«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Брякунова Елена Валерьевна

В докладе описаны принципы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С. ЦАРЕВЩИНА»

ДОКЛАД К КОНФЕРЕНЦИИ:
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Воспитатель МБДОУ:

Брякунова Е.В.

2024

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»

К. Паустовский

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Перед собой я поставила цель: формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с исторических, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.

2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.

3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.

4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.

5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни:

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой:

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Предполагаемый результат:

- У дошкольников повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края;

- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края;

- Представления о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

-  Возросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о прославивших родной край людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей должны осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходят по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ

Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год

№п. п

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

Обработка данных анкетирования. Сбор и анализ литературы для детей и взрослых.

Подбор исторической литературы, дидактического и наглядного материала.

Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области. Создание условий для дальнейшей работы по теме.

Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Октябрь

Беседы об истории возникновения села Царевщина и города Саратов. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по селу», «Строители завода».

Аппликация на тему: «Дома на нашей улице»

Рисование на тему:

«Наше село».

Познакомить с историей

возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц и площадей нашло отражение истории города и страны.

Экскурсия с родителями по родному селу.

Ноябрь

Архитектура, предприятия и достопримечательности села.

Рассматривание открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего.

Знакомство с предприятиями Балтайского района.

Знакомство с достопримечательностями села, их историей.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Конструирование на тему: «Достопримечательности Балтая».

Д/И «Кому что нужно для работы».

Рисование на тему: «Дома на нашей улице»

Познакомить с

предприятиями села и района,

историей их возникновения и

влиянием на экономическое

развитие села. Познакомить с достопримечательностями села, их историей. Закрепить представление детей об

архитектуре современных зданий.  

Конкурс рисунков «Достопримечательности села».

Консультация «Это удивительное село»

Декабрь

Беседы о Саратовской области.

Рассматривание фотографий города.

Аппликация «Крепостная стена».

Виртуальная экскурсия по Саратову.

Лепка «Памятники города».

Познакомить с другими районами и областным центром Саратовской области: их достопримечательностями и особенностями. Закреплять знания о достопримечательностях города: памятники.

Оформление альбома «Край Балтайский».

Январь

Знаменитые люди области.

Беседа о знаменитых людях, прославивших Саратовский край.

Д\И «Узнай и назови знаменитых людей».

Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях,

прославивших наш город и область. Продолжать знакомить с улицами, связанными с именами

знаменитых людей, прославивших Саратовский край.

Консультация «Герои – земляки».

Февраль

Беседа о прославленных защитниках Отечества.

Рассматривание иллюстраций воинов Древней Руси и Российской армии.

Рассматривание фотографий Героев Советского Союза .

Д/И «Аты-баты».

Рисование на тему: «Три богатыря».

Конструирование на тему: «Моряк».

Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники»

Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества

в селе. Расширить представления детей о защитниках Отечества.

Участие родителей в празднике, посвященному Дню защитника Отечества.

Март

Беседа на тему: «Город мастеров» (знакомство с видами народного промысла Саратовского края).

Рассматривание книг, альбомов с образцами народных промыслов.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Народные промыслы».

Аппликация на тему: «Узор на полотенце».

Рисование на тему: «Игрушка «Кузнецы».

Лепка «Глиняные игрушки»

Знакомить детей с видами народно - прикладного искусства . Показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий,

с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих,

замечательные произведения

декоративно-прикладного искусства.

Фольклорные посиделки «В русской избе»

Апрель

Заповедники и музеи родного края.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы»

Н/П игра «Художественный музей».

Словесная игра «Из какого музея эта вещь».

Рисование на тему: «Пейзаж».

Слушание: П.И. Чайковский «Времена года».

Чтение: О. Туборовская

«В гостях у картины»

Знакомство с заповедниками и музеями Саратовского края

Экскурсия в школьный краеведческий  музей.

Май

Беседа об участии земляков  в Великой Отечественной войне.

Игра-викторина «Символика России».

Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники».

П/И «Сигнальные флажки».

Рисование на темы: «Открытка для ветеранов», «Боевая техника».

Чтение рассказов о войне.

Подведение итогов

Закрепить знания о том, как воины - солдаты защищали нашу Родину в

годы ВОВ. Познакомить с героями

Балтайского района.

Расширить представления о

защитниках страны в годы ВОВ.

Диагностика. Самоанализ по самообразованию.

Участие в акции «Бессмертный полк».

         Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимых в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю, а также количественный состав их участников).

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Литература:

  1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
  2.  Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
  3.   Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
  4. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.
  5. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...