Проект по развитию мелкой моторики "Наши пальчики"
проект (младшая группа)

Головкова Татьяна Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Наши пальчики»

2-й младшей группы

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовила :

Головкова Т.А.


2020-2021

 

Актуальность:

Данная актуальность работы обусловлена физиологическими и психологическими особенностями детей: именно в младшем дошкольном возрасте более интенсивно начинают развиваться структуры и функции головного мозга дошкольника, что позволяет расширить его возможности в познании окружающего мира

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1.формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. укрепление физического и психического здоровья детей.
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. развивать умение работать в паре
7. воспитание и развитие художественного вкуса.

8. формирование усидчивости и внимательности

Новизна проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Прaктический – покaз способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповaя;

подгрупповая

индивидуальная.

Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020г.)
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей на тему:  “Развитие  мелкой моторики  рук у младшего дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап - практический (ноябрь 2020 г. – май 2021г.)

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. 
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования и для детей второй младшей группы»
- Памятка для родителей: «Пальчиковые игры»
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.

III этап – заключительный (май 2021г.)

1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 
3. Выставка совместных работ родителей и детей с использованием разных методов рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:

речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители  получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
 

Перспективное планирование

Месяц

Упражнение

(краткое описание)

Материалы и оборудование

Сентябрь

Пальчиковые игры «Зайка и Коза»

«Монетки»

Пальчиковая гимнастика «Ветер»

 

Игрушечные монетки, коробочки с отверстиями

Октябрь

- Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

- Развивать мелкую моторику рук.

Стимулировать тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать представление о животном мире

Формировать умение складывания животных,  из  геометрических фигурах

Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

Учить, последовательно одевать и раздевать куклу.

Учить работать с бумагой - разглаживать скомканную бумагу

Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

Развивать тактильные ощущения

Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

Стимулировать тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику рук

1

Пальчиковая игра «Квасим капусту»

 

2

Упражнение «Помоги Золушке»

Фасоль белая и красная, две неглубокие пластмассовые тарелки

3

Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек

Чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов

4

Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем

Геометрические фигуры

5

Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц

Платформа с пуговицами и элементами для застегивания

6

Упражнение «Не дошитое платье» - пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».

 

Картонный трафарет, детали: рукав, воротник, пуговицы, карман

7

Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

 

Трафареты с изображением транспорта

8

«Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

 

Поднос, манка

9

Упражнение «Топай-хлопай».

 

10

Массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

 

Камушки

Ноябрь

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Развивать мелкую моторику рук

Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

Развивать зрительное внимание

Учить работать с бумагой - разглаживать скомканную бумагу

Стимулировать тактильные ощущения.

Учить соотносить предметы со словесным обозначением

Продолжать учить координировать движения с речью.

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

Стимулировать тактильные ощущения

 

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

1

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики».

 

2

«Рисуем мячи» на манке большие и маленькие предметы

(Мяч, шар, кирпич, кубик)

Световой короб, манка.

 

3

Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала.

Набор тканей

4

Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, гречка).

 

Подушечки с различным наполнителем (фасоль, рис, гречка

5

Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро

 

6

Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

 

Чудесный мешочек, кукольная посуда

7

Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

Баночки, крышки разного размера

8

«Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

 

Разрезные картинки с изображением чашек.

 

9

Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку

Вазочка, цветная бумага

10

Массаж мячиками (ежиками).

 

Мячики для массажа

Декабрь

1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

 

2. Стимулировать тактильные ощущения.

 

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

 

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

 

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

 

6 . Научить детей завязывать узелки, бантики.

 

7. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

 

8.Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе

1

Пальчиковая гимнастика «Кораблик», «Зимняя прогулка»

 

2

Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками.

 

Пальчиковые краски, альбомные листы

3

Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

 

Настольные игры со шнуровкой

4

Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

Бельевые прищепки.

Силуэты елочки

5

 

«Лыжник» - рисование  на манке пальчиками.

Световой короб, манка.

 

6

Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

Клубки ниток

 

7

Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

Чудесный мешочек, резиновые игрушки

8

«В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

Альбомные листы, трафареты ёлочек

9

«Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки.

Альбомные листы с изображением ёлочки

10

Массаж , граненными карандашами.

Карандаши

Январь

1.Развивать мелкую моторику рук.

 

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

 

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

 

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

 

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

 

1

Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»

 

2

. «Снегопад» - рисуем пластилином.

Синяя цветная бумага, белый пластилин

3

Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

Счётные палочки, образец узора

4

Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

Бельевые прищепки, полоски картона.

5

Упражнение «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

Картонный трафарет платья, детали: карман, воротник, рукава, пуговицы

6

«Укрась платье Маши» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора

Альбомные листы с изображением платья, цветные карандаши

7

Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

Бельевые прищепки, силуэты ёжиков

8

«Угости белочку орешками» - аппликация техникой обрывания бумаги.

Альбомные листы, цветная бумага

9

Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

Счётные палочки, образцы фигур.

 

10

Массаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

Бусинки

Февраль

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

 

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

 

4. Развивать глазомер и точность.

 

5. Стимулировать тактильные ощущения.

 

6. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

 

7.Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.


 

8. Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

 

1

Пальчиковая гимнастика «Тортик».

 

2

Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

Пуговицы с отверстиями, пуговицы на ножках, коробочки

3

Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

Пары одинаковых на ощупь тканей

4

Конструирование

«Рубашка для папы»

Бумага цветная, клей

5

Упражнение «Шишки» - положи в одну коробку

Шишки, коробочки

6

Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезда», «Флажок».

Образцы фигур, счётные палочки

7

«Салют» - рисуем пальчиковыми красками

Альбомные листы, пальчиковые краски.

8

Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

Круги жёлтого цвета, бельевые прищепки

9

«Снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

Синий картон, белые мелки

10

Массаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

Бусинки по количеству детей

Март

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

 

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

 

4. Стимулирование тактильных ощущений.

 

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

 

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

 

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

 

 

1

Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

 

2

«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

Световой короб, манка

3

Упражнение «Весеннее солнышко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Желтые круги по количеству детей, спички

4

Упражнение «Помоги Маше завязать бантик»

Ленточки, куклы

5

 Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

 

Набор геометрических фигур

6

Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

Чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов

7

«Терем-теремок» - рисуем на манке.

Световой короб, манка

8

Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу

Счетные палочки, образцы мебели

9

Игра «Тяжело - легко» - рассортируй тяжелые и легкие предметы.

Набор предметов разного веса

10

Массаж мячиками (ежиками).

Массажные мячики

Апрель

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

 

3. Стимулирование тактильных ощущений.

 

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

 

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

 

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

 

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов

1

Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Птичка-птичка».

 

2

Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

Бельевые прищепки, силуэты: солнышко, цветы, деревья, полоски зелёной бумаги

3

«Весенний букет» - аппликация использованием оригами.

Цветная бумага, клей

4

Упражнение «Веселые шнурки» «Бантики» - завязывание узелков, бантиков.

Ленточки, шнуры

5

Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый)                                  

Пуговицы цветные, коробочки (жёлтые, красные, синие, зелёные)

 

6

Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

Бумага для конструирования

7

Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры).

Чудесный мешочек, набор геом. фигур

Чудесный мешочек, набор геом. фигур

8

Лабиринты

«Проводи мишку до дома»

«Помоги мышонку убежать от кошки»

 

На каждого ребенка распечатанные листы с лабиринтами

9

«Весенние цветы - одуванчики» - рисуем пальчиковыми красками.

Альбомные листы, пальчиковые краски

10

Массаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

Камушки

Май

Выявить знания детей в области развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук посредством дидактического материала на конец года.

 

Провести консультации с родителями на темы:

- Презентации  для родителей «Развитие мелкой моторики детей

в домашних условиях»;

- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования  для детей второй младшей группы»;

- Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»;

- Консультация «Рисуем на манке» (световой короб);

 - Консультация «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»; - Консультация для родителей «Зачем нужны шнуровки»; -

Индивидуальное и подгрупповое консультирование  «Пальцы помогают говорить»,  «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»; - Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия»;

Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»;

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!».

- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы.

 

1

Диагностика

 

Методический материал

2

Работа с родителями

 

Презентация, консультации, памятка, выставка

    

 

Список литературы:

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре».

3. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют».

4. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры».

5. Плутaeвa E. «Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт»

6. Рожков О.П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации».

7. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

8. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

9. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников».

10. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика»

11. Узорова О.В. «Игры с пальчиками».

12. Бажева А.  «Пальчиковая гимнастика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для развития мелкой моторики рук В домашних условиях

Слайд 2

Все мамы знают, Что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не знают как это делать правильно, да и в принципе что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития мелкой моторики рук. Сегодня мы с вами рассмотрим несколько вариантов занятий по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях

Слайд 3

Общее понятие мелкой моторики Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук тесно связанно с развитием речи. Поэтому для своевременного развития речи ребенка, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики рук. Мелкая моторика развивается постепенно и это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он происходит своими темпами .

Слайд 4

Значение мелкой моторики рук! улучшается двигательная координация движений; развивается , логика, память внимание, психика, интеллект; развивается мышечный аппарат, тактильная чувствительность; подготавливается рука к письму; развивается навык самообслуживания; развивается творчество детей.

Слайд 5

Вы можете сами! Макароны! Идеальный вариант для веселых, совместных, а главное полезных занятий дома. Вам понадобиться лишь немного макарон, фломастер и трубочки от сока.

Слайд 6

Ленточки и шнурочки

Слайд 7

Не просто манка! Для данного упражнения вам понадобится: манка, поднос(яркого цвета). С помощью манки отлично формируются тактильные ощущения и зрительное восприятия.

Слайд 8

Рисование и вырезание Очень полезно обводить контур картинок, состоящих из пунктирных линий, а так же раскрашивать объекты различной формы. Купите ребенку клей-карандаш, ножницы и цветную бумагу. Научите его мастерить.

Слайд 9

В заключении хочется сказать, что занимаясь дома с ребенком, Вы не только развиваете мелкую моторику рук, но и проводите время с ребенком. Занимайтесь каждый день и Вы заметите, что движения вашего малыша скоро станут более плавными, четкими и скоординированными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию мелкой моторики "Наши пальчики играют"

конспект занятия по развитию мелкой моторики для средней группы...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...

Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"

Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обра...

Проект по развитию мелкой моторики «Играем – пальчики развиваем».

Проект по развитию мелкой моторики«Играем – пальчики развиваем»....

Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.

Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...

Проект по развитию мелкой моторики " Наши пальчики играют"

Цель: сформировать у детей раннего возраста более высокий уровень развития мелкой моторики рук, с помощью различных видов детской деятельности: лепки, рисования, аппликации, пальчиковых игр...