Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
презентация для интерактивной доски по развитию речи
Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
Приобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.
Педагогическая ценность пословиц и поговорок - опыт народа, важное
средство ознакомления детей с окружающим миром, приобщение их к
ценностным ориентирам (К.Д.Ушинский).
Исследования в области использования пословиц и поговорок в работе с детьми показывают, что дошкольники сталкиваются с серьезными трудностями при восприятии и использовании этого языкового материала.
Причина - эпизодическое использование пословиц и поговорок в речевом воспитании детей, отсутствие системы работы.
Вместе с тем пословицы и поговорки - краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культуру, историю и языковое богатство этого фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры.
Определение пословиц и поговорок имеет свою историю.
Определить их пытался Ф.И.Буслаев. Он писал, что пословицы нужно рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
В.И.Даль называл пословицу коротенькой притчей.
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка - образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни.
В отличие от пословицы, поговорка представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла.
Пословицы и поговорки убедительно и просто учат людей жить и работать. Осваивая пословицы и поговорки, молодежь издавна знакомилась с разнообразными навыками прошлых поколений, наблюдениями над явлениями природы, находила разумный совет, как поступать в той или иной ситуации.
В некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права:
Тело государево, спина барская, душа Божья.
Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу.
В народе возник целый ряд изречений, в которых были запечатлены события освободительной борьбы с внешними захватчиками:
Пусто, словно Мамай прошел.
Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (1612 г.).
Погиб (пропал), как швед под Полтавой (1709).
Особенно много пословиц и поговорок возникло об Отечественной войне 1812г.
Летит гусь на святую Русь (о Наполеоне).
Пришел Кутузов бить французов.
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы – ружье.
Пропал (сгинул), как француз в Москве.
В основной массе пословиц и поговорок нашли художественное
воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотношений
людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке,
знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и
моральные качества человека.
В пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков:
Своя земля и в горсти мила.
Человек без Родины - что соловей без песни.
В пословицах и поговорках запечатлены храбрость, мужество и героизм русского народа:
Денег ни гроша, да слава хороша.
Беден, да честен.
Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей различных профессий и родов занятий:
- в крестьянской среде.
Вешний день целый год кормит.
Доброе семя - добрый и всход.
До поры до времени не сеют семени.
Пашню пашут - руками не машут.
В среде крестьян создавались и употреблялись изречения, в которых отразилась вера в то, что многие явления природы зависят от Бога, что все совершается по предопределению свыше:
Бог не родит - земля не даст.
Наряду с ними бытовали пословицы и поговорки, в которых была
выражена уверенность, что только усердным трудом можно добиться
успеха:
Бог-то Бог, да сам не будь плох.
Вози навоз не ленись, так и Богу не молись.
Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде
ремесленников:
Без топора — не плотник, без иглы - не портной.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
С ремеслом и увечный хлеб добудет.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Пословицы и поговорки возникают не только в результате непосредственных жизненных наблюдений — они вливаются в разговорную речь из народно-поэтических и литературных произведений (из сказок, басен, анекдотов и т.п.):
Избушка на курьих ножках;
Битый небитого везет;
Куда конь с копытом, туда и рак с клешней;
На тате шапка горит, а тать хватъ за нее
Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием.
Например, «Один в поле не воин» в годы Великой Отечественной войны послужила образцом для пословицы, в которой говорилось о мужестве советских воинов:
И один в поле воин, если он советский воин.
Тогда же пословица «С миру по нитке - нищему рубашка» подверглась сатирической переделке, высмеивающей врага:
С миру по нитке - Гитлеру веревка.
Важный источник пополнения пословичного репертуара народа - произведения художественной литературы. Многие изречения писателей
стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками.
Так, например, из басен И.А.Крылова в устную речь вошли
афоризмы:
А Васька слушает да ест.
А воз и ныне там.
А ларчик просто открывался.
Демьянова уха.
Услужливый дурак опаснее врага.
Свинья под дубом.
Из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
Счастливые часов не наблюдают.
И дым отечества нам сладок и приятен.
Дистанция огромного размера.
С корабля на бал.
Подписано, так с плеч долой.
Как не порадеть родному человечку.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
А судьи кто?
Из произведений А.С.Пушкина:
В Европу прорубить окно.
Привычка свыше нам дана.
Еще одно, последнее сказанье.
Любви все возрасты покорны.
Мы все глядим в Наполеоны.
У разбитого корыта.
Не мудрствуя лукаво.
Авторские афоризмы и изречения пословичного типа, получившие широкое распространение, принято называть крылатыми словами.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр
народной поэзии в глубокой древности, живут активной жизнью на
протяжении многих веков: одни - без изменений, другие - постепенно
изменяясь и переосмысливаясь; устаревшие забываются, их место
занимают вновь созданные.
Существуют две основные формы пословиц: иносказание и
прямое высказывание.
Например:
Яблочко от яблони недалеко падает (иносказание);
Хоть есть нечего, да жить весело (прямое высказывание).
Образность пословиц создается посредством метафор.
Например:
В кармане соловьи свищут (метафора).
Роль метафоры важна. Так, например, в пословицах часто
появляются образы животных и птиц как обозначение людей, их
взаимоотношений:
Спит лиса, а во сне кур щиплет.
Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.
Не велик кулик, а все-таки птица.
От вороны павы не жди.
Другой излюбленный прием народных изречений - употребление
собственных имен в значении нарицательных. Имена собственные могут
иметь книжное происхождение:
По бороде Авраам, а по делам хам;
Фома неверующий -
из Библии;
Молчалины блаженствуют на свете;
Тришкин кафтан
- из художественной литературы.
В пословицах отражается эмоциональное и интонационное богатство разговорной речи. Они советуют, предупреждают, утверждают, констатируют, спрашивают, иронизируют...
Например:
Книга книгой, а своим умом двигай (совет).
Станешь лениться - будешь с сумой волочиться (предупреждение);
Кто зевает, тот воду хлебает
(утверждение);
Сама себя раба бьет, что не чисто жнет
(констатация);
Улита едет: когда-то будет?
(вопрос);
Целовал ястреб курочку до последнего перышка
(ирония).
Пословицы и поговорки - это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа. Закрепляя в афористических жанрах, свой богатый и разнообразный жизненный опыт, народ сложил пословицы и о самих пословицах:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз;
Пень — не околица, а глупая речь — не пословица;
И на твою честь пословица есть;
Пословица не судима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_kopiya.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм . Поговорка - образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В.И.Даль
Бьется как рыба об лед. г оворят дети: На льду рыбе плохо, она бьется, хочет в воду.
Друзья познаются в беде . г оворят дети: Когда придет беда, друзья смогут узнать друг друга.
Любишь кататься, люби и саночки возить . г оворят дети: С начало нужно саночки возить, а потом кататься . Если любишь кататься, сначала вози саночки на гору.
Забытый смысл русских пословиц и поговорок. Бедность - не порок а вдвое хуже Два сапога пара да оба левые да оба на одну ногу
Забытый смысл русских пословиц и поговорок. Девичий стыд - до порога переступила и забыла Дело мастера боится а иной мастер дела Зайца ноги носят волка зубы кормят , лису хвост бережет
Что написано пером, того не вырубишь топором. Пословицы и поговорки в детски рисунках. Любишь кататься люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Цыплят по осени считают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....
Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям
В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....
Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста через приобщение к духовно-нравственным ценностям
Информация по реализации проекта "Доброе слово" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"...
Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку
Многие дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...