассказ педагога;
- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);
- дидактические игры;
- викторины;
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры – экспериментирования;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- вечера загадок;
- народные праздники;
- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);
-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;
-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Особенности мини музеев в ДОУ:
В мини-музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о вехах истории, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музея в дошкольной образовательной организации является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка…
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
Практическая часть семинара с педагогами:
- Беседа с воспитателями о содержании и значении мини-музеев в нашем ДОУ ( мини-музей «Русская горница», мини-музей природы, мини-музей «Россия Родина моя»)
- Выступление воспитателя Грудевой Н.С «Музей в чемоданчике»
Одна из технологий музейной педагогики – «Музей в чемодане». «Музей в чемодане» выступает как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это необычный мобильный музей, в который можно не только заглянуть, но и познакомиться с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он может перемещаться из группы в группу, а его экспонаты можно потрогать. Он легко трансформируем, не предполагает скучной и затянутой беседы, позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует, помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строится с учетом собственного внутреннего мира. Благодаря использованию технологии «Музей в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с увлечением.
Целью создания «Музея в чемодане» является организация вокруг ребёнка особенной среды, приобретение дошкольником личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.
Задачами становятся следующие направления:
- Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
- Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
- Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства.
- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
- Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.
Технология «Музей в чемодане» используется во всех образовательных областях:
– социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое.
Данный музей не требует отдельного помещения, не статичен, живой, так как каждый экспонат ребенок может взять и посмотреть, прикоснуться к истории и культуре своего народа. Можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Можно делать перестановку и даже менять дизайн. Так же ребята самостоятельно могут изготавливать предметы кухонной утвари и расставлять её по своему усмотрению. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор и творец.
Только прикасаясь к предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.
Это вызывает у детей серьезность и ощущение посещения настоящего музея.
«Музей в чемодане» по возможности и с помощью родителей, наполняется подлинными деталями.
Работа с экспонатами строится по следующим принципам:
– наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
– интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МА ДОУ детский сад «Тополек»);
– научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
– мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
– доступности (все экспонаты доступны для детей).
«Музей в чемодане» по своему содержанию может представлять сюжетно-ролевую игру, направленную на включенность в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Например, «Железнодорожник – профессия наших родителей».
Педагог должен находиться в постоянном творческом поиске решения задач создания «Музей в чемодане».
Темы для создания «Музея в чемодане» - «Музей русского быта», «Русский самовар», «История платка», «Народный (русский, бурятский) костюм», «Народная кукла», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наша Армия родная», «История одного подвига» и др.
«Музей в чемодане» помогает практически притворить в жизнь инновационные педагогические идеи и методики, становится одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников при приобщении дошкольников к национальной культуре (презентация прилагается).
Старший воспитатель: Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:
- Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
- Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Практическое задание для педагогов
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к практической части нашего семинара. Предлагаю вам разделиться на две группы, каждая творческая группа будет создавать свой мини-музей. Необходимо будет дать название мини-музею, определить к какой образовательной области по содержанию он относится, и предложить какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в вашем мини-музее.
Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите! (Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев). Презентация мини-музеев, созданных педагогами.
Рефлексия: Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду
Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Решение:
- Продолжать поиск новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями (ответственные - педагоги, срок- течение года).
- К итоговому педсовету создать и презентовать один из музеев по технологии «Музей в чемодане» или «Музей в коробке» (ответственные- педагоги, срок- май)
Список литературы
Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007.
Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007.
Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...
Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Выступление на ММО...
презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.Задачи:Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педа...