Консультация на педагогический совет на тему: «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».
консультация
Консультация на педагогический совет на тему: «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_sovremennye_trebovaniya_k_vypuskniku_detskogo_sada.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на педагогический совет на тему:
«ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым
всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
В МАДОУ ДС № 6 «Василек» г. Янаул применяется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и представляют собой "совокупность обязательных требований к дошкольному образованию".
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
ФГОС ДО выдвигает три группы требований:
- к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
- к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью - формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каким должен быть выпускник дошкольного образовательного учреждения?
Ребенок - выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Подготовка к школе.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и другое.
По мнению родителей: готовый к школе ребенок это тот, кто умеет:
- читать,
- считать, хотя бы до 20,
- писать,
- решать задачи,
- правильно держит в руке карандаш, ручку.
Но это не совсем так. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
-Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
-Эмоционально отзывчивый (дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей). Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
-Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и другое;
-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-Со сформированной внутренней позицией школьника:
-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-умение сохранять заданную цель;
-умение находить ошибки и исправлять их;
-умение контролировать свою деятельность по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-Достигнувшим определенного уровня общения:
-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
-владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по общению,
-умение слушать собеседника.
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу |
- умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства |
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека - умеет уважать достоинство других |
- умеет беречь свои вещи, организовать свое рабочее место, имеет навыки самообслуживания. |
-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре - в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности |
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам - может поддержать разговор на интересную для него тему |
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку себе и своим действиям |
- умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах |
Итак, Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:
- интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
- физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
- мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому, что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому, что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
- социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
При условии соответствия ребенка всем этим критериям, его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.
Основные выводы:
- С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
- Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
- Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.
Литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО
- Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.
- Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования
SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагопр...
Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования
SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в видепроцедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагопри...
Консультация для педагогов по теме «ФГОС ДО – современные требования к выпускнику детского сада» в рамках методического семинара по преемственности: «От дошкольного образования к школе»
Консультация для педагогов...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка дей...
"Современные требования к выпускнику детского сада"
Консультация для родителей....
ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)Какие ...
«ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада»
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального бщего образования с темой6 «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада» (ММО &l...