Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Харитонова Ирина Константиновна

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотического воспитания дошкольников, через знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_haritonovoy_i.k.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4 Харитоновой Ирины Константиновны)

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стали проблема нравственного  и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотического воспитания дошкольников, через знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом. Основными направлениями своей педагогической деятельности я  считаю создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей воспитанию гражданина, патриота, установление тесных связей с семьей. Мною разработана система и установлена  последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем. В работе с детьми для достижения  цели,  сочетаю наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, что помогает  шире открыть окно в мир перед ребенком, легче сделать необходимые обобщения и проявить возникшие чувства. Важно, чтобы дети, воспринимая материал -  активно думали.                            Цель, задачи, содержание работы с детьми, организация развивающей предметно – пространственной среды, поэтапное взаимодействие родителями отражены в перспективных планах. Планы разработаны для всех возрастных групп и апробированы во II младшей, средней группах. Темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяется только объём познавательного материала и сложность,  следовательно, и длительность изучения. Материал преподносится доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что окружает детей. Для этого я  использую в своей работе разнообразные формы организации детей: виртуальные экскурсии по родному краю, городу;  чтение художественных произведений о Туле, знаменитых людях Тульского края;  дидактические игры и сюжетно-ролевые игры, самостоятельная игровая деятельность. В своей работе огромное значение  уделяю взаимодействию с семьёй. Работа в этом направлении начинаю с личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомлю с биографией  родителей, бабушек,  дедушек, учу  понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. Но эта работа становится  эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки, будут не только помощниками, но и союзниками педагогов. Помогает мне  в этом специальный лекторий для родителей, где они знакомятся с целями работы по этой теме  и ее значении  в развитии дошкольников, проблемами взаимоотношений взрослых и детей, районом нашего структурного подразделения и его достопримечательностями. Частым в моей практике стало  проведение совместных с родителями мероприятий: выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе,  индивидуальные консультации на тему:  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю», наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки: «В музей с ребёнком»; «Как смотреть произведения изобразительного искусства», «Как воспитать маленького патриота», традицией стало проведение совместных с родителями праздников: «Осенние посиделки», «Милая мамочка моя» и т.д.»

Ирина Константиновна резюмирует: «систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников - дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях и  обычаях. В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей».

Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Воспитатель МБОУ ЦО№4 Харитонова И.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"

У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться.            ...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...