Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
статья на тему

Федорова Ирина Вячеславовна

         Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

       Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы чувства патриотизма.

       Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т.к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания»
      

        К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ДОУ или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.

       Результаты обследования педагогов показывают, что у 40 % из них недостаточно знаний о родном крае, а 60% не владеют современными методиками и технологиями работы, хотя 100% считают проблему патриотического воспитания актуальной. Ответы педагогов свидетельствуют о том, что работа в данном направлении важна, что именно система работы позволит в дальнейшем сформировать у дошкольника чувства патриотизма, любви к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ

Федорова Ирина Вячеславовна,

 старший воспитатель  МДОУ  д/с «Солнышко» р.п. Шатки

Слайд 1.

        Моя работа посвящена созданию в ДОУ системы методического сопровождения патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем, которая позволяет скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса.

       Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.  


 
Слайд 2.

       Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания.

      Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

       В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой, О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой, М. Новицкой и др.
      Исследования воспитания любви к родному городу Н.В.Алёшиной, И.Рыбаловой,  Г.Корняевой основаны на принципах патриотического воспитания.
      Исследователи отмечают, что краеведческий подход способствует формированию социальной компетенции ребёнка.
      Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Слайд 3.  Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе, позволяющей правильно строить работу по данному направлению  являются документы, которые вы видите на слайде

               Гиперссылка 1. Обратимся к ФГОС ДО, раздел II , п. 2.6 : образовательная область «Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, …, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»

Слайд 4.  Актуальность темы.
     
 Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
      Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы чувства патриотизма.
      Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т.к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания».

       К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ДОУ,  или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.

       Результаты обследования педагогов показывают, что у 40 % из них недостаточно знаний о родном крае, а 60% не владеют современными методиками и технологиями работы, хотя 100% считают проблему патриотического воспитания актуальной. Ответы педагогов свидетельствуют о том, что работа в данном направлении важна, что именно система работы позволит в дальнейшем сформировать у дошкольника чувства патриотизма, любви к родному краю.

Слайд5
      Исходя из этого,  была выдвинута
цель дальнейшей нашей  работы:

создание в ДОУ системы методического сопровождения патриотического воспитания, которая позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

  • Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников.  
  • Внедрение инновационных форм работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – «метод музейной педагогики».
  • Создание предметно-развивающей среды в группах для ознакомления дошкольников с родным краем.
  • Приобщение родителей к деятельности ДОУ по патриотическому воспитанию.
  • Формирование  сетевого взаимодействия с объектами социума для объединения усилий по патриотическому воспитанию.

Слайд 6.  Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:

 информационно-аналитический,  практический, итоговый.

       На каждом этапе решались свои задачи, которые вы видите на экране.

Слайд 7.

        I этап – информационно-аналитический

  • Изучение готовности педагогов к созданию в ДОУ системы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным краем.
  • Изучение отношения родителей к проблеме.
  • Изучение литературы по теме.
  • Изучение предметно-пространственной среды.

       Свою   работу  мы начали с глубокого и всестороннего анализа воспитательно- образовательного  процесса.

       С этой целью было проведено анкетирование среди педагогов.  Анализ результатов анкетирования  показал: воспитатели считают себя патриотами, но недостаточно компетентны и информированы в данной области, слабо  ориентируются в программно-методическом обеспечении по проблеме патриотического воспитания, взаимодействия между педагогами, родителями и социумом по данному вопросу не достаточно. Не владеют современными технологиями и методиками по данному вопросу.

       По щелчку
      Анализ результатов
анкетирования родителей показал, что все родители считают данную тему актуальной, но при этом лишь 30 %  знают историю родного края, только 10% родителей совместно с детьми посещают музеи. Но было отрадно, что у 100% опрошенных родителей есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ.

Слайд 8.
        Для того, чтобы выстроить свою систему работы по патриотическому воспитанию была изучена следующая  методическая литература:

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
  • Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
  • Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие».

По щелчку

       Проведя анализ  предметно-развивающей среды  в группах, я пришла к выводу о недостаточности материалов для ознакомления дошкольников с родным краем.
      Подводя итоги первого этапа работы, были выявлены следующие  
проблемы:

  • Недостаточный уровень профессиональной компетентности  педагогов по вопросу патриотического воспитания через ознакомление с родным краем.
  • Трудности во взаимодействии между родителями, педагогами, социумом
  • В уголках патриотического воспитания недостаточно материала по ознакомлению с родным краем.

Слайд 9.

       Исходя из этого были выдвинуты задачи второго – практического этапа работы:

  • Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников  
  • Внедрение инновационных форм работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – «метод музейной педагогики»
  • Создание предметно-развивающей среды в группах для ознакомления дошкольников с родным краем
  • Построение партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников, с объектами социума  путём объединения усилий для воспитания патриотических качеств детей

       Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников предполагает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, сочетает интересы:

  • Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе.
  • Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания  своего ребенка и группы в целом.
  • Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
  • Объекты социума помогают в формировании патриотических чувств.

Слайд 10.

       Реализация первой задачи (Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников)  проходила через организацию методической работы в ДОУ.

       Содержание методической работы находится в прямой зависимости  от её форм.

Слайд 11.  

       Практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы работы:

Семинар «Актуальные вопросы патриотического воспитания»

Консультации:

  •   «Особенности патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем»;
  •    «Современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
  •    « Семья – первая ступень патриотического воспитания»

Семинар-практикум:

  • «Ознакомление с достопримечательностями посёлка»
  • «Составление памятки для проведения экскурсии по знаменательным местам посёлка»
  • «Методические рекомендации по составлению перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с включением краеведческого материала»

Педагогический совет 

  • «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

       Проведение семинара по теме «Актуальные вопросы патриотического воспитания», позволило педагогам более глубоко вникнуть в суть проблемы патриотического воспитания в ДОУ.

       Для педагогов был разработан цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания через ознакомление с родным краем. Их темы и содержание продиктованы задачами по патриотическому воспитанию детей, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов.

      С целью повышения педагогической компетентности педагогов проводились семинары-практикумы, которые имеют узкую направленность.

         Гиперссылка 2 (фото наших заседаний)

     Результатом стало составление «Серии  рассказов для  детей о достопримечательностях посёлка», памятка для ознакомления с достопримечательностями посёлка.

               Гиперссылка 3 (фото открытых занятий).

    В практике нашего ДОУ проводятся «Методические недели», посвящённые открытым просмотрам педагогической деятельности с использованием современных форм и методов работы, мультимедийных средств.  Педагоги демонстрируют свой опыт отличающийся оригинальностью и индивидуальностью. Открытые просмотры играют огромную роль в системе повышения профессиональной компетентности, позволяют педагогам увидеть свои недочёты и промахи учат анализировать воспитательно-образовательный процесс:

  • «Взрослым и детям нужен мир на планете»
  • «Родной свой край люби и знай»
  • «Мастерская матрёшек» и др

                  Гиперссылка 4  (фото педсовет )

    Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» позволил обобщить результаты работы по теме.

    Кроме того наш детский сад является активным участником РМО, где педагоги не только пополняют знания, но и делятся своим опытом работы.

Слайд 12.        

       В связи с недостаточностью краеведческого материала  в уголках патриотического воспитания, было принято решение о внедрении в педагогический процесс ДОУ технологии «музейной педагогики», которая в итоге предполагала создание групповых мини-музеев.

Была создана творческая группа, во главе со старшим воспитателем, в которую вошли опытные педагоги, разработан  план методических мероприятий по внедрению данной технологии.

       Семинары:

  • «Что такое музейная педагогика. Использование в образовательном процессе ДОУ».
  • «Патриотическое воспитание в системе музейной педагогики»

    Практикум

  •  «Мини-музей в ДОУ. Рекомендации по организации»

     Консультации:

  •       «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»

     Деловая игра

  • «Критерии к подбору методов и приёмов работы в групповых мини-музеях»

     Мозговой штурм

  • «Содержание группового мини-музея»

    Смотр-конкурс мини-музеев

   Разработка и защита педагогических проектов мини-музеев.

   Педагогический совет «Использование музейной педагогики в формировании патриотических чувств у дошкольников».

       

Гиперссылка 5,6.

       В результате в каждой группе появился свой мини-музей: старшие группы (название «Край мой любимый –Шатки», «Шатки – мой край родной»).

Средняя гр  (мини-музей «Природа родного края»).

Младшая группа–мини-музей «Домашние животные». Малыши групп раннего возраста совместно с родителями тоже организовали свои музеи ( мини-музей «Игрушки»)

      Огромную помощь в создании мини-музеев в группах оказали родители воспитанников. Кроме того, краеведческий музей предоставил материалы об истории посёлкаю.

Слайд 13.

      Ещё одним звеном  в системе работы по патриотического воспитанию является семья, где начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных учреждениях.

Используются различные формы работы  с родителями: родительские собрания, консультации, совместные мероприятия, опросы, наглядная  агитация  и пр.

  • Проведены родительские собрания в группах:
    - «Наша Родина – Россия»;
    - «Гражданин воспитывается с детства»;
    - «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
  • Общее родительское собрание «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников»
  • Конкурсы работ детей и родителей:
    - конкурс рисунка «Мой любимый детский сад»;
    - конкурс рисунков «В мире нет прекрасней края, чем мои Шатки»
    - фотоконкурс «Мой родной посёлок»
  • Помощь родителей в создании мини-музеев в группе.
  • Оформление информации в «Уголках для родителей»

Слайд 14. 

      Кроме традиционных форм работы  с родителями, с целью закрепления знаний,  полученных на занятиях мы широко используем «Домашние задания для детей и родителей» по написанию эссе: «Мир профессий наших родителей», «Моя семья», «Моё имя». Дети с родителями старших, подготовительной к школе групп работали над проектами «Генеалогическое древо моей семьи», «Экскурсия по посёлку».

Слайд 15.

       Система работы по патриотическому воспитанию предполагает укрепление сетевого взаимодействия с объектами социума на основе единого планирования мероприятий, чётких, открытых связей и обмена информацией.

      С целью обогащения знаний о родном крае было организованно посещение музеев посёлка педагогами ДОУ. Затем уже  наши воспитанники побывали в музеях …

              Гиперссылка 7 «Детский музей Тани Савичевой»

                                             Краеведческий музей посёлка

                                             Музей ВОВ

              Гиперссылка 8.  План работы с библиотекой предполагает участие старших групп ДОУ в мероприятиях ,приуроченных  к праздникам , а также совместных конкурсах

                Гиперссылка9 . Гордостью нашего посёлка является ФОК «Атлант», где дети знакомятся со знаменитыми спортсменами-земляками: серебряный призёр  параолимпийских игр А.Лыжихин., команда девочек-футболисток «Фортуна»., занявшая 1-е место по мини-футболу в Финляндии, неоднократная победительница Всеросссийских соревнований, участница проекта «Мини-футбол в школу»

В рамках работы по патриотическому воспитанию  наши воспитанники ежегодно участвуют в районном фестивале «Весёлые старты», посвящённом Дню Победы среди ДОУ района  и добиваются неплохих результатов. Многие наши воспитанники сами становятся победителями различных соревнований.

Слайд 16. 

3-й этап работы - итоговый, главной целью которого является выявление  эффективности проведённой работы по патриотическому воспитанию.

  • ( Проведение итогового анкетирования педагогов, родителей.
  • Представление опыта работы
  • Проведение анализа предметно-пространственной среды
  • Определение результатов внедрения инновационных технологий) 

Анкетирование педагогов и родителей  показало, что:

  • уровень знаний в области патриотического воспитания вырос на 60%, все педагоги удовлетворены системой методического сопровождения по данной теме, выразили единое мнение продолжить работу по данному направлению;
  • отношение родителей к проблеме патриотического воспитания изменилось в положительную сторону. 90% - считают, что работа в детском саду поставлена на должном уровне.

В семьях стали чтить народные традиции, обычаи, повысился уровень знаний о родном крае. Большинство родителей считают, что благодаря информации, полученной в детском саду, изменились знания их детей по данному вопросу. 95% родителей охотно принимали участие в мероприятиях ДО.

Накопленный опыт работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным краем был обобщён и представлен на районных мероприятиях.

Слайд 17. В результате проделанной работы были разработаны:

  • Методические рекомендации по использованию мини-музеев в образовательном процессе.
  • Созданы  мини-музеи в группах по ознакомлению с родным краем.
  • Создан Банка информации по ознакомлению с родным краем, включающий в себя материал, который вы видите на экране.

Слайд 18. 

  • Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
  • Внедрение технологии «музейной педагогики» позволило пополнить  предметно-развивающую среду материалом путём создания мини-музеев родного края.
  • Родители стал активными участниками образовательного процесса.
  • Активизировано  сетевое взаимодействие в рамках патриотического воспитания.

Слайд 19.

    Опыт работы МДОУ транслировался на разных уровнях:

  • Обобщение опыта работы ДОУ на районном уровне по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем в рамках введения ФГОС ДО»
  • Выступление на совещании заведующих района по теме: «Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию»
  • Размещение материала по проблеме в сетевых интернет сообществах

      http://www.maam.ru/users/9200703051irina  - «Рекомендации по организации мини-музея в детском саду»;

      http://nsportal.ru/fedorova-irina-vyacheslavovna - Консультация для воспитателей «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию.

             Вывод.
       
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
      Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Библиографический список

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.:ТЦ Сфера,1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
  7. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  8. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  9. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  10. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
  11.  Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...