СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Доклад о физическом развитии детей в тесном сотрудничестве с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

совместная работа детского сада и семьи по совершенствованию основных движений дошкольников.

                                                                                                         Фиронова Т. А.

Физическое воспитание в дошкольном учреждении предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, направленное на своевременное формирование двигательных навыков и умений.

Решение этих задач возможно не только при соблюдении правильной организации режима, полноценного питания, закаливающих процедур, но и при наличии единства требований детского сада и семьи.

В нашем детском саду созданы педагогические и гигиенические условия для правильного физического развития детей: полноценное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, ежедневная утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна, аутотренинг, физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, чередование различных видов деятельности, закаливание.

Понимая, что фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте, мы поставили перед собой задачу добиться снижения заболеваемости детей в детском саду, повышения качества и эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Прежде всего, надо было выяснить причины частой заболеваемости детей. Наблюдения проводили совместно с врачом, старшей медицинской сестрой детского сада.

Посетили семьи мало болеющих детей и семьи детей с ослабленным здоровьем. Вывод был один: там, где родители уделяют внимание физическому развитию ребенка ( катаются с ним на велосипеде, на лыжах, играют в спортивные игры, ходят в походы, в лес), он растет здоровым и крепким.

Чтобы глубже познакомиться с каждой семьей, провели анкетирование. Предложили родителям ответить на следующие вопросы:

  1. Чем занимается ребенок после прихода из детского сада, в выходные дни?
  2. Виды закаливания в семье.
  3. Режим дня в семье.
  4. Какие спортивные игры любят ваши дети?
  5. Какой спортивный инвентарь есть дома?
  6. Какие трудности вы испытываете в физическом воспитании детей?

Проанализировали ответы родителей и поняли, что в вечерние часы и выходные дни дети в основном смотрят телевизор, рисуют, что-либо конструируют. Ни в одной семье не проводится утренняя гимнастика. Многие родители недооценивают роли спортивных игр в общем развитии детей, не соблюдают режим дня, особенно в выходные дни, не придают значения закаливанию, как одной из форм укрепления здоровья. Малоподвижная деятельность является причиной нарушения осанки детей, развития неправильной координации движений. Отвечая на вопросы о трудностях в физическом воспитании, родители указали на недостаточные знания методов и отсутствие времени. Выводы, сделанные после посещения детей на дому и анкетирования, показали, что совместную работу семьи и детского сада необходимо начать с пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Было решено провести «День открытых дверей». Сначала предложили папам и мамам посмотреть утреннюю гимнастику, физкультурное занятие. Выделили общие требования к выполнению ходьбы: голова поднята, спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, живот подтянут. Показали виды ходьбы: ходьба на носках – отсутствие переката, движения ног от бедра, колени прямые; ходьба с высоким подниманием колен – сгибание ног в колене под прямым углом, носок оттянут, перекат с носка на всю ступню. Общеразвивающие упражнения дети выполняли из различных исходных положений. Родители увидели правильную технику выполнения прыжка в длину с места (энергичное отталкивание, взмах руками вперед вверх, мягкое приземление с носка на всю ступню). На занятии также показали, как нужно организовать подвижную игру. После просмотра занятия, старшая медсестра детского сада рассказала о результатах углубленного обследования детей группы. Затем воспитатели познакомили родителей с физическими и психическими особенностями детей, с задачами, которые предстоит решить детскому саду в содружестве с семьей по совершенствованию основных видов движений у детей.

Чтобы помочь родителям в усвоении педагогических знаний, подготовили папки-передвижки, уголок физкультуры, куда поместили материал углубленного осмотра детей, комплекс утренней гимнастики (меняли ежемесячно), описание спортивных и подвижных игр с правилами, статьи «Режим дня в семье», «Систематичность и последовательность закаливающих мероприятий», «Роль движений в развитии детского организма» и др. Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какие упражнения ребенок выполняет в детском саду, какую физическую нагрузку он получает. Такой материал тоже помещали в папки-передвижки. Советовали родителям, как следует планировать работу с детьми после возвращения их из детского сада и в выходные дни, предлагали конкретные мероприятия, способствующие повышению двигательной активности ребенка.

В педагогическом просвещении родителей трудно переоценить роль наглядной агитации. Учитывая это, оформили тематический стенд «Физкультура-залог здоровья». Материал стенда систематически обновляем в зависимости от времени года. Предлагаем вниманию родителей статьи: «Обучение детей катанию на велосипеде», «Обучение детей катанию на коньках», «Место прогулки в режиме дня и ее влияние на здоровье детей», «Маршрут здоровья», «Прогулки с детьми в природу», «Приемы обучения детей движениям, ходьбе, бегу, лазанию, прыжкам», описание игр с правилами (в городки, бадминтон) и т.д.

Проводим беседы с папами и мамами, консультации общие, индивидуальные. Например, несколько детей  страдают заболеваниями верхних дыхательных путей. С их родителями побеседовали на темы: «Как организовать прогулку с детьми в природу», «Гигиенические рекомендации к одежде», «Оздоровительная гимнастика после сна» и др. Посоветовали, в какие игры лучше играть и с какой нагрузкой. Для родителей Игоря и Сережи, имеющих нарушения осанки, провели консультации: «Влияние осанки на развитие организма», «Роль утренней гимнастики в формировании правильной осанки», «Профилактика нарушения осанки». Предложили им подобрать мебель в соответствии с ростом детей, приобрести игры и игрушки, развивающие двигательные навыки: мяч, скакалку, бадминтон, кегли и др. Рекомендовали комплекс корригирующей гимнастики.

К каждой консультации готовимся заранее: подбираем педагогическую литературу, организуем выставку физкультурного оборудования, игрушек, детских книг. Чтобы выяснить, как родители используют наши рекомендации, советы, что изменилось в семье после проведения определенной работы, какую помощь мы можем еще оказать, повторно посетили семьи. Результаты нас очень обрадовали. Во многих семьях появился спортивный инвентарь, двигательные игрушки. Дети делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры в зависимости от времени года.

Мама Насти рассказала, что они всей семьей занимаются оздоровительным бегом, и дочь за год значительно окрепла, меньше болеет. Юра в любую погоду катается с папой на лыжах, часто ездят в сосновый бор. Во дворе у них есть горка из снега, специальные валы для хождения и спрыгивания. Мальчик растёт здоровым, ловким, на занятиях всегда справляется с программными требованиями.

Родители теперь обращались к нам с конкретными вопросами: как правильно научить ребенка спрыгивать с предмета, и с какой высоты. На что больше обращать внимание во время утренней гимнастики – на осанку или технику выполнения упражнений. Как лучше начать обучение ходьбы на лыжах.

Интересно и содержательно прошла конференция отцов, где был затронут вопрос об отце «как гражданине, семьянине, воспитателе», его роли в физической подготовке детей. Папы поделились опытом физического воспитания детей в семье. Перед конференцией папы ознакомились с анонимными рассказами детей: «О вас говорят», где каждый узнал себя. Дети рассказывали о своих папах, их достоинствах, чем они любят больше всего заниматься с папой в выходные дни. В рассказах звучит детская гордость: «мой папа сильный, ловкий, рубит дрова, расчищает снег. Мы с ним часто ходим на прогулки в лес, катаемся на лыжах, санках, играем в футбол».

Юра рассказал, что они с папой большие друзья, вместе играют в футбол, папа берет его с собой на рыбалку, осенью ходят за грибами, вместе играют в бадминтон, городки, помогают маме в уборке квартиры. Были и такие рассказы, как «Мой папа хороший, добрый. Он дома все время смотрит «видик», любит лежать на диване, а так больше ничего не делает, не хочет со мной поиграть в мяч, мы с ним не катаемся на лыжах. Я хочу, чтобы папа со мной играл.

С интересом папы рассматривали себя в рисунках своих детей: «Выходной, выходной, папа целый день со мной», и, наконец, в спортивном развлечении соревновались в ловкости, силе, быстроте не только дети, но и их папы.

На конференции определили задачи на следующий год:

  1. Установить строгий контроль за режимом дня ребёнка дома.
  2. Ввести в систему проведение в выходные дни утренней гимнастики, создав наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы (солнце, воздух, вода).
  3. Стараться поддерживать дома режим двигательной активности, к которому ребёнок привык в детском саду.
  4. Проводить с детьми подвижные спортивные игры.
  5. Чаще совершать с детьми туристические походы в природу в любое время года.
  6. По возможности организовать дома спортивный уголок.

Была подготовлена памятка для родителей:

  1. Показатель готовности ребенка к школе – его всестороннее развитие. Оптимальный режим дня – правильное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия физической культурой – основа нормального физического и психического развития ребенка.
  2. Регулярные, ежедневные прогулки независимо от погодных условий увеличивают сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям, способствуют закаливанию, воспитанию физических качеств. Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с гор, игры с элементами спорта способствуют разнообразию двигательной деятельности ребенка, его оздоровлению, создают благоприятные условия для физического развития.
  3. Воспитывайте у ребенка привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, приучайте его самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома. Используйте при этом элементарный спортивный инвентарь.

Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях. Совместная работа с родителями по физическому воспитанию дала положительные результаты: дети окрепли физически, у них выправилась осанка, улучшилась координация движений, снизилась заболеваемость. Резко сократилось количество простудных заболеваний. Улучшились показатели физического развития. Родители стали помощниками и активными участниками спортивных праздников и развлечений.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных...

Творческий отчёт на тему "Совместная работа детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни"

Я поделилась своим опытом работы  по формированию у детей и их родителей основ здорового образа жизни. Какие формы работы с детьми  использовала  в детском саду, и как воспитывала у дет...

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....

«Совместная работа детского сада и семьи по физическому оздоровлению дошкольников».

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Ра...