«Фольклор для детей, как духовно – нравственная ценность»
консультация (младшая группа)

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Он вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фольклор для детей, как духовно – нравственная ценность»

воспитатели

О.Н.Андреева

Н.Ю.Фесенко

 «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

                                и требование его биологически законно.

                                   Он хочет играть, он играет всем и познает

     окружающий его мир».

Фольклор является ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно – нравственных ценностей.  Это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.

Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Он вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Мама, ухаживая за малышом, очень ласково и спокойно разговаривает с ним, напевает простые, приятные для детского восприятия слова. И эта традиция пестования представлена в детском фольклоре.

    Обучение начинается ненавязчиво. В младших группах используются потешки  при выполнении с детьми гигиенических процедур, что вызывает у ребят положительные эмоции. Постепенно воспитатели разучивают с детьми заклички, считалки, скороговорки. Ребята с удовольствием играют в народные игры, что часто даёт представление об элементах быта русского народа, которые в настоящее время не используются, но являются неотъемлемой частью русской культуры.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности: 

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Детям очень нравятся режимные моменты с проговариванием потешек, так они становятся более послушными и  добрыми к друг другу.

Следующий вид игр, в которых  используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

   Детский фольклор  используется и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь  приходят скороговорки, чистоговорки.

 Дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. На материале детского фольклора составляются тематические игры - инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали, как маленький спектакль. Такие инсценировки разыгрываются  по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, детей учат доброжелательно относится друг к другу.

   Работа воспитателей  не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, делаются консультации для родителей  «Учите вместе с нами». В нее записываются  потешки, поговорки, считалки, чтобы родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Устраиваются  посиделки и мастер – классы, где используется народный фольклор:

 

Концерт народной песни.                Праздник «Русской березки».

      Считалки – придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в игре. Благодаря им,  развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость, благородство. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках.        

    Фольклор для детей - ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность развить в каждом ребенке лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие, целеустремленность и честность,  уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих. Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".

#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...