Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики: «Шустрые пальчики»
методическая разработка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Цель проекта | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через различные виды деятельности. |
Задачи проекта | Развивающие: -улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; -развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность; -укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук; -развивать навыки ручной умелости. Обучающие: -упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики; -обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями. Воспитывающие: -воспитывать в детях усидчивость; - воспитывать внимательность к выполнению заданий; -способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. |
Ожидаемый результат | Дети: по итогам реализации проекта у детей сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. В группе: - оформлен игровой центр "Тренируем пальчики" Педагог: -подготовлен демонстрационный материал по различным видам продуктивной деятельности; -оформлен фото-отчет; - сформировано портфолио с работами детей; - опубликован методический материал по данной теме в сети интернет. - итоговое открытое занятие. -обобщён опыт работы на пед. чтениях, МО. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._mini_proekt_shustrye_palchiki_razvite_melkoy_motriki.docx | 79.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики:
«Шустрые пальчики»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский
Воспитатель младшей группы ОСР:
Булдакова Надежда Николаевна
Паспорт проекта
1 | Наименование | Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики: «Шустрые пальчики» |
2 | Заказчик | Воспитанники центра |
3 | Организация исполнитель | ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск |
4 | Тип проекта | Практико-ориентированный |
5 | Целевая группа | Воспитатель, дети ОСР от 2 до 10 лет |
Форма организации | Групповая, подгрупповая, индивидуальная | |
6 | Режим занятия: | 2 раза в неделю по 30 мин. |
7 | Разработчик | Воспитатель: Булдакова Надежда Николаевна |
8 | Цели | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через различные виды деятельности. |
9 | Задачи | Развивающие: -улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; -развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность; -укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук; -развивать навыки ручной умелости. Обучающие: -упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики; -обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями. Воспитывающие: -воспитывать в детях усидчивость; - воспитывать внимательность к выполнению заданий; -способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. |
10 | Ожидаемый результат | Дети: по итогам реализации проекта у детей сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. В группе: - оформлен игровой центр "Тренируем пальчики" Педагог: -подготовлен демонстрационный материал по различным видам продуктивной деятельности; -оформлен фото-отчет; - сформировано портфолио с работами детей; - опубликован методический материал по данной теме в сети интернет. - итоговое открытое занятие. -обобщён опыт работы на пед. чтениях, МО. |
11 | Срок реализации Проекта | 3 месяца (с #1075; по #1075;) |
12 | Форма представления | Слайдовая презентация, участие в конкурсах |
1. Актуальность
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.
Почему важна мелкая моторика?
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка, а так же тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
По моим наблюдениям, почти у всех детей, поступивших к нам в Центр слабо развита мелкая моторика, речь, как у дошкольников, так и у младших школьников. А так как наши воспитанники проходят реабилитацию разное количество времени, решила разработать краткосрочный проект "Шустрые пальчики" на 3 месяц по развитию мелкой моторики пальцев. Поступившие дети могут легко включится в проект.
Цели и задачи Проекта
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младших школьников через различные виды деятельности.
Задачи:
Развивающие:
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
-укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;
-развивать навыки ручной умелости.
Обучающие:
-упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;
-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
Воспитывающие:
-воспитывать в детях усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Гипотеза проекта: если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.
Принципы Проекта
Проект "Шустрые пальчики" разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. А также учитывает следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единство реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач развития воспитанников, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- принцип доступности позволяет построение процесса обучения воспитанников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип деятельности исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Виды деятельности в рамках реализации Проекта
К основным видам деятельности в рамках проекта относятся:
-работа с карандашом (штриховка, обводка);
-дорисовка, трафареты;
-пальчиковая гимнастика;
-пальчиковый театр;
-игры с прищепками, пуговицами, палочками, бусинами, камешками;
- аппликация, нетрадиционные техники рисования и лепки.
Планируемые результаты освоения Проекта
После освоения содержания проекта "Шустрые пальчики" у воспитанников прослеживаются следующие результаты:
- сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.
Форма подведения итогов реализации Проекта:
-участие в детских творческих конкурсах (пополнение портфолио воспитанника)
- публикация работ воспитанников в сети интернет.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения проекта
При реализации Проекта будет проводиться мониторинг динамики развития детей в рамках педагогической диагностики. Мониторинг у нас в группе проводится каждые 3 месяца. Процесс мониторинга динамики развития ребенка в группы основан на целенаправленном систематическом ведении наблюдения взрослыми, анализе продуктов детской деятельности и др.
2. Содержание образовательной деятельности
Этапы реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1 этап – подготовительный |
| Изучена методическая литература по данной теме. Составлен плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала: -упражнения с элементами театрализованной деятельности (с использованием пальчикового театра) | Март |
2 этап - основной (практический) |
| Развитие мелкой моторики рук. Осуществление деятельность в соответствии с тематическим планированием. Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности. Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями. | Апрель |
2 этап - основной (практический) |
| Развитие мелкой моторики рук. Осуществление деятельность в соответствии с тематическим планированием. Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности. Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями. | Май |
3 этап- заключительный | Представление проекта через презентацию. Оформление портфолио воспитанника. Участие в конкурсах разного уровня. Проведение выставки детских работ. | Оформлена выставка. Представлен проект, через презентацию. Получены дипломы и грамоты за участие в конкурсах Оформлено портфолио дошкольника | Июнь |
В соответствии с индивидуальными возможностями и интересам воспитанников данный план может корректироваться
План реализации проекта:
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Апрель | -Пальчиковые игры: «Книжки», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», «Весна»; -работа с точечными рисунками, трафаретами, штриховками; - настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком. -Изготовление коллажа на тему «Космос» -Изготовление поделок на тему «космос» в технике пластилинографии и аппликации -Аппликация «Звездное небо» -Лепка в технике пластилинография «Одуванчик» -Рисование ладошками «Цветы» -Лепка из теста «Свободная тема» -Рисование пальчиками «Гроздь винограда» |
Май | -Пальчиковые игры «Моя страна», «Родная земля», «Будем мячики считать»; - штриховки, раскраски, точечные рисунки; -настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком. -Занятие по нетрадиционной технике лепке: «Весенний ковер из жгутиков». -Занятие по аппликации: «Вечный огонь». -Занятие по нетрадиционной технике рисования «набрызг»: «Салют». -Пальчиковый театр, инсценировка сказки : «Колобок». -Занятие по нетрадиционной технике лепки: «Пластилиновая мозаика». -Занятие по нетрадиционной технике рисования по мокрому листу: «Весеннее небо». |
Июнь | - Пальчиковые игры: «Цветы», «Яблонька», «Капуста», «Цветок распускается», «Наши нежные цветки». - штриховки, раскраски, точечные рисунки; -настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком. -Занятие по лепке: «Пчёлка». -Занятие по нетрадиционной технике рисования «ватными палочками»: «Флаг России». -Пальчиковый театр, инсценировка сказки: «Теремок» -Занятие по лепке из теста: «Весёлые фигурки». -Занятие по нетрадиционной технике рисования «губкой»: «Летний пейзаж». |
Итоговое мероприятие | Открытый показ занятия по проектной деятельности |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- положительная динамика в развитии мелкой моторики;
-приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук;
-повышение уровень развития координации внимания, памяти;
-подготовленность руки ребёнка к овладению письмом;
-обогащение эмоциональной сфера ребенка;
-формирование коммуникативных способностей;
- обобщить опыт работы на пед. чтениях, МО;
-подготовка фото - отчета по проекту «Шустрые пальчики»;
-подготовка статьи на сайт учреждения по реализации проекта;
- публикация методического материала по проекту в сети интернет.
ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, я считаю, что смогу выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...
Конспект мастер-класса по изготовлению тренажера для развития мелкой моторики «Шустрый мышонок»
Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие ре...
Проект по развитию мелкой моторики "Наши пальчики"
Проект «Наши пальчики»2-й младшей группына 2021-2022 учебный год...
Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"
Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обра...
Проект по развитию мелкой моторики «Играем – пальчики развиваем».
Проект по развитию мелкой моторики«Играем – пальчики развиваем»....
Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.
Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...