Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
статья на тему
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы чувства патриотизма.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т.к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания»
К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ДОУ или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.
Результаты обследования педагогов показывают, что у 40 % из них недостаточно знаний о родном крае, а 60% не владеют современными методиками и технологиями работы, хотя 100% считают проблему патриотического воспитания актуальной. Ответы педагогов свидетельствуют о том, что работа в данном направлении важна, что именно система работы позволит в дальнейшем сформировать у дошкольника чувства патриотизма, любви к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
Федорова Ирина Вячеславовна,
старший воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» р.п. Шатки
Слайд 1.
Моя работа посвящена созданию в ДОУ системы методического сопровождения патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем, которая позволяет скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Слайд 2.
Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой, О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой, М. Новицкой и др.
Исследования воспитания любви к родному городу Н.В.Алёшиной, И.Рыбаловой, Г.Корняевой основаны на принципах патриотического воспитания.
Исследователи отмечают, что краеведческий подход способствует формированию социальной компетенции ребёнка.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Слайд 3. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе, позволяющей правильно строить работу по данному направлению являются документы, которые вы видите на слайде
Гиперссылка 1. Обратимся к ФГОС ДО, раздел II , п. 2.6 : образовательная область «Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, …, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»
Слайд 4. Актуальность темы.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы чувства патриотизма.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т.к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания».
К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ДОУ, или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.
Результаты обследования педагогов показывают, что у 40 % из них недостаточно знаний о родном крае, а 60% не владеют современными методиками и технологиями работы, хотя 100% считают проблему патриотического воспитания актуальной. Ответы педагогов свидетельствуют о том, что работа в данном направлении важна, что именно система работы позволит в дальнейшем сформировать у дошкольника чувства патриотизма, любви к родному краю.
Слайд5
Исходя из этого, была выдвинута цель дальнейшей нашей работы:
создание в ДОУ системы методического сопровождения патриотического воспитания, которая позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
- Внедрение инновационных форм работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – «метод музейной педагогики».
- Создание предметно-развивающей среды в группах для ознакомления дошкольников с родным краем.
- Приобщение родителей к деятельности ДОУ по патриотическому воспитанию.
- Формирование сетевого взаимодействия с объектами социума для объединения усилий по патриотическому воспитанию.
Слайд 6. Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:
информационно-аналитический, практический, итоговый.
На каждом этапе решались свои задачи, которые вы видите на экране.
Слайд 7.
I этап – информационно-аналитический
- Изучение готовности педагогов к созданию в ДОУ системы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным краем.
- Изучение отношения родителей к проблеме.
- Изучение литературы по теме.
- Изучение предметно-пространственной среды.
Свою работу мы начали с глубокого и всестороннего анализа воспитательно- образовательного процесса.
С этой целью было проведено анкетирование среди педагогов. Анализ результатов анкетирования показал: воспитатели считают себя патриотами, но недостаточно компетентны и информированы в данной области, слабо ориентируются в программно-методическом обеспечении по проблеме патриотического воспитания, взаимодействия между педагогами, родителями и социумом по данному вопросу не достаточно. Не владеют современными технологиями и методиками по данному вопросу.
По щелчку
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что все родители считают данную тему актуальной, но при этом лишь 30 % знают историю родного края, только 10% родителей совместно с детьми посещают музеи. Но было отрадно, что у 100% опрошенных родителей есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ.
Слайд 8.
Для того, чтобы выстроить свою систему работы по патриотическому воспитанию была изучена следующая методическая литература:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
- «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
- Новицкая М.Ю. «Наследие».
По щелчку
Проведя анализ предметно-развивающей среды в группах, я пришла к выводу о недостаточности материалов для ознакомления дошкольников с родным краем.
Подводя итоги первого этапа работы, были выявлены следующие проблемы:
- Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу патриотического воспитания через ознакомление с родным краем.
- Трудности во взаимодействии между родителями, педагогами, социумом
- В уголках патриотического воспитания недостаточно материала по ознакомлению с родным краем.
Слайд 9.
Исходя из этого были выдвинуты задачи второго – практического этапа работы:
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников
- Внедрение инновационных форм работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – «метод музейной педагогики»
- Создание предметно-развивающей среды в группах для ознакомления дошкольников с родным краем
- Построение партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников, с объектами социума путём объединения усилий для воспитания патриотических качеств детей
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников предполагает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, сочетает интересы:
- Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе.
- Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом.
- Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
- Объекты социума помогают в формировании патриотических чувств.
Слайд 10.
Реализация первой задачи (Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников) проходила через организацию методической работы в ДОУ.
Содержание методической работы находится в прямой зависимости от её форм.
Слайд 11.
Практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы работы:
Семинар «Актуальные вопросы патриотического воспитания»
Консультации:
- «Особенности патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем»;
- «Современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
- « Семья – первая ступень патриотического воспитания»
Семинар-практикум:
- «Ознакомление с достопримечательностями посёлка»
- «Составление памятки для проведения экскурсии по знаменательным местам посёлка»
- «Методические рекомендации по составлению перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с включением краеведческого материала»
Педагогический совет
- «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Проведение семинара по теме «Актуальные вопросы патриотического воспитания», позволило педагогам более глубоко вникнуть в суть проблемы патриотического воспитания в ДОУ.
Для педагогов был разработан цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания через ознакомление с родным краем. Их темы и содержание продиктованы задачами по патриотическому воспитанию детей, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов.
С целью повышения педагогической компетентности педагогов проводились семинары-практикумы, которые имеют узкую направленность.
Гиперссылка 2 (фото наших заседаний)
Результатом стало составление «Серии рассказов для детей о достопримечательностях посёлка», памятка для ознакомления с достопримечательностями посёлка.
Гиперссылка 3 (фото открытых занятий).
В практике нашего ДОУ проводятся «Методические недели», посвящённые открытым просмотрам педагогической деятельности с использованием современных форм и методов работы, мультимедийных средств. Педагоги демонстрируют свой опыт отличающийся оригинальностью и индивидуальностью. Открытые просмотры играют огромную роль в системе повышения профессиональной компетентности, позволяют педагогам увидеть свои недочёты и промахи учат анализировать воспитательно-образовательный процесс:
- «Взрослым и детям нужен мир на планете»
- «Родной свой край люби и знай»
- «Мастерская матрёшек» и др
Гиперссылка 4 (фото педсовет )
Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» позволил обобщить результаты работы по теме.
Кроме того наш детский сад является активным участником РМО, где педагоги не только пополняют знания, но и делятся своим опытом работы.
Слайд 12.
В связи с недостаточностью краеведческого материала в уголках патриотического воспитания, было принято решение о внедрении в педагогический процесс ДОУ технологии «музейной педагогики», которая в итоге предполагала создание групповых мини-музеев.
Была создана творческая группа, во главе со старшим воспитателем, в которую вошли опытные педагоги, разработан план методических мероприятий по внедрению данной технологии.
Семинары:
- «Что такое музейная педагогика. Использование в образовательном процессе ДОУ».
- «Патриотическое воспитание в системе музейной педагогики»
Практикум
- «Мини-музей в ДОУ. Рекомендации по организации»
Консультации:
- «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»
Деловая игра
- «Критерии к подбору методов и приёмов работы в групповых мини-музеях»
Мозговой штурм
- «Содержание группового мини-музея»
Смотр-конкурс мини-музеев
Разработка и защита педагогических проектов мини-музеев.
Педагогический совет «Использование музейной педагогики в формировании патриотических чувств у дошкольников».
Гиперссылка 5,6.
В результате в каждой группе появился свой мини-музей: старшие группы (название «Край мой любимый –Шатки», «Шатки – мой край родной»).
Средняя гр (мини-музей «Природа родного края»).
Младшая группа–мини-музей «Домашние животные». Малыши групп раннего возраста совместно с родителями тоже организовали свои музеи ( мини-музей «Игрушки»)
Огромную помощь в создании мини-музеев в группах оказали родители воспитанников. Кроме того, краеведческий музей предоставил материалы об истории посёлкаю.
Слайд 13.
Ещё одним звеном в системе работы по патриотического воспитанию является семья, где начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных учреждениях.
Используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, совместные мероприятия, опросы, наглядная агитация и пр.
- Проведены родительские собрания в группах:
- «Наша Родина – Россия»;
- «Гражданин воспитывается с детства»;
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - Общее родительское собрание «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников»
- Конкурсы работ детей и родителей:
- конкурс рисунка «Мой любимый детский сад»;
- конкурс рисунков «В мире нет прекрасней края, чем мои Шатки»
- фотоконкурс «Мой родной посёлок» - Помощь родителей в создании мини-музеев в группе.
- Оформление информации в «Уголках для родителей»
Слайд 14.
Кроме традиционных форм работы с родителями, с целью закрепления знаний, полученных на занятиях мы широко используем «Домашние задания для детей и родителей» по написанию эссе: «Мир профессий наших родителей», «Моя семья», «Моё имя». Дети с родителями старших, подготовительной к школе групп работали над проектами «Генеалогическое древо моей семьи», «Экскурсия по посёлку».
Слайд 15.
Система работы по патриотическому воспитанию предполагает укрепление сетевого взаимодействия с объектами социума на основе единого планирования мероприятий, чётких, открытых связей и обмена информацией.
С целью обогащения знаний о родном крае было организованно посещение музеев посёлка педагогами ДОУ. Затем уже наши воспитанники побывали в музеях …
Гиперссылка 7 «Детский музей Тани Савичевой»
Краеведческий музей посёлка
Музей ВОВ
Гиперссылка 8. План работы с библиотекой предполагает участие старших групп ДОУ в мероприятиях ,приуроченных к праздникам , а также совместных конкурсах
Гиперссылка9 . Гордостью нашего посёлка является ФОК «Атлант», где дети знакомятся со знаменитыми спортсменами-земляками: серебряный призёр параолимпийских игр А.Лыжихин., команда девочек-футболисток «Фортуна»., занявшая 1-е место по мини-футболу в Финляндии, неоднократная победительница Всеросссийских соревнований, участница проекта «Мини-футбол в школу»
В рамках работы по патриотическому воспитанию наши воспитанники ежегодно участвуют в районном фестивале «Весёлые старты», посвящённом Дню Победы среди ДОУ района и добиваются неплохих результатов. Многие наши воспитанники сами становятся победителями различных соревнований.
Слайд 16.
3-й этап работы - итоговый, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы по патриотическому воспитанию.
- ( Проведение итогового анкетирования педагогов, родителей.
- Представление опыта работы
- Проведение анализа предметно-пространственной среды
- Определение результатов внедрения инновационных технологий)
Анкетирование педагогов и родителей показало, что:
- уровень знаний в области патриотического воспитания вырос на 60%, все педагоги удовлетворены системой методического сопровождения по данной теме, выразили единое мнение продолжить работу по данному направлению;
- отношение родителей к проблеме патриотического воспитания изменилось в положительную сторону. 90% - считают, что работа в детском саду поставлена на должном уровне.
В семьях стали чтить народные традиции, обычаи, повысился уровень знаний о родном крае. Большинство родителей считают, что благодаря информации, полученной в детском саду, изменились знания их детей по данному вопросу. 95% родителей охотно принимали участие в мероприятиях ДО.
Накопленный опыт работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным краем был обобщён и представлен на районных мероприятиях.
Слайд 17. В результате проделанной работы были разработаны:
- Методические рекомендации по использованию мини-музеев в образовательном процессе.
- Созданы мини-музеи в группах по ознакомлению с родным краем.
- Создан Банка информации по ознакомлению с родным краем, включающий в себя материал, который вы видите на экране.
Слайд 18.
- Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
- Внедрение технологии «музейной педагогики» позволило пополнить предметно-развивающую среду материалом путём создания мини-музеев родного края.
- Родители стал активными участниками образовательного процесса.
- Активизировано сетевое взаимодействие в рамках патриотического воспитания.
Слайд 19.
Опыт работы МДОУ транслировался на разных уровнях:
- Обобщение опыта работы ДОУ на районном уровне по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем в рамках введения ФГОС ДО»
- Выступление на совещании заведующих района по теме: «Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию»
- Размещение материала по проблеме в сетевых интернет сообществах
http://www.maam.ru/users/9200703051irina - «Рекомендации по организации мини-музея в детском саду»;
http://nsportal.ru/fedorova-irina-vyacheslavovna - Консультация для воспитателей «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию.
Вывод.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Библиографический список
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.:ТЦ Сфера,1999. – 112 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
- Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)
Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...
План работы на следующий год «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» 26.02.2024 год
Завораживующие Патриотическое воспитание...