«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»
статья (младшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству принадлежит системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству принадлежит системе образования.

Приоритетами образования в государственной политике, изложенными в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), являются:

− обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

 − воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью и др.

 Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель: построение эффективной педагогической системы, обеспечивающей формирование основ гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, основанной на проектной деятельности.

Задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку.
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому.
  • Расширение представлений о родном крае, о Родине, ее столице, главных городах.
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей.
  • Развитие элементарных знаний о правах человека.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
  • Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

Для реализации поставленной цели и задач был разработан проект.

Направление проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей».

Тема: «Гражданско-патриотическое развитие детей дошкольного возраста, как основа событийной модели воспитательной работы ДОУ».

Творческое название проекта: «Я - гражданин России!»

Проект разработан для организации образовательного процесса с детьми младшего - среднего – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми, с активным включением семей воспитанников.

В младшем и среднем дошкольном возрасте в тематическом блоке «Моя семья. Мой дом» были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Строители» и др., в которых дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу, формировалась культура общения.

Уже в младшем дошкольном возрасте в проект, кроме игр включены такие формы и методы организации образовательной деятельности с дошкольниками, как:

  • «Уроки доброты».
  •  Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
  • Инсценировки, театрализации.

          - Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Содержание тематических блоков интегрировалось. Так, при знакомстве малышей со своим детским садом дети знакомились с природными объектами на территории, с профессиями, (тематический блок «Природа родного края») то есть патриотическое воспитание через экологию, труд в природе. Виды образовательной деятельности:

  • Минутки общения.
  • Природоохранная деятельность.
  • Создание проблемной ситуации.

- Труд

При знакомстве (тематические блоки «Мой родной край (город)», «Моя Родина – Россия», «Народные традиции и культура») с родным краем, с основными праздниками города мы совершали

 - экскурсии по памятным местам нашего города

 - акции «Вахта памяти», «Доброе дело от доброго сердца»

Соблюдая принцип событийности, в соответствии с календарем знаменательных дат мы проводим, например, «День космонавтики», «День пожарной охраны» - 30 апреля), «День государственного флага России».

  • Игровая деятельность (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Продуктивная деятельность в рамках акций (изготовление подарков; «письмо солдату», «письмо ветерану»).

- Конкурсы рисунков и поделок

  • Оформление мини-музеев, выставок.

Совместно с родителями оформляем фотоальбомы с видами родного города, семейные фотоальбомы, газеты «Самая спортивная семья», «Мамы всякие нужны», «Мой папа-самый лучший».

Проводим экскурсии к памятникам погибшим воинам, в патриотический клуб «За Родину!», по возможности на предприятия, где работают родители.

Были оформлены фотовыставки «Моя семья», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый уголок города», «Традиции моей семьи». Проведены конкурсы совместных творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы.

Выстраивая совместную деятельность с родителями воспитанников, нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».

       Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется в...

06.04.2024г. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Почему ребёнок часто болеет в детском саду?"

Что делать родителям, если их дети часто болеют? Постараемся ответить на этот вопрос....

Статья " Формирование гражданственности и патриотизма в старшем дошкольном возрасте в условиях взаимодействия семьи и детского сада".

Формы и методы взаимодействия с дошкольниками и семьей по патриотическому направлению воспитания в ДОУ....