«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
материал на тему
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_rodine.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «ЦИМОМОУ
Лямбирского муниципального района РМ»
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Выступление на районном методическом объединении
воспитателей Лямбирского района
Подготовила:
воспитатель
Ибрагимова Г.Н.
Лямбирь
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Толстой А. Н
За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь кродным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину ивоспитывать это чувство в детях.
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.
Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем:
1. Знакомить детей с историей развития родного края.
2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
Для того,чтобы воспитать у детей патриотическое воспитание, необходимо иметь опыт работы по данной теме, ознакомится с методической литературой, с программой с учетом ФГОС, составить систему работы, включающую перспективный план, конспекты, по разным образовательным областям (с учетом ФГОС).
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детямдошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.
Накопление опыта по патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребенка в данную сферу, начиная с младшего возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок пред собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики» - писал К. Д Ушинский.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие – то даты, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать, то все это постепенно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова и снова, и именно они привязывают его к родному дому, родным людям.
Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые находятся на ближайших улицах, школа, магазин, почта, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детскойдеятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.
В средней группе следующим этапом по воспитанию патриотизма является формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитаниячувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей, теплой, уютной атмосферы. Каждый день должен для ребенка быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Основным методом работы в средней группе являются беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы республики и конечно тематические занятия на такие темы «Мой родной край», «Природа родного края», «Мы в Мордовии живем».
В старшей группе большое внимание уделяется нравственным идеалом, традициям народов, быта. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважение и интересом относится к культурным традициям других народов.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследиювоспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. При этом нужно стараться научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
По ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная связь с семьей, с ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, чтодошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю,родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается впроцессе целенаправленного воспитания.
Очень важно продолжать дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
Ребенок рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину! Он открыт для познания мира вокруг себя, но от нас, взрослых, зависит, как этот растущи...