Мастер-класс «Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику»
методическая разработка (младшая группа)

Головачева Виктория Александровна
Мастер-класс «Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в использовании артикуляционной гимнастики. Задачи: совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; способствовать развитию педагогического мышления; создавать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников. Добрый день, уважаемые коллеги. Скажите, пожалуйста, вы заметили, что сейчас у многих детей плохо развита речь? Я задумалась, как организовать работу по решению этой проблемы, а главное, чтобы это привлекало детей, им было увлекательно и интересно. Показ слайда с изображением рожицы и фоновая музыка Вспомните, когда вы были маленькими, вы любили показывать рожицы, особенно перед зеркалом? (Соглашаться с ответами) Я с вами полностью согласна, мне тоже это нравилось. А может наблюдали процесс, как это делали другие? Оказывается, наши детские дразнилки, рожицы друг перед другом, это потребность организма к подготовке нашего речевого аппарата к речи. Артикуляционная гимнастика улучшает кровообращение, улучшает подвижность, укрепляет мышечную систему артикуляционных органов. Какая в детском возрасте основная деятельность? Конечно, игровая и поэтому, при проведении артикуляционной гимнастике я стараюсь замотивировать детей, пробудить в них желание выполнять гимнастику и простраиваю весь процесс в игровой форме. Сегодня я вас познакомлю с некоторыми пособиями, которые я использую . (фокус группа) Для работы в фокус группе мне потребуется два человека. Фокус группе предлагаются карточки с изображениями к теме «Гимнастика для развития речи» и описания речевых игр. Им необходимо выбрать несколько карточек и составить с ними небольшой рассказ про «Язычок». А после подготовки продемонстрировать с гимнастикой. А с остальными коллегами мы немного поиграем. В работе с детьми я использую двухсторонние картинки, которые переворачиваются, то одной стороной, то другой, что облегчает детям понять, когда менять положение при гимнастике. например такие как: «Окошко» - язычок выглядывает из окошка и прячется. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять спрятался. Описание: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать) 3-4 раз. «Шарик» - шарик надули, шарик лопнул. Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Давайте покажем, как Язычок надувал шарики. Описание: надуть шеки и держать их так как можно дольше Шар большой мы надуваем, Воздух держим – не пускаем. Шарик лопнул – Ой-й-й! А ведь был такой большой. «Бегемотик» - бегемот рот открывает, закрывает. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Описание: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. 3-4 раза. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. «Слон» - хобот слона, слон поливает цветок. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давайте покажем, какой у слона хобот! Описание: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом «десять»), вернуться в исходное положение Буду подражать слону! Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Вдруг, слон стал воду набирать И цветочек поливать. Описание: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом. «Собачка» - собака грызёт косточку, собака облизывается. «Собачка сердится» Жучка косточку грызёт – К ней никто не подойдёт. Зубы скалит Жучка, Фу, какая злючка. Описание: оскалить зубы – для этого отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю вниз так, чтобы стали видны сомкнутые зубы. Вернуть губы в нейтральное положение. 3-4 раза. «Собака грызёт косточку» Описание: оскалить зубы, а затем разомкнуть и вновь сомкнуть ими несколько раз. «Собака облизывается» Описание: открыть рот и облизать кончиком языка губы по кругу. А теперь другое дело: Жучка косточку доела. Языком рот облизала И хвостом нам завиляла. Также, в работе с детьми я использую живые картинки: «Птенчики» Описание: широко открыть рот, как при пропевании звука а-а-а. Подержать рот открытым несколько секунд, потом закрыть. Птичка к гнёздышку летит Своих детушек кормить. Клювы птенчики открыли, Чтобы мама накормила. Вот так!(показываю) Детям (педагогам): А вы ротик открывайте_ Тоже кушать получайте. Шире, шире… (подносить ко рту каждого пальцы, сложенные щепоткой) Сыты птенчики и вот Закрывают они рот. А мама- птица улетела снова корм им добывать. «Часики с маятником» Посмотрите – это стенные часы. Они идут, идут, идут, Но только с места не сойдут. Мелькает маятник всегда Туда-сюда, туда-сюда. Ты в часы играть готов? Описание :улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.5-10 раз. «Кошка» Отгадайте загадку. Мохнатенькая, усатенькая. Молоко пьёт, мяу-мяу поёт. Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так… Описание: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Молоко она лакала, После ротик облизала (облизать губы) Вымыла мордочку, вымыла уши Мягкою лапкой, а не под душем. Изобразить кошку, сначала «облизать правую лапку» и «помыть» ею правую сторону головы, затем левую. «Змея» Видите верёвку? На конце головка. Это же…змея. Описание: вытянуть губы вперёд в виде рупора и длительно произносить звук «Ш» Подвижной картинкой показать, как высовывается язык у змеи. Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Описание: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. 3-4 раза. «Весёлый, грустный» Выполнять поочерёдно движения губами, как при произнесении звука «и-и-и» - улыбка и «у-у-у» - трубочка. Улыбнулся, огорчился, И в лице переменился. Клоун грустный – ой-й-й! Ну а здесь, взгляни, какой? (Продвигается полоска на месте рта и рот у клоуна меняется, когда клоун веселый, он двигает руками.) Еще я использую куклу Арти на руке, за которой дети с большим интересом повторяют упражнения. Обращение к фокус группе, заслушивание Давайте наградим наших участников аплодисментами. Как вы уже увидели, упражнений очень много, они разнообразные, для малышей используются самые простые игры с сопровождением стихов, как веселую игру. В младшем возрасте главное вызвать интерес к выполнению упражнений и укрепление мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика влияет на речевое развитие, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО. Обращение к слайду Хотелось бы завершить мастер класс уже не раз сказанной мной, фразой Фридриха Шиллера «В игре детей есть часто смысл глубокий». Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

Мастер – класс «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования»

Российская ФедерацияКалининградская областьмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....

Доклад на тему по самообразованию "Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику и чистоговорки"

Тема: Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику и чистоговорки.В.А.Головачева, воспитательмуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...