«Фольклор для детей, как духовно – нравственная ценность»
консультация (младшая группа)
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Он вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Фольклор для детей, как духовно – нравственная ценность»
воспитатели
О.Н.Андреева
Н.Ю.Фесенко
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,
и требование его биологически законно.
Он хочет играть, он играет всем и познает
окружающий его мир».
Фольклор является ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно – нравственных ценностей. Это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Он вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Мама, ухаживая за малышом, очень ласково и спокойно разговаривает с ним, напевает простые, приятные для детского восприятия слова. И эта традиция пестования представлена в детском фольклоре.
Обучение начинается ненавязчиво. В младших группах используются потешки при выполнении с детьми гигиенических процедур, что вызывает у ребят положительные эмоции. Постепенно воспитатели разучивают с детьми заклички, считалки, скороговорки. Ребята с удовольствием играют в народные игры, что часто даёт представление об элементах быта русского народа, которые в настоящее время не используются, но являются неотъемлемой частью русской культуры.
Детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Детям очень нравятся режимные моменты с проговариванием потешек, так они становятся более послушными и добрыми к друг другу.
Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:
- Самомассаж.
- Шевеление пальчиков.
- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
- Разведение пальцев и их сведение.
- Хлопки.
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Помахивание кистями - сверху вниз.
- Помахивание кистями к себе и от себя.
- Вращение кистей - «фонарики».
Детский фольклор используется и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки, чистоговорки.
Дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. На материале детского фольклора составляются тематические игры - инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали, как маленький спектакль. Такие инсценировки разыгрываются по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, детей учат доброжелательно относится друг к другу.
Работа воспитателей не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, делаются консультации для родителей «Учите вместе с нами». В нее записываются потешки, поговорки, считалки, чтобы родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Устраиваются посиделки и мастер – классы, где используется народный фольклор:
Концерт народной песни. Праздник «Русской березки».
Считалки – придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в игре. Благодаря им, развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость, благородство. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках.
Фольклор для детей - ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность развить в каждом ребенке лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие, целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих. Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-781794-1629198628.jpg)
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020072-1520791187.jpg)
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-234136-1365444233.jpg)
Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1294945-1607020401.jpg)
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-688566-1704274676.jpg)
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-688566-1704274676.jpg)
Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".
#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1423047-1663927832.jpg)
Конспект интегрированного занятия «Матрёшка» по формированию духовно-нравственных ценностей через фольклор «Моя-матрёшка» для детей младшей группы
Конспект интегрированного занятия «Матрёшка» по формированию духовно-нравственных ценностей через фольклорг. Бердск МАОУ СОШ №4Воспитатель: Рябухина Полина Николаевна...
- Мне нравится (1)