«Совместная работа детского сада и семьи в проектно-исследовательской деятельности»
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 7
фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,
г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
«Совместная работа детского сада и семьи в проектно-исследовательской деятельности»
Подготовила:
Зуева Анастасия Васильевна, воспитатель.
г. Видное, 2024г.
«Совместная работа детского сада и семьи по направлению проектно-исследовательской деятельности».
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
3 слайд
В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы с родителями - проектная исследовательская деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, а также специалисты детского сада. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Задача педагога:
- Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
- Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.
Реализация поставленных задач проходила у нас в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
4 слайд
На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, поэтому мы использовали опыты, эксперименты. Так как видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества. Часть опытов, мы представим вашему вниманию.
Опыт №1«Мир тканей» (изучали виды и свойства тканей)
Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет. Вывод: ткань не магнитится.
Опыт №2
Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.
Вывод: ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.
Опыт №3
Ткань и вода. Намочить ткань.
Вывод: ткань намокает, но не расползается.
Опыт №4
Ткань и ножницы. Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.
5 слайд
Опыт №1 «Невидимка – воздух» (изучали свойства воздуха)
Что в пакете?
Цель: обнаруживать воздух.
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт №2
Воздух не видим и прозрачен.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №3
Изменение объема воздуха при нагревании и охлаждении. Использование этих свойств воздуха человеком.
Вывод: воздух при разной температуре воздуха занимает разный объем
6 слайд
Опыт №1«Растительный мир»
С водой и без воды
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?
Выводы: растения без воды жить не могут.
Опыт №2
Где лучше расти?
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, торф, песка). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).
7слайд
Для того чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание: провести опыты, описать свои исследования и предоставить по возможности фотоотчеты. Поэтому было дано домашнее задание в виде консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
8 слайд
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводился интересный родительский клуб на тему: «обучение детей с нарушением зрения приемам исследовательской деятельности» в группе, на котором они присутствовали и постепенно подключаясь к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.
Цель родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать исследовательскую, проектную деятельность в процессе совместной работы.
9 слайд
На слайдах представлены фотографии с родительского клуба. Мы постарались создать атмосферу научной лаборатории, для эффективного и азартного погружения детей и родителей в мир опытов.
Опыт №1 «Несмешиваемые жидкости»
Цель: Исследование плотности жидких веществ
Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители.
Вывод: Жидкости разной плотности не перемешиваются.
10 слайд
А также мы изучали свойства бумаги
Опыт №1 «Бумага намокает» Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Вывод: бумага намокает.
Опыт№2 «Бумага рвется» Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Вывод: бумага хорошо рвётся.
Опыт№3«Бумага мнется» Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Вывод: бумага, хорошо мнётся.
Опыт№4 «На бумаге остаются следы» Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Да, мы видим на бумаге жирный след. Вывод: на бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт №6 «Копировальная бумага» Детки познакомились с копировальной бумагой. А также выяснили с помощью копировальной бумаги можно сделать больше копий, а времени потратить меньше.
11 слайд
Опыт№1 «Неваляшка». Совместно с родителями, детки изготовили игрушку неваляшка. А также в процессе опыта выяснили, что у неваляшки центр тяжести смещен, так как в нее разместили груз, поэтому неваляшка всегда возвращается в вертикальное положение при попытке ее опрокинуть.
12 слайд
Экспериментальная-исследовательская деятельность родительского клуба, вызывала огромный интерес у детей, поэтому процесс экспериментирования продолжался уже в домашних условиях с родителями.
13 слайд
Опыт № 1. «Волшебные пузырьки».
Семья Михаила Некрасова, подготовили данный опыт. Используя подсолнечное масло и воду (3:1), а также ложку раствора акварели, и четвертинку таблетки Аспирина – и в итоге получаем волшебные пузырьки.
14 слайд
Опыт № 2. «Выращивание кристаллов из соли».
Семья Михаила Субботина, использовала концентрированный раствор соли для опыта. Соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но в перенасыщенном растворе соль опять превращается в кристаллы.
15 слайд
Опыт №4. «Полимерные червяки». Михаил Мостовой, изучал полимеры. Цель опыта: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием «химическая реакция» на основе опытов.
16 слайд
Опыт №5.«Разноцветная радуга». Семья Лексина Елисея, продолжила изучать растворы из разной плотности. Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители.
17 слайд
Опыт №6. «Дружба красок». Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего. Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки
18 слайд
Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), ходили в музеи, посещали выставки.
На данном этапе проведены:
- Познавательные занятия;
- Творческие рассказы;
- Чтение художественной литературы;
- Беседы.
На данном этапе, был создан с родителями, проект на тему: исследовательско-творческий проект «Народные куклы-обереги».
Паспорт проекта
Проблема: Не все дети знают историю своего народа, его традиции,
культуру, промыслы.
Объект исследования: народная русская кукла.
Предмет исследования: сравнение видов русских народных кукол.
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Цель проекта:
научиться мастерить разные виды кукол-оберегов своими руками.
19 слайд
Третий этап - презентация проектной деятельности. Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были специалисты и педагоги ДОУ.
20 слайд
Выводы. Проектная деятельность на базе ДОУ является одним из эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Работа по направлению «педагог - ребёнок - родитель» решает следующие задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- оптимизация детско – родительских отношений;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в общественной жизни ДОУ.
Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что проектно-экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доклад о физическом развитии детей в тесном сотрудничестве с семьей....
Творческий отчёт на тему "Совместная работа детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни"
Я поделилась своим опытом работы по формированию у детей и их родителей основ здорового образа жизни. Какие формы работы с детьми использовала в детском саду, и как воспитывала у дет...
Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...
Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».
17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....