Консультация на педагогический совет на тему: «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».
консультация

Юсупова Ляйсан Разифовна

Консультация на педагогический совет на тему: «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_sovremennye_trebovaniya_k_vypuskniku_detskogo_sada.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на педагогический совет на тему:

 «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе –

 значит быть готовым

 всему этому научиться» 

(Венгер Л.А.)

В МАДОУ ДС № 6 «Василек» г. Янаул  применяется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и представляют собой "совокупность обязательных требований к дошкольному образованию".

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

ФГОС ДО выдвигает три группы требований:

  • к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  • к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
  • к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью - формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каким должен быть выпускник дошкольного образовательного учреждения?

Ребенок - выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Подготовка к школе.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и другое.

По мнению родителей: готовый к школе ребенок это тот, кто умеет:

- читать,

- считать, хотя бы до 20,

           - писать,

- решать задачи,

- правильно держит в руке карандаш, ручку.

Но это не совсем так. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности:

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

-Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

-Эмоционально отзывчивый (дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей). Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

-Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и другое;

-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 

-Со сформированной внутренней позицией школьника:

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение находить ошибки и исправлять их;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

-Достигнувшим определенного уровня общения:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,

-умение слушать собеседника.

Предпосылки УУД у детей  при поступлении в школу

- умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

- умеет уважать достоинство других

- умеет беречь свои вещи, организовать свое рабочее место, имеет навыки самообслуживания.

-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

- может поддержать разговор на интересную для него тему

- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

- умеет делать самооценку себе и своим действиям

- умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

Итак, Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:

  • интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
  • физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
  • мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому, что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому, что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
  • социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

При условии соответствия ребенка всем этим критериям, его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

             Основные выводы:

- С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

- Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

- Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

 

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО
  2. Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.
  4. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования

SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными  и слабыми свойствами организации, благоприятными  и неблагопр...

Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования

SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в видепроцедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными  и слабыми свойствами организации, благоприятными  и неблагопри...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка дей...

ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)Какие ...

«ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада»

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального бщего образования с темой6 «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада» (ММО &l...