Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тулина Мария Сергеевна

Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"

Активизация и закрепление представления детей о зимующих птицах и их образе жизни, развитие грамотического строя и интанационой выразительности речи детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_tulina_m.s.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида

 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области  «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»

для детей 6-7 летнего возраста

Тема: «Зимующие птицы»

        Воспитатель:

 Тулина Мария Сергеевна

Первая квалификационная категория

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие педагогические технологии;

-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- игровые технологии.

Санкт-Петербург

2021

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области  «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»

для детей 6-7 летнего возраста

на тему: «Зимующие птицы»

Цель: активизация и закрепление представлений о зимующих птицах.

Задачи:

1.Образовательные: 

-  закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах;

- продолжать формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

-

2.Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

3.Развивающие:

- развитие грамматического строя  речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.  

- развивать мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;

- продолжать учить детей описывать птиц по характерным признакам;

- продолжать развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Предварительная работа: 

- наблюдение за зимними изменениями в природе.

- беседы: «Синички-невелички», «Наши пернатые друзья»;

- слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».

- чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик», М.Горького «Воробьишко», Г.Скребицкого «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
- разучивание пословиц о птицах.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

- интерактивная доска;

- компьютерная презентация для «НОД зимующие птицы»;

- фигурки зимующих птиц;

- пластиковые бутылочки для упражнения «Вьюга», наполненные тертым пенопластом, на крышке каждой закреплена соломинка для коктейля;

- различный корм для птиц.

Организация детей: непрерывная деятельность детей проводится в групповом помещении.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики. Я хочу вам прочитать красивое стихотворение.

На экране изображение зимнего пейзажа со снегирями.

Воспитатель: Читает стихотворение Евгения Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берез.

Снежные тропинки,

Голые кусты.

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели,

Утром до зари

В рощу прилетели

Стайкой снегири.

Воспитатель: Задает вопросы по тексту произведения:

- Какую погоду описывает автор?

- Какое это время года?

- Каких птиц увидел автор?

- Как называют этих птиц?

- Почему?

- Что не хватает птичкам зимой?

- А можно птицам помочь? Что мы можем сделать?

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это там идёт?

На экране появляется изображение «Эколёнка».

Воспитатель: Правда! Здравствуй, Шалун. Что ты такой грустный?

Ответы детей: Здравствуйте!

Садятся,  слушают стихотворение.

Предположительные ответы детей:

- Автор описывает холодную, зимнюю погоду.

- В стихотворении говориться о зиме.

- Автор увидел снегирей.

- Этих птиц называют зимующими.

- Они остаются зимовать у нас, а не улетают в теплые края осенью.

- Птицам не хватает еды.

- Мы можем птиц кормить.

Проблематизация

Шалун: Все «Эколята» заняты делом: и Умница, и Тихоня, и Ёлочка, только мне работы не нашлось. А я так хотел бы кому-нибудь помочь.

Воспитатель: А я с ребятами, как раз думаем помочь птицам – накормить их, ведь зимой очень трудно найти пищу. Хочешь с нами?

Шалун: Конечно! Я им так помогу! У меня в холодильнике много чего есть: каша с мясом и грибами, сладкий торт, морепродукты с лимоном и зеленью, салат с овощами и майонезом. Сейчас всех птиц позову в гости: соловья, жаворонка, лебедя и гуся. Усажу их за стол и накормлю, досыта!

Воспитатель: Подожди, подожди, Шалун!  Ты всё перепутал. Мы видим, что ты не знаешь, кому и как нужно помогать.

Предположительные ответы детей:

Это идёт Шалун, один из малышей-желудей «Эколят».

Целеполагание

Воспитатель: Научим, ребята, Шалуна? Ведь помогать тоже надо уметь.

Предположительные ответы детей:

Да, научим! Конечно, научим!

План будущей деятельности

Воспитатель: С чего начнём?

Воспитатель: Правильно. А то, что он хочет пригласить их в гости и усадить за стол?

Воспитатель: Хорошо. А то, что он хочет кормить их тортами да салатами?

Предположительные ответы детей:

Шалун не знает зимующих птиц, нужно его с ними познакомить.

Предположительные ответы детей: Нет! Нужно рассказать ему про кормушки.

Предположительные ответы детей: Это не правильно!  Зимующих птиц необходимо кормить только полезной для них едой, чтобы у них не болели животики, и они пережили зиму, встретив весну.

Реализация плана

Воспитатель: Ну, что расскажем Шалуну, какие птицы зимующие. А ты, Шалун, слушай ребят внимательно.

Шалун: Хорошо.

Воспитатель: Смотрите, сколько птиц к нам на снежную полянку прилетело. Давайте расскажем, кто прилетел и какие они.

Игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительным, развитие грамматического строя речи).

Воспитатель: Молодцы, как хорошо всей птиц описали.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?  

На доске включается картина с изображением вьюжного зимнего дня.

Воспитатель: Правильно это вьюга. Хотите устроить вьюгу в бутылочках?

Упражнение «Вьюга» (формирование направленной воздушной струи).

Воспитатель: Отличная у вас вьюга получилась. Как можно вьюгу по-другому назвать? Что такое вьюга?

Игра «Вьюга» (развитие речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей).

Воспитатель: Поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь  звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать  или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны  петь, и наоборот.

Воспитатель медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а подача голоса  у них была мягкой.

Воспитатель: Вьюга может сильно нам помешать покормить птиц, а что можно придумать, чтобы корм не замело снегом?

Воспитатель: Хорошая идея.

А как ещё можно по-другому назвать кормушку?

Воспитатель: У меня как раз есть заготовки деталей кормушки, осталось только собрать. Поможете?

Воспитатель: Превосходная у нас кормушка получилась!

Поработали, а теперь - поиграем.

Физкультминутка «Снегири» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

.

Воспитатель: Каким птицам нужна наша помощь зимой, и где их лучше кормить, мы Шалуну рассказали. Что нам осталось?

Воспитатель: Чем же мы будем кормить птиц?

Воспитатель подводит детей к столу, где приготовлены мисочки с разным кормом.

Воспитатель: Правильно. Смотрите, тут у меня уже все приготовлено для птиц:

- Крошки сухого хлеба, семечки и орехи – сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все это без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы;

- Крупы и зерна – подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция;

Воспитатель: А смотрите, что ещё у меня есть:

- Фрукты и ягоды – например, свиристели и снегири едят сухофрукты с удовольствием;

- Сливочное масло и сало – сало особенно любят синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй;

- Травяные гранулы измельченная прессованная трава. Можно купить в зоомагазинах;

- Специальный корм – готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах.

Давайте покормим наших птиц.

Игра «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие грамматического строя речи)

Воспитатель: Молодцы. А здесь у меня остались мисочки с тем, что нельзя, категорически, давать птицам. Давайте расскажем Шалуну, что это.

Воспитатель: Очень хорошо.

Шалун, я надеюсь, что ты узнал сегодня много интересного.

Шалун: Да, много, спасибо. Побегу всё расскажу остальным малышам-Эколятам, и мы вместе пойдём кормить птиц. До свидания!

Действие детей: выбирают фигурку птицы, называют её и описывают её характерные признаки:

Ворона (какая?) большая, хищная…

Синица (какая?) желтогрудая, ловкая…

и т.п.

Ответ детей: Вьюга

Ответ детей: Да!

Действие детей: Встают прямо, левой рукой подносят бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держат соломинку. Делают глубокий вдох, а потом долго дуют в бутылочку, не надувая щек.

Предположительные ответы детей:

Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Действие детей:

Дети выполняют задание.

Предположительные ответы детей: Чтобы корм не замело снегом и чтобы птицы были в безопасности, ведь на земле им угрожают хищники, нужно сделать кормушку и повесить её на дерево.

Предположительные ответы детей: Столовая для птиц.

Предположительные ответы детей: Да, поможем! С удовольствием!

Действие детей: Дети собирают кормушку.

Ответ детей: Давайте поиграем!

Дети выполняют движения согласно тексту:

Снегири, снегири.

(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам);

Раз, два, три.

Раз, два, три.

(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших);

Прилетели, посидели,

(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке);

Погалдели, улетели.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями);

Улетели в небеса.

(Останавливаются, машут скрещенными ладонями);

Вот какие чудеса!

(С удивлением разводят руками).

Предположительные ответы детей: Нам нужно рассказать ему, чем лучше кормить птиц.

Предположительные ответы детей: 

Мы будем кормить птиц крошками чёрного сухого хлеба, семечками, орехами, крупой и зёрнами.

Действие детей: дети внимательно рассматривают корм для птиц.

Действие детей: 

Ребёнок, по выбору, кормит птицу, называя её ласково:

Воробей – воробушек,

синица – синичка,

голубь – голубок,

и т.п.

Предположительные ответы детей: 

Свежий хлеб, пшено, соленая и жареная пища – под запретом.

Предположительные ответы детей: 

До свидания, Шалун! Приходи ещё!

Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?

- Какую помощь мы можем им оказать?

- Чем мы можем покормить зимующих птиц, не навредив их здоровью?

- Чем кормить птиц нельзя? Почему?

- Что вы нового узнали?

Воспитатель: Наше занятие окончено. Вы были молодцы, порадовали меня своими ответами, умением  слушать ответы своих друзей, своей  доброжелательностью.

Воспитатель: А сейчас мы  пойдём гулять на площадку, и повесим кормушку на дерево, и положим туда корм для птиц.

Действие детей: 

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы детей: 

Спасибо за занятие.

Предположительные ответы детей: 

Ура, идём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"

Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных  областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»

Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...

Организованная образовательная деятельность для детей первой младшей группы Познавательное развитие формирование целостной картины мира Спички детям не игрушки!

Организованная образовательная деятельностьдля детей первой  младшей группыПознавательное развитие: формирование целостной картины мираСпички детям не игрушки!...