Доклад на тему по самообразованию "Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику и чистоговорки"
методическая разработка (младшая группа)

Головачева Виктория Александровна

Тема: Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику и чистоговорки.

В.А.Головачева, воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

Приморский детский сад

 

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развивается.

Число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна, т. е. не соответствует возрастным особенностям.  Я работаю на группе с  детьми раннего возраста от 1.5 до 3, в этом возрасте речь только начинает развиваться, много детей не говорящих. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами этого метода занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др. Артикуляционная гимнастика влияет на речевое развитие, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, участвующих в речевом процессе, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика решает такие задачи как:

1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

          2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

          3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.

4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

 

С детьми раннего возраста, я работаю четвертый год. Каждый год, в своей практике, я пробовала разные методики на развитие речи. В этом году я поставила себе цель, стимулировать речь детей, раннего дошкольного возраста, через артикуляционную гимнастику, звукоподражания и чистоговорки.

 

Упражнения для артикуляционной гимнастики проводить лучше эмоционально, в игровой форме.  Поэтому, я применяю стихотворения, игрушки и символы – картинки, которые подбираются к каждому упражнению и служит образцом для подражания какому-нибудь предмету, его движениям. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным, проводить систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

 

Гимнастика состоит из:

  • статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата («Бегемот», «Птенец», «Заборчик», «Кукушка»).
  • динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи («Змейка», «Часы», «Качели», «Лошадка», «Варенье»).

В комплекс надо включать по 2-3 статических и динамических упражнений.

 

Одни из многих игр артикуляционной гимнастики:

  • Для подвижности губ.

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны,

 «Лягушки» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки,

 «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

  • Для губ и щек.

«Толстушка» -  надуть обе щеки,

 «Худышка»  - втянуть щеки,

 «Шарики» -  надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно,

«Щечки замерзли» - слегка покусать, пощипать.

 

  • Для мышц мягкого нёба и глотки

«Бегемотики»  - открыть рот как можно шире и удерживать до счета «5»,

«Полоскание» - запрокидываем голову и имитируем полоскание,

 Резкое отрывистое произношение «а-а-а», «э-э-э».

  • Для мышц языка

«Ёжик и цветы» - совершать круговые движения языком между губами и зубами, то в одну сторону, то в другую, рот закрыт.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Месим тесто» - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та.

«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами. Протаскивать язык между зубами вперед-назад.

«Чистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Часики» - улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно к уголкам рта.

«Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать под счет до 8.

«Маляр» - от открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  • упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов).

 Развитие артикуляционного аппарата содействует произнесение звукоподражания на уточнение произношения гласных и согласных звуков (му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.). Проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание,  что ускоряет переход к настоящей речи.  Для удобства,  я изготовила и использую карточки с картинками.

Чтобы научить ребенка чётко и правильно произносить звуки и первые слова, самый действенный инструмент – это логопедические игры с чистоговорками и потешками, с демонстрацией ярких картинок и чтением потешек. Для этого я использую развивающие карточки с картинками.

Применение своей практики я провожу в течение всего дня: в режимных моментах, в НОД, в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, в процессе работы с методиками, у детей появился интерес и наблюдается  активность во время выполнения. Использование звукоподражания и чистоговорок, мотивировало большинство детей к общению в режимных моментах и во время проведения НОД, дети стали более открытыми и не бояться пробовать. В дальнейшем планирую продолжить работу над этой темой.

 

Список использованной литературы:

  1. Уроки логопеда: игры для развития речи/-М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
  2. Надежда Жукова «Уроки логопеда» исправление нарушений речи.
  3. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.
  4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_golovacheva_v.a._artikulyats._gimnastika_2023g.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику и чистоговорки.

В.А.Головачева, воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

Приморский детский сад

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развивается.

Число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна, т. е. не соответствует возрастным особенностям.  Я работаю на группе с  детьми раннего возраста от 1.5 до 3, в этом возрасте речь только начинает развиваться, много детей не говорящих. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами этого метода занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др. Артикуляционная гимнастика влияет на речевое развитие, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, участвующих в речевом процессе, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика решает такие задачи как:

1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

          2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

          3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.

4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

С детьми раннего возраста, я работаю четвертый год. Каждый год, в своей практике, я пробовала разные методики на развитие речи. В этом году я поставила себе цель, стимулировать речь детей, раннего дошкольного возраста, через артикуляционную гимнастику, звукоподражания и чистоговорки.

Упражнения для артикуляционной гимнастики проводить лучше эмоционально, в игровой форме.  Поэтому, я применяю стихотворения, игрушки и символы – картинки, которые подбираются к каждому упражнению и служит образцом для подражания какому-нибудь предмету, его движениям. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным, проводить систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Гимнастика состоит из:

  • статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата («Бегемот», «Птенец», «Заборчик», «Кукушка»).
  • динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи («Змейка», «Часы», «Качели», «Лошадка», «Варенье»).

В комплекс надо включать по 2-3 статических и динамических упражнений.

Одни из многих игр артикуляционной гимнастики:

  • Для подвижности губ. 

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны,

 «Лягушки» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки,

 «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

  • Для губ и щек. 

«Толстушка» -  надуть обе щеки,

 «Худышка»  - вщеки,

 «Шарики» -  надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно,

«Щечки замерзли» - слегка покусать, пощипать.

 

  • Для мышц мягкого нёба и глотки

«Бегемотики»  - открыть рот как можно шире и удерживать до счета «5»,

«Полоскание» - запрокидываем голову и имитируем полоскание,

 Резкое отрывистое произношение «а-а-а», «э-э-э».

  • Для мышц языка

«Ёжик и цветы» - совершать круговые движения языком между губами и зубами, то в одну сторону, то в другую, рот закрыт.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Месим тесто» - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та.

«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами. Протаскивать язык между зубами вперед-назад.

«Чистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Часики» - улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно к уголкам рта.

«Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать под счет до 8.

«Маляр» - от открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  • упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов).

 Развитие артикуляционного аппарата содействует произнесение звукоподражания на уточнение произношения гласных и согласных звуков (му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.). Проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание,  что ускоряет переход к настоящей речи.  Для удобства,  я изготовила и использую карточки с картинками.

Чтобы научить ребенка чётко и правильно произносить звуки и первые слова, самый действенный инструмент – это логопедические игры с чистоговорками и потешками, с демонстрацией ярких картинок и чтением потешек. Для этого я использую развивающие карточки с картинками.

Применение своей практики я провожу в течение всего дня: в режимных моментах, в НОД, в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, в процессе работы с методиками, у детей появился интерес и наблюдается  активность во время выполнения. Использование звукоподражания и чистоговорок, мотивировало большинство детей к общению в режимных моментах и во время проведения НОД, дети стали более открытыми и не бояться пробовать. В дальнейшем планирую продолжить работу над этой темой.

Список использованной литературы:

  1. Уроки логопеда: игры для развития речи/-М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
  2. Надежда Жукова «Уроки логопеда» исправление нарушений речи.
  3. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.
  4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора

laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественного слова»

Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественных и музыкальных произведений, произведений искусства»....

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать, сочинять, придумывать— вот, что необходимо ...

Мастер-класс «Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику»

Мастер-класс «Стимулирование речи детей раннего дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в использовании артикуляц...