«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»
статья (младшая группа)
Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству принадлежит системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»
Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству принадлежит системе образования.
Приоритетами образования в государственной политике, изложенными в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), являются:
− обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
− воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью и др.
Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.
Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель: построение эффективной педагогической системы, обеспечивающей формирование основ гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, основанной на проектной деятельности.
Задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку.
- Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому.
- Расширение представлений о родном крае, о Родине, ее столице, главных городах.
- Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.
- Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей.
- Развитие элементарных знаний о правах человека.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Для реализации поставленной цели и задач был разработан проект.
Направление проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей».
Тема: «Гражданско-патриотическое развитие детей дошкольного возраста, как основа событийной модели воспитательной работы ДОУ».
Творческое название проекта: «Я - гражданин России!»
Проект разработан для организации образовательного процесса с детьми младшего - среднего – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми, с активным включением семей воспитанников.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в тематическом блоке «Моя семья. Мой дом» были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Строители» и др., в которых дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу, формировалась культура общения.
Уже в младшем дошкольном возрасте в проект, кроме игр включены такие формы и методы организации образовательной деятельности с дошкольниками, как:
- «Уроки доброты».
- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
- Инсценировки, театрализации.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
Содержание тематических блоков интегрировалось. Так, при знакомстве малышей со своим детским садом дети знакомились с природными объектами на территории, с профессиями, (тематический блок «Природа родного края») то есть патриотическое воспитание через экологию, труд в природе. Виды образовательной деятельности:
- Минутки общения.
- Природоохранная деятельность.
- Создание проблемной ситуации.
- Труд
При знакомстве (тематические блоки «Мой родной край (город)», «Моя Родина – Россия», «Народные традиции и культура») с родным краем, с основными праздниками города мы совершали
- экскурсии по памятным местам нашего города
- акции «Вахта памяти», «Доброе дело от доброго сердца»
Соблюдая принцип событийности, в соответствии с календарем знаменательных дат мы проводим, например, «День космонавтики», «День пожарной охраны» - 30 апреля), «День государственного флага России».
- Игровая деятельность (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Продуктивная деятельность в рамках акций (изготовление подарков; «письмо солдату», «письмо ветерану»).
- Конкурсы рисунков и поделок
- Оформление мини-музеев, выставок.
Совместно с родителями оформляем фотоальбомы с видами родного города, семейные фотоальбомы, газеты «Самая спортивная семья», «Мамы всякие нужны», «Мой папа-самый лучший».
Проводим экскурсии к памятникам погибшим воинам, в патриотический клуб «За Родину!», по возможности на предприятия, где работают родители.
Были оформлены фотовыставки «Моя семья», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый уголок города», «Традиции моей семьи». Проведены конкурсы совместных творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы.
Выстраивая совместную деятельность с родителями воспитанников, нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».
Планирование организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....
Организация здоровьесберегающего пространства для развития общей моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Представляю свой опыт работы, который проводился мною в течении года, с детьми и их родителями....
Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...
перспективное планирование по формированию гражданственности и патриотизму у детей среднего дошкольного возраста "Бердск- моя малая Родина"
формирование ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста...
Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада
Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно, но с каждым годом ей уделяется в...
06.04.2024г. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Почему ребёнок часто болеет в детском саду?"
Что делать родителям, если их дети часто болеют? Постараемся ответить на этот вопрос....
Статья " Формирование гражданственности и патриотизма в старшем дошкольном возрасте в условиях взаимодействия семьи и детского сада".
Формы и методы взаимодействия с дошкольниками и семьей по патриотическому направлению воспитания в ДОУ....