«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В докладе описаны принципы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С. ЦАРЕВЩИНА»
ДОКЛАД К КОНФЕРЕНЦИИ:
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Воспитатель МБДОУ:
Брякунова Е.В.
2024
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»
К. Паустовский
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Перед собой я поставила цель: формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с исторических, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:
1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.
2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.
3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.
4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.
5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни:
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой:
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Предполагаемый результат:
- У дошкольников повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края;
- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края;
- Представления о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
- Возросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о прославивших родной край людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей должны осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходят по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ
Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год
№п. п | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями |
Сентябрь | Обработка данных анкетирования. Сбор и анализ литературы для детей и взрослых. Подбор исторической литературы, дидактического и наглядного материала. | Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области. Создание условий для дальнейшей работы по теме. | Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников». |
Октябрь | Беседы об истории возникновения села Царевщина и города Саратов. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по селу», «Строители завода». Аппликация на тему: «Дома на нашей улице» Рисование на тему: «Наше село». | Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц и площадей нашло отражение истории города и страны. | Экскурсия с родителями по родному селу. |
Ноябрь | Архитектура, предприятия и достопримечательности села. Рассматривание открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего. Знакомство с предприятиями Балтайского района. Знакомство с достопримечательностями села, их историей. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». Конструирование на тему: «Достопримечательности Балтая». Д/И «Кому что нужно для работы». Рисование на тему: «Дома на нашей улице» | Познакомить с предприятиями села и района, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие села. Познакомить с достопримечательностями села, их историей. Закрепить представление детей об архитектуре современных зданий. | Конкурс рисунков «Достопримечательности села». Консультация «Это удивительное село» |
Декабрь | Беседы о Саратовской области. Рассматривание фотографий города. Аппликация «Крепостная стена». Виртуальная экскурсия по Саратову. Лепка «Памятники города». | Познакомить с другими районами и областным центром Саратовской области: их достопримечательностями и особенностями. Закреплять знания о достопримечательностях города: памятники. | Оформление альбома «Край Балтайский». |
Январь | Знаменитые люди области. Беседа о знаменитых людях, прославивших Саратовский край. Д\И «Узнай и назови знаменитых людей». | Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город и область. Продолжать знакомить с улицами, связанными с именами знаменитых людей, прославивших Саратовский край. | Консультация «Герои – земляки». |
Февраль | Беседа о прославленных защитниках Отечества. Рассматривание иллюстраций воинов Древней Руси и Российской армии. Рассматривание фотографий Героев Советского Союза . Д/И «Аты-баты». Рисование на тему: «Три богатыря». Конструирование на тему: «Моряк». Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники» | Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества в селе. Расширить представления детей о защитниках Отечества. | Участие родителей в празднике, посвященному Дню защитника Отечества. |
Март | Беседа на тему: «Город мастеров» (знакомство с видами народного промысла Саратовского края). Рассматривание книг, альбомов с образцами народных промыслов. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Народные промыслы». Аппликация на тему: «Узор на полотенце». Рисование на тему: «Игрушка «Кузнецы». Лепка «Глиняные игрушки» | Знакомить детей с видами народно - прикладного искусства . Показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих, замечательные произведения декоративно-прикладного искусства. | Фольклорные посиделки «В русской избе» |
Апрель | Заповедники и музеи родного края. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы» Н/П игра «Художественный музей». Словесная игра «Из какого музея эта вещь». Рисование на тему: «Пейзаж». Слушание: П.И. Чайковский «Времена года». Чтение: О. Туборовская «В гостях у картины» | Знакомство с заповедниками и музеями Саратовского края | Экскурсия в школьный краеведческий музей. |
Май | Беседа об участии земляков в Великой Отечественной войне. Игра-викторина «Символика России». Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники». П/И «Сигнальные флажки». Рисование на темы: «Открытка для ветеранов», «Боевая техника». Чтение рассказов о войне. Подведение итогов | Закрепить знания о том, как воины - солдаты защищали нашу Родину в годы ВОВ. Познакомить с героями Балтайского района. Расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ. Диагностика. Самоанализ по самообразованию. | Участие в акции «Бессмертный полк». |
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимых в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю, а также количественный состав их участников).
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.
Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
- «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.
- Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...