«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
материал (средняя группа)
Выступление на ММО
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель»,
Выступление на ММО воспитателей средних групп ДОО, 22.11.2023г., Груздова Д.А.
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.
По какому пути пойти педагогу, чтобы решить эти проблемы? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, создавая и внедряя новые программы и технологии. Одним из способов решения данных вопросов является музейная педагогика.
Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.
Музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.
Музей «Русская изба» в ДОО был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея «Русская изба»;
- обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- повысить уровень педагогической культуры родителей;
- повысить уровень знаний педагогов по данной теме.
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески и т. д. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства музея. Для создания интерьера избы были изучены музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-развивающей среды «Русской избы» - ее развивающий характер.
Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.
Работа в нашем музее «Русская изба» проводится в соответствии с содержанием парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности. Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Так же знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек и народной вышивкой.
Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей дошкольной организации. Работа музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.
Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании.
Среда «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада.
Музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...
Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Тема выступления на педагогическом совете: Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
Использование музейного пространства группы для приобщения детей к национальной культуре и традициям нашего народа....