Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
консультация (старшая группа)
В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshch-ie_dosh-kov_k_nats-oy_kul-re.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
Воспитатель: Галимова Л.М.
2023г.
Тема: «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
Культурное наследие народа – это многовековая история развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к нацональной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.
В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором. Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:
1. Окружение ребенка предметами национального характера. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе. Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то к детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активности детей.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Ознакомление детей с народным изобразительным искусством.
5. Знакомство с народными играми.
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку.
Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:
- определение базовых направлений в работе с детьми;
- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;
- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно- прикладное искусство, живопись; музыка и др.;
- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...
Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Выступление на ММО...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Одно из направлений в последнее время, которое набирает весомое значения, стало музейная педагогика.Основная цель работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОО &ndash...