Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Саратовского муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка муниципального образования «Город Саратов»
410520 Саратов, село Рыбушка ул. Парковая 4 А тел. 97-98-65, rubdou@mail.ru
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 ________2023 года | СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МАДОУ Светлячок» с. Рыбушка____________Моисейкина О.В. _____________________ 2023 года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка_____________ Краснова И.В. ___________ 2023 года Приказ № ____ |
Рабочая программа проект
по нетрадиционной
технике рисования
«Волшебные краски»
в старшей группе «Гномики»
на 2023-2024 учебный год
Разработчик:
воспитатель
Сивашова .А.Н
2023 г.
Содержание
Наименование раздела
- Целевой раздел
1.Пояснительная записка................................................................................3
2.Актуальность................................................................................................ 5
3Практическая значимость программы...................................................... 5
- Содержательный раздел
4.Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе………………………………………………………………………………8
- Организационный раздел
5. Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» …………….11
6. Список литературы……………….…………………………………………16
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность.
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
- Содержательный раздел
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: — рисование пальчиками; — оттиск печатками из картофеля; — тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: — оттиск поролоном;
— оттиск печатками из ластика;
— восковые мелки + акварель;
— свеча + акварель; — отпечатки листьев;
— рисунки из ладошки; — волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
— кляксография с трубочкой;
— монотипия пейзажная;
— печать по трафарету;
— монотипия предметная;
— кляксография обычная.
Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 3 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе 1 -20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
- Организационный раздел
Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» в старшей группе
Месяц | Неде-ля | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Осенние листья Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр23 | Печатание листьев | Познакомить техникой – «печатания листьев». Развивать чувства композиции, цветовосприятие. |
2 | Грибы в корзине. Тема «Грибы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр2 | Рисунки из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | |
3 | Зачем человеку зонт. Тема «Явления осени» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр27 | Печать по трафарету. | Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развить чувство ритма. | |
Октябрь | 1 | Улетаем на юг. Тема «Перелетные птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр29 | Кляксография | Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. |
2 | Мой любимый свитер Тема «Одежда». Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр31 | Оттиск печать | Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя крупные или мелкие элементы | |
3 | Ежик. Тема «Подготовка животных к зиме» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр33 | Тычок жесткой и полусухой кистью. | Научить пользоваться новой техникой , выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями. | |
Ноябрь | 1 | Веселые человечки. Тема «Человек» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр35 | Волшебные веревочки | Продолжить знакомить детей с методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. |
2 | Мое любимое дерево осенью. Тема «Золотая осень» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр37 | Клясография трубочкой | Познакомить детей с новым приемом рисования: выливаем краску на лист и раздуваем трубочкой так, чтобы ее конец не касался бумаги. Детали дорисовываются. | |
3 | Первый снег. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр39 | Монотипия. Рисования пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | |
Декабрь | 1 | Снежинки. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр41 | Воздушные фломастеры | С помощью трафаретов снежинок делать набрызг из фломастеров, развивать чувство композиции. |
2 | Лисичка – сестричка. Тема «Дикие животные» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр43 | Печать по трафарету | Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет. | |
3 | Дымковская игрушка. Тема «Домашние животные» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр45 | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. | |
Январь | 1 | Елочка нарядная. Тема «Новый год» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр47 | Рисование пальчиками. Оттиск поролоном. | Закрепить умение изображать елочные игрушки. |
2 | Зимний лес. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр49 | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | |
3 | Обои в моей комнате. Тема «Дом» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр51 | Оттиск печатками, поролоном. | Совершенствовать умение художественных техниках печатания и рисования. | |
Февраль | 1 | Сказочные цветы. Тема «Сказки» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр53 | Воздушные фломастеры. | Закрепить навык рисования, используя трафареты цветов. |
2 | Узор на тарелочке – городецкая роспись. Тема «Посуда» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр55 | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. | |
3 | Филин. Тема «Зимующие птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр57 | Тычок полусухой жестко кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. | |
Март | 1 | Пингвины на льдинах. Тема «Животные севера» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр59 | Печать по трафарету | Учить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
2 | Открытка для мамы. Тема «8 Марта» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр63 | Печать по трафарету, воздушные фломастеры | Учить украшать цветами открытку для мамы | |
3 | Семеновские матрешки. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр65 | Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками | |
Апрель | 1 | Стройка, спецтранспорт. Тема «Строительство» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр67 | Печать по трафарету. | Научить рисовать с помощью трафаретов различные машинки. |
2 | Ранняя весна. Тема «Ранняя весна» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр69 | Монотипия пейзажная. | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | |
3 | Ветка с первыми листьями. Тема «Растения весной» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр71 | Оттиск печатками. | Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать распустившиеся листочки. | |
Май | 1 | Грачи прилетели. Тема «Перелетные птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр79 | Печать ластиком | Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. |
2 | Салют. Тема «День победы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр81 | Воздушные фломастеры. | Продолжать рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. | |
3 | Красивый пейзаж. Тема «Весна». Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр87 | Рисование песком. | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить правильно располагать предметы. | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассматривать с детьми рисунки. |
Список литературы
- Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. СПб.: ДЕТСТВО(ПРЕСС, 2004.
- Никитина А. В. Рисование веревочкой. СПб.: КАРО, 2006.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО(ПРЕСС, 2000.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р. Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
Конспект занятия по нетрадиционной техники рисования "Волшебный зимний лес" в старшей группе
В этом занятии были применены техники нетрадиционного рисования, что активно развивает воображение, творчество у детей и вызывает активный интерес....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...
Программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»
План кружковой работы...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет
Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....