Проект «Русская Матрешка» в первой группе раннего возраста
проект (младшая группа)
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская Матрешка» в первой группе раннего возраста
Вид проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный проект
Срок реализации проекта: с 18.03.2024 по 22.03 2024г.
Актуальность
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость.
. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Срок реализации: Краткосрочный - 1 неделя
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
- Опрос родителей:
- есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?
- какие игры с матрешками вы знаете?
- играете ли вы с детьми в игры с матрешками?
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;
- Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
- Разработка плана по реализации проекта.
2 этап. Основной.
Беседы/общение: «Русская матрешка», «Из чего сделана матрешка».
Игры – ситуации: «А у нас сегодня гость», «В гостях у матрешки», «Уложим матрешку спать», «Матрешка в гостях у ребят», «Матрешка попляши», «Напоим матрешку чаем»
Дидактические игры: «В какой руке матрешка», «Знакомимся с матрешкой», «Собери матрешку», «Найди матрешке дом», «Матрешка, ты где?».
Подвижные игры: «Ой, что за народ», «Догони матрешку», «Доползи до матрешки», «Шли матрешки по дорожке».
Пальчиковые игры: «Матрешки», «В гости к нам пришла матрешка», «Матрешка»
Занятие по художественно – эстетическому развитию.
Рисование «Мы веселые матрешки»
Цель: продолжить формировать навык рисования ватной палочкой, развивать умение работать с гуашью, воспитывать эстетический вкус.
Занятие по познавательному развитию
«Матрешка – деревянная игрушка»
Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрешке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрешке.
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
Стихотворение Л. Громова «Матрешка»
Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрешка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.
Занятие по речевому развитию
«Народная игрушка – матрешка»
Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.
Занятие по художественно – эстетическому развитию.
Конструирование «Мебель для матрешки»
Цель: формировать умение создавать простые конструкции (стол, стул, диван, кровать, обыгрывать их.
Продуктивная деятельность лепка «Угощение для матрешки»
Цель: познакомить детей с новым материалом – соленым тестом, вызвать интерес к лепке баранок и бубликов, формировать умение раскатывать тесто столбиками и замыкать их в кольцо, развивать восприятие формы и мелкую моторику рук. зайчику.
Художественная литература
Стихи З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке», А. Кулешова «Кукла славная – матрешка», Г. Лагздынь «Матрешка», потешка «Как у нашей у Матрешеньки».
Художественно – эстетическое развитие. Музыка.
Музыкально – коммуникативные игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Мы веселые матрешки», «Танец с ложками», «Танец с платочками»
3 тап. Заключительный
Работа с родителями:
Папка – передвижка «Игры с матрешками. Для самых маленьких»
Буклет «В какие игры можно играть с матрешками»
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «Матрешка-сказка»;
- Интересный гость «Украсим сарафан»,
- Интересный гость «Игры с матрешкой»;
- Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
- Развлечение «Веселые матрешки»;
- Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».
В результате проведенной работы было отмечено:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
- 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение к проекту:
- Консультация для родителей «Матрешка – сказка»
- Конспект занятия «Матрешка - деревянная игрушка»
- Конспект занятия «Комната для Матрешки»
- Конспект занятия «Платочек для Матрешки»
- Пальчиковые игры на тему «Матрешки»
- Загадки на тему «Матрешки»
- Стихи на тему «Матрешки»
Список литературы:
- Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
- Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
- Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Приложение к проекту
Конспект ООД
«Матрешка – деревянная игрушка»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; вызвать у детей интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрёшки, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия «большой», «маленький»;закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: игрушка Матрешка из 4-х предметов, муз колонка, USB флеш-накопитель.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая красивая игрушка сегодня пришла к нам в гости? (показать детям).
Воспитатель: Кто знает, как ее зовут? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Это – матрёшка, русская народная игрушка.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Воспитатель: Внимательно посмотрите, во что одета матрёшка? У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.
Какого цвета сарафан? А платочек какого цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете что у нашей матрешки – есть большой секрет? Вместе с ней к нам пришли ее подружки. Только где же они? (потрясти матрешку) Может быть они внутри? Давайте попробуем ее открыть…. Не получается…А, я вспомнила чтобы открыть матрёшку, нужно произнести волшебные слова:
Матрёшка, матрёшка,
Откройся немножко.
Не хочет матрёшка открываться, давайте скажем все вместе
(дети произносят волшебные слова, воспитатель открывает матрёшку).
Ах, вот она первая подружка, она такая же красавица, но только немного меньше ростом…
Давайте посмотрим может, и эта матрешка привела с собой подружку? (повтор до самой маленькой)
А вот и самая маленькая, самая хорошенькая матрешечка! Она даже помещается в руке. Хотите потрогать ее? (дать детям подержать и рассмотреть самую маленькую матрешку, затем расставить всех матрешек в ряд).
Воспитатель: Посмотрите сколько подружек привела с собой наша красавица матрешка. Эта матрёшка большая. (показать на большую)
А эта? (самая маленькая).
Воспитатель:Алена, покажи нам самую большую матрешку.
Гоша пока самую маленькую.Д авайте поиграем с матрешками в прятки и снова спрячем их?
Конструирование «Комната для Матрешки»
Цель: Развитие у детей творческих способностей, через формирование умений и навыков работы с конструктором.
Задачи:
- Продолжать учить детей называть и различать основные детали строительного конструктора (кубик, кирпичики разной длины).
- Развивать воображение и умение использовать детали нужной формы для построения мебели.
- Воспитывать отзывчивость и заботливое отношение к игрушкам.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Вид деятельности: конструирование
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов, беседа о групповой мебели, сюжетно-ролевые игры в кукольном уголке.
Материал:
Раздаточный: матрёшка (игрушка), набор настольного деревянного конструктора;
Демонстрационный: матрёшка, образец комнаты.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки! Ребята, посмотрите, какие нарядные гостьи пришли сегодня к нам (показывает матрёшку). Обратите внимание на расписные платочки и фартучки у матрёшек на ваших столах. Наши матрёшки живут в коробке. Им там тесно и неудобно. У них нет ни дивана, ни стульчиков, нет даже столика. Я хотела помочь им и построила вот такую комнату (показывает образец). Посмотрите, как удобно будет моей матрёшке: здесь есть столик и стульчик, она может кушать и пить чай; на диванчике матрёшка может отдохнуть, а здесь стоит её кроватка, на которой она спит. В такой комнате матрёшке очень понравится жить, правда? Давайте, каждый из вас построит для матрёшки комнату. Но для этого сначала нужно посмотреть из каких деталей состоит столик. Как называется эта деталь? (кубик) Верно, а эта? (кирпичик). Ребята, скажите, как нужно положить кирпичик, чтобы получился столик? (сверху на кубик). Ну вот, столик есть,но за столик нужно сесть. Для этого матрёшке нужен стульчик. Из каких деталей состоит стульчик? (кубик и кирпичик). Чтобы получился стульчик, мы должны кирпичик приставить сбоку к кубику. Как получить стульчик? (приставить кирпичик сбоку к кубику). Давайте строить. Ну вот, наша матрёшка посидела, попила чай, теперь ей нужно отдохнуть. Для этого нам нужно построить для неё диванчик. Скажите, из каких деталей мы будем его строить? (из двух кирпичиков). Посмотрите, как правильно нужно приставить кирпичики друг к другу, чтобы получился диванчик (показ, дети выполняют). А теперь, пока наши матрёшки отдыхают на своих удобных диванчиках, мы с вами тоже отдохнём.
Физминутка
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Ребята, а на чем же будут наши матрешки спать? (на кроватке). Верно. Давайте её построим. Посмотрите внимательно, какие детали нужно взять для этого? (один длинный кирпичик и два коротких кирпичика). Посмотрите, как нужно приставить короткие кирпичики к длинному кирпичику, чтобы получилась кроватка (дети вместе с воспитателем строят кроватку).
Итак, вот и готова наша мебель. Осталось только расставить её в комнате и пригласить матрёшек.
Дети расставляют мебель, обыгрывают постройки с матрёшками. Воспитатель предлагает желающим матрёшкам сходить друг к другу в гости, беседует с детьми о полученных постро
Рисование «Платочек для Матрешки»
Цели: учить соотносить предметы по размеру: большому - большой, маленькому - маленький,
- Совершенствовать навыки рисования пальцем, учить располагать кружочки на заранее приготовленные платочки,
- формировать понятия "кружок", "один" и "много", "большой" и "маленький"
- закреплять знание красного цвета,
- создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Материал: наборы матрешек двух размеров - большие и маленькие, квадратные заготовки "платочков" двух размеров - "большие" и "маленькие", гуашь красного цвета, влажные салфетки, платочки для пляски с красными кружочками, грамзапись спокойной музыки, грамзапись к русской народной песне "Во саду ли, в огороде:".
Предварительная работа: рассматривание внешнего вида матрешек, игры с матрешками, рисование пальчиком в индивидуальной деятельности и на занятии по рисованию "Листопад".
Интеграция образовательных областей: познавательно/речевое развитие
Ход занятия
Дети стоят в кружочке и на вопросы воспитателя отчетливо проговаривают хором и индивидуально "ау".
Кто-то в гости к нам идет,
Но никак нас не найдет.
Скажем вместе все "ау"
Даша скажет нам "ау",
Маша скажет нам "ау",
Скажет нам Максим "ау",
Леша скажет нам "ау"
И еще раз вместе все "ау, ау, ау"
Нас услышали, нашли!
Воспитатель подводит детей к столу и выставляет на стол поднос с матрешками двух размеров - большие и маленькие.
Проблемная ситуация.
В гости к нам пришли матрешки. Принесли с собой платочки.Воспитатель показывает квадратные заготовки платочков с очерченными краями.
-Что вы грустные матрешки
Вам не нравятся платочки?
На платочки поглядим.
Дети рассматривают платочки.
Любят куколки-матрешки
Разноцветные платочки!
Не грустите. Не беда.
Мы поможем вам друзья?
По платочку все возьмем,
Рисовать на них начнем.
Как платочки мы украсим?
Очень нравятся матрешкам
Их нарядные платочки!
Воспитатель обращает внимание детей на платочки матрешек, украшенные кружочками.
-Что мы видим на платочках? Видим много мы кружочков.
Воспитатель задает детям вопросы, побуждая их к хоровым и индивидуальным ответам.
- Сколько видим мы кружочков?
- Много.
- Цвет кружочков назовите?
- Красный.
- Пальчиком кружочки будем задевать.
Дети прикладывают указательный пальчик к кружочкам на платочках матрешек и проговаривают слово "кружок".
- Вот как много здесь кружочков.
- Сколько у Маши? (Много кружочков).
- Сколько у Вани? (Много) и т.д.
Воспитатель раздает детям по одному платочку (активно рисующим - большие, медленно рисующим - маленькие).
Воспитатель выставляет на столы на каждого ребенка поднос с баночкой красной гуаши и влажной салфеткой показывает прием рисования указательным пальчиком.
Мы кружочки пальчиком
Будем рисовать.
Спинку прямо вы держите.
Краски цвет мне назовите,
Этот пальчик поднимите,
Его в краску обмакните.
И к платочку примакните.
Поднимите - примакните.
Снова в краску обмакните.
И к платочку примакните,
Поднимите - примакните.
Рисовать закончите -
Пальчик оботрите.
Мы платочек украшали
В нем кружочки рисовали.
Получилось просто чудно,
Это было нам не трудно.
Воспитатель выкладывает платочки в ряд для наглядности и сравнения их по размеру.
Мы старались, рисовали
И нисколько не устали.
Вот теперь платок возьмем
И матрешкам поднесем.
А кому какой подарим?
Все платочки хороши!
Только разные матрешки.
Разные у вас платочки.
Воспитатель показывает детям сначала большую матрешку, а потом маленькую и побуждает детей к ответам.
- Это какая матрешка?
- Большая.
- А эта матрешка?
- Маленькая.
Воспитатель показывает детям сначала большой, а потом маленький платочки и побуждает их к ответу.
- А это какой платок?
- Большой.
- А этот платочек?
- Маленький.
- Большой платок подарим матрешке, какой? (Большой).
- Маленький платочек подарим матрешке? (Маленькой).
Дети совместно с воспитателем раскладывают платочки к матрешкам по соотношению размеров.
- Очень рады все матрешки
Своим новеньким платочкам.
Вам спасибо говорят.
А сейчас возьмем платочек,
И плясать пойдем в кружочек.
Дети самостоятельно берут, разложенные заранее платочки (желательно, похожие на те, какие рисовали дети), и воспитатель приглашает всех поплясать с платочками.
(На мотив песни "Во саду ли в огороде")
У кого в руках платочек,
Встанет тот со мной в кружочек,
Вот так, вот так, (дети топают ножками)
Встанет тот со мной в кружочек.
Я платочком размахнусь,
И с платочком покружусь,
Покружусь, покружусь, (дети медленно кружатся)
Покружусь - остановлюсь.
А теперь давай, дружочек,
Спрячемся за свой платочек, (дети берут платочки за два уголочка и прячут лицо)
Нет ребяток, ай-яй-яй. Где ребятки, отгадай.
Дети опускают платочки.
Вот ребятки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летний проект по адаптации в первой группе раннего возраста "Вот оно какое, наше лето!"
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
Проект " Матрёшка- русский сувенир" в первой группе раннего возраста
Проект для детей раннего возраста, включает в свои задачи нравстенно-патриотическое воспитание малышей....
Проект «Русские народные сказки» в группе раннего возраста
Краткосрочный проект по русским народным сказкам...
Игровой марафон по " Русским народным сказкам" "Репка" "Колобок" "Курочка ряба". В первой группе раннего возраста.
Игровой марафон по " Русским народным сказкам" "Репка" "Колобок" "Курочка ряба". В первой группе раннего возраста....
Знакомство детей первой группы раннего возраста с матрешкой . "Мы веселые матрешки"
Конспект НОД в первой группе раннего возраста «Знакомимся с матрешкой». Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством народной игрушки.Об...
проект "Удивительный песок" в первой группе раннего возраста
проект в группе раннего возраста...