Мастер-класс «Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику»
Цель:
повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в использовании артикуляционной гимнастики.
Задачи:
совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
способствовать развитию педагогического мышления;
создавать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Скажите, пожалуйста, вы заметили, что сейчас у многих детей плохо развита речь?
Я задумалась, как организовать работу по решению этой проблемы, а главное, чтобы это привлекало детей, им было увлекательно и интересно. Показ слайда с изображением рожицы и фоновая музыка
Вспомните, когда вы были маленькими, вы любили показывать рожицы, особенно перед зеркалом? (Соглашаться с ответами)
Я с вами полностью согласна, мне тоже это нравилось.
А может наблюдали процесс, как это делали другие?
Оказывается, наши детские дразнилки, рожицы друг перед другом, это потребность организма к подготовке нашего речевого аппарата к речи.
Артикуляционная гимнастика улучшает кровообращение, улучшает подвижность, укрепляет мышечную систему артикуляционных органов.
Какая в детском возрасте основная деятельность?
Конечно, игровая и поэтому, при проведении артикуляционной гимнастике я стараюсь замотивировать детей, пробудить в них желание выполнять гимнастику и простраиваю весь процесс в игровой форме.
Сегодня я вас познакомлю с некоторыми пособиями, которые я использую . (фокус группа)
Для работы в фокус группе мне потребуется два человека.
Фокус группе предлагаются карточки с изображениями к теме «Гимнастика для развития речи» и описания речевых игр. Им необходимо выбрать несколько карточек и составить с ними небольшой рассказ про «Язычок». А после подготовки продемонстрировать с гимнастикой.
А с остальными коллегами мы немного поиграем.
В работе с детьми я использую двухсторонние картинки, которые переворачиваются, то одной стороной, то другой, что облегчает детям понять, когда менять положение при гимнастике.
например такие как:
«Окошко» - язычок выглядывает из окошка и прячется.
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять спрятался.
Описание: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать) 3-4 раз.
«Шарик» - шарик надули, шарик лопнул.
Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались.
Давайте покажем, как Язычок надувал шарики.
Описание: надуть шеки и держать их так как можно дольше
Шар большой мы надуваем,
Воздух держим – не пускаем.
Шарик лопнул – Ой-й-й!
А ведь был такой большой.
«Бегемотик» - бегемот рот открывает, закрывает.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот.
Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
«Слон» - хобот слона, слон поливает цветок.
Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон!
Давайте покажем, какой у слона хобот!
Описание: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом «десять»), вернуться в исходное положение
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Вдруг, слон стал воду набирать
И цветочек поливать.
Описание: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
«Собачка» - собака грызёт косточку, собака облизывается.
«Собачка сердится»
Жучка косточку грызёт –
К ней никто не подойдёт.
Зубы скалит Жучка,
Фу, какая злючка.
Описание: оскалить зубы – для этого отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю вниз так, чтобы стали видны сомкнутые зубы. Вернуть губы в нейтральное положение. 3-4 раза.
«Собака грызёт косточку»
Описание: оскалить зубы, а затем разомкнуть и вновь сомкнуть ими несколько раз.
«Собака облизывается»
Описание: открыть рот и облизать кончиком языка губы по кругу.
А теперь другое дело:
Жучка косточку доела.
Языком рот облизала
И хвостом нам завиляла.
Также, в работе с детьми я использую живые картинки:
«Птенчики»
Описание: широко открыть рот, как при пропевании звука а-а-а. Подержать рот открытым несколько секунд, потом закрыть.
Птичка к гнёздышку летит
Своих детушек кормить.
Клювы птенчики открыли,
Чтобы мама накормила.
Вот так!(показываю)
Детям (педагогам): А вы ротик открывайте_
Тоже кушать получайте.
Шире, шире…
(подносить ко рту каждого пальцы, сложенные щепоткой)
Сыты птенчики и вот
Закрывают они рот.
А мама- птица улетела снова корм им добывать.
«Часики с маятником»
Посмотрите – это стенные часы.
Они идут, идут, идут,
Но только с места не сойдут.
Мелькает маятник всегда
Туда-сюда, туда-сюда.
Ты в часы играть готов?
Описание :улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.5-10 раз.
«Кошка»
Отгадайте загадку.
Мохнатенькая, усатенькая.
Молоко пьёт, мяу-мяу поёт.
Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так…
Описание: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения.
Молоко она лакала,
После ротик облизала (облизать губы)
Вымыла мордочку, вымыла уши
Мягкою лапкой, а не под душем.
Изобразить кошку, сначала «облизать правую лапку» и «помыть» ею правую сторону головы, затем левую.
«Змея»
Видите верёвку?
На конце головка.
Это же…змея.
Описание: вытянуть губы вперёд в виде рупора и длительно произносить звук «Ш»
Подвижной картинкой показать, как высовывается язык у змеи.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Описание: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. 3-4 раза.
«Весёлый, грустный»
Выполнять поочерёдно движения губами, как при произнесении звука
«и-и-и» - улыбка и «у-у-у» - трубочка.
Улыбнулся, огорчился,
И в лице переменился.
Клоун грустный – ой-й-й!
Ну а здесь, взгляни, какой?
(Продвигается полоска на месте рта и рот у клоуна меняется, когда клоун веселый, он двигает руками.)
Еще я использую куклу Арти на руке, за которой дети с большим интересом повторяют упражнения.
Обращение к фокус группе, заслушивание
Давайте наградим наших участников аплодисментами.
Как вы уже увидели, упражнений очень много, они разнообразные, для малышей используются самые простые игры с сопровождением стихов, как веселую игру. В младшем возрасте главное вызвать интерес к выполнению упражнений и укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика влияет на речевое развитие, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.
Обращение к слайду
Хотелось бы завершить мастер класс уже не раз сказанной мной, фразой Фридриха Шиллера «В игре детей есть часто смысл глубокий».
Спасибо за внимание!