Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"
Активизация и закрепление представления детей о зимующих птицах и их образе жизни, развитие грамотического строя и интанационой выразительности речи детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimuyushchie_ptitsy_tulina_m.s.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»
для детей 6-7 летнего возраста
Тема: «Зимующие птицы»
Воспитатель:
Тулина Мария Сергеевна
Первая квалификационная категория
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие педагогические технологии;
-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- игровые технологии.
Санкт-Петербург
2021
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»
для детей 6-7 летнего возраста
на тему: «Зимующие птицы»
Цель: активизация и закрепление представлений о зимующих птицах.
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах;
- продолжать формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
-
2.Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
3.Развивающие:
- развитие грамматического строя речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.
- развивать мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;
- продолжать учить детей описывать птиц по характерным признакам;
- продолжать развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Предварительная работа:
- наблюдение за зимними изменениями в природе.
- беседы: «Синички-невелички», «Наши пернатые друзья»;
- слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».
- чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик», М.Горького «Воробьишко», Г.Скребицкого «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
- разучивание пословиц о птицах.
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:
- интерактивная доска;
- компьютерная презентация для «НОД зимующие птицы»;
- фигурки зимующих птиц;
- пластиковые бутылочки для упражнения «Вьюга», наполненные тертым пенопластом, на крышке каждой закреплена соломинка для коктейля;
- различный корм для птиц.
Организация детей: непрерывная деятельность детей проводится в групповом помещении.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Мотивация | Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики. Я хочу вам прочитать красивое стихотворение. На экране изображение зимнего пейзажа со снегирями. Воспитатель: Читает стихотворение Евгения Авдиенко «Зима»: Вышел на просторы Погулять мороз. Белые узоры В косах у берез. Снежные тропинки, Голые кусты. Падают снежинки Тихо с высоты. В белые метели, Утром до зари В рощу прилетели Стайкой снегири. Воспитатель: Задает вопросы по тексту произведения: - Какую погоду описывает автор? - Какое это время года? - Каких птиц увидел автор? - Как называют этих птиц? - Почему? - Что не хватает птичкам зимой? - А можно птицам помочь? Что мы можем сделать? Воспитатель: Правильно, молодцы! Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это там идёт? На экране появляется изображение «Эколёнка». Воспитатель: Правда! Здравствуй, Шалун. Что ты такой грустный? | Ответы детей: Здравствуйте! Садятся, слушают стихотворение. Предположительные ответы детей: - Автор описывает холодную, зимнюю погоду. - В стихотворении говориться о зиме. - Автор увидел снегирей. - Этих птиц называют зимующими. - Они остаются зимовать у нас, а не улетают в теплые края осенью. - Птицам не хватает еды. - Мы можем птиц кормить. |
Проблематизация | Шалун: Все «Эколята» заняты делом: и Умница, и Тихоня, и Ёлочка, только мне работы не нашлось. А я так хотел бы кому-нибудь помочь. Воспитатель: А я с ребятами, как раз думаем помочь птицам – накормить их, ведь зимой очень трудно найти пищу. Хочешь с нами? Шалун: Конечно! Я им так помогу! У меня в холодильнике много чего есть: каша с мясом и грибами, сладкий торт, морепродукты с лимоном и зеленью, салат с овощами и майонезом. Сейчас всех птиц позову в гости: соловья, жаворонка, лебедя и гуся. Усажу их за стол и накормлю, досыта! Воспитатель: Подожди, подожди, Шалун! Ты всё перепутал. Мы видим, что ты не знаешь, кому и как нужно помогать. | Предположительные ответы детей: Это идёт Шалун, один из малышей-желудей «Эколят». |
Целеполагание | Воспитатель: Научим, ребята, Шалуна? Ведь помогать тоже надо уметь. | Предположительные ответы детей: Да, научим! Конечно, научим! |
План будущей деятельности | Воспитатель: С чего начнём? Воспитатель: Правильно. А то, что он хочет пригласить их в гости и усадить за стол? Воспитатель: Хорошо. А то, что он хочет кормить их тортами да салатами? | Предположительные ответы детей: Шалун не знает зимующих птиц, нужно его с ними познакомить. Предположительные ответы детей: Нет! Нужно рассказать ему про кормушки. Предположительные ответы детей: Это не правильно! Зимующих птиц необходимо кормить только полезной для них едой, чтобы у них не болели животики, и они пережили зиму, встретив весну. |
Реализация плана | Воспитатель: Ну, что расскажем Шалуну, какие птицы зимующие. А ты, Шалун, слушай ребят внимательно. Шалун: Хорошо. Воспитатель: Смотрите, сколько птиц к нам на снежную полянку прилетело. Давайте расскажем, кто прилетел и какие они. Игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительным, развитие грамматического строя речи). Воспитатель: Молодцы, как хорошо всей птиц описали. Послушайте загадку: Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? На доске включается картина с изображением вьюжного зимнего дня. Воспитатель: Правильно это вьюга. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Упражнение «Вьюга» (формирование направленной воздушной струи). Воспитатель: Отличная у вас вьюга получилась. Как можно вьюгу по-другому назвать? Что такое вьюга? Игра «Вьюга» (развитие речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей). Воспитатель: Поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот. Воспитатель медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а подача голоса у них была мягкой. Воспитатель: Вьюга может сильно нам помешать покормить птиц, а что можно придумать, чтобы корм не замело снегом? Воспитатель: Хорошая идея. А как ещё можно по-другому назвать кормушку? Воспитатель: У меня как раз есть заготовки деталей кормушки, осталось только собрать. Поможете? Воспитатель: Превосходная у нас кормушка получилась! Поработали, а теперь - поиграем. Физкультминутка «Снегири» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков). . Воспитатель: Каким птицам нужна наша помощь зимой, и где их лучше кормить, мы Шалуну рассказали. Что нам осталось? Воспитатель: Чем же мы будем кормить птиц? Воспитатель подводит детей к столу, где приготовлены мисочки с разным кормом. Воспитатель: Правильно. Смотрите, тут у меня уже все приготовлено для птиц: - Крошки сухого хлеба, семечки и орехи – сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все это без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы; - Крупы и зерна – подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция; Воспитатель: А смотрите, что ещё у меня есть: - Фрукты и ягоды – например, свиристели и снегири едят сухофрукты с удовольствием; - Сливочное масло и сало – сало особенно любят синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй; - Травяные гранулы измельченная прессованная трава. Можно купить в зоомагазинах; - Специальный корм – готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах. Давайте покормим наших птиц. Игра «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие грамматического строя речи) Воспитатель: Молодцы. А здесь у меня остались мисочки с тем, что нельзя, категорически, давать птицам. Давайте расскажем Шалуну, что это. Воспитатель: Очень хорошо. Шалун, я надеюсь, что ты узнал сегодня много интересного. Шалун: Да, много, спасибо. Побегу всё расскажу остальным малышам-Эколятам, и мы вместе пойдём кормить птиц. До свидания! | Действие детей: выбирают фигурку птицы, называют её и описывают её характерные признаки: Ворона (какая?) большая, хищная… Синица (какая?) желтогрудая, ловкая… и т.п. Ответ детей: Вьюга Ответ детей: Да! Действие детей: Встают прямо, левой рукой подносят бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держат соломинку. Делают глубокий вдох, а потом долго дуют в бутылочку, не надувая щек. Предположительные ответы детей: Метель, буран, сильный ветер со снегом. Действие детей: Дети выполняют задание. Предположительные ответы детей: Чтобы корм не замело снегом и чтобы птицы были в безопасности, ведь на земле им угрожают хищники, нужно сделать кормушку и повесить её на дерево. Предположительные ответы детей: Столовая для птиц. Предположительные ответы детей: Да, поможем! С удовольствием! Действие детей: Дети собирают кормушку. Ответ детей: Давайте поиграем! Дети выполняют движения согласно тексту: Снегири, снегири. (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам); Раз, два, три. Раз, два, три. (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших); Прилетели, посидели, (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке); Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями); Улетели в небеса. (Останавливаются, машут скрещенными ладонями); Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками). Предположительные ответы детей: Нам нужно рассказать ему, чем лучше кормить птиц. Предположительные ответы детей: Мы будем кормить птиц крошками чёрного сухого хлеба, семечками, орехами, крупой и зёрнами. Действие детей: дети внимательно рассматривают корм для птиц. Действие детей: Ребёнок, по выбору, кормит птицу, называя её ласково: Воробей – воробушек, синица – синичка, голубь – голубок, и т.п. Предположительные ответы детей: Свежий хлеб, пшено, соленая и жареная пища – под запретом. Предположительные ответы детей: До свидания, Шалун! Приходи ещё! |
Рефлексия | Воспитатель: - Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? - Какие птицы остаются зимовать? - Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? - Какую помощь мы можем им оказать? - Чем мы можем покормить зимующих птиц, не навредив их здоровью? - Чем кормить птиц нельзя? Почему? - Что вы нового узнали? Воспитатель: Наше занятие окончено. Вы были молодцы, порадовали меня своими ответами, умением слушать ответы своих друзей, своей доброжелательностью. Воспитатель: А сейчас мы пойдём гулять на площадку, и повесим кормушку на дерево, и положим туда корм для птиц. | Действие детей: Отвечают на вопросы. Предположительные ответы детей: Спасибо за занятие. Предположительные ответы детей: Ура, идём! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"
Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»
Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...