Открытое занятие по экспериментированию
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия с использованием опытно- экспериментальных технологий в старшей группе
«Лаборатория воды».
Интеграция образовательных областей «Познание развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Речевое развитие».
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды.
Задачи:
- Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
-развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи: -расширение словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование, течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
-развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
- развитие любознательности;
- развитие внимание;
- развитие логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- воспитывать культуру поведения;
-воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Оборудование и материалы: карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, клубничный сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко. Глобус, платок,мольберт.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Ход ООД
1.Вводная часть
В.:
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
Приветствие гостей.
Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большим платком.
В.:- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые?
(ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
В.:
- Где работают ученые?
((ответы детей ) в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
((ответы детей) быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
В.:- А что такое глобус?
Д.:(Глобус – это модель Земли).
2.Основная часть
В.:- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим?
Д.: (леса, горы, пустыни, моря и реки)
В.:- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Д.:(Значит, что воды больше)
В.:- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой
(картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).
1.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-…
(дождь)
2.С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
3.Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)
4.Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)
5.Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
7.Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака.)
8.По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
9. Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).
В.:- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость.
Опыт № 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Физкультминутка «Речка».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
- Понюхайте стакан с соком (клубничным).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
3.Заключительная часть
В: Что вы узнали о воде?
Какими свойствами обладает вода?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
Спасибо вам ребята.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
по МДК 05.01.
Преподаватель Федина Е.Н.
студентка ОЗО группы 13б
Соломонова К.В.
Санкт-Петербург
2019-2020 уч.г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
по ПМ 05
Методическое обеспечение образовательного процесса
Преподаватель Федина Е.Н./ Вокуленко Л.С.
студентка ОЗО группы 13б
Соломонова К.В.
Санкт-Петербург
2019-2020 уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Экология - экспериментирование "Путешествие с Брызгалочкой"
Расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов....
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...
Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Погодные явления»
Занятие с использованием эксперементов для детей разновозрастной группы....
конспект открытого занятия по экспериментированию на тему:"Воздух"
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе...
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"
Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...
Открытое занятие по экспериментированию на тему: «Сюрприз для Гнома»
Увлекательное занятие по эксперементированию с песком в старшей группе...
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница»
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница» Цель: развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и экологическую культуру. Задачи:За...