Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Саратовского муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка муниципального образования «Город Саратов»
410520 Саратов, село Рыбушка ул. Парковая 4 А тел. 97-98-65, rubdou@mail.ru
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 ________2023 года | СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МАДОУ Светлячок» с. Рыбушка____________Моисейкина О.В. _____________________ 2023 года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка_____________ Краснова И.В. ___________ 2023 года Приказ № ____ |
Рабочая программа проект
по нетрадиционной
технике рисования
«Волшебные краски»
в старшей группе «Гномики»
на 2023-2024 учебный год
Разработчик:
воспитатель
Сивашова .А.Н
2023 г.
Содержание
Наименование раздела
- Целевой раздел
1.Пояснительная записка................................................................................3
2.Актуальность................................................................................................ 5
3Практическая значимость программы...................................................... 5
- Содержательный раздел
4.Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе………………………………………………………………………………8
- Организационный раздел
5. Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» …………….11
6. Список литературы……………….…………………………………………16
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность.
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
- Содержательный раздел
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: — рисование пальчиками; — оттиск печатками из картофеля; — тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: — оттиск поролоном;
— оттиск печатками из ластика;
— восковые мелки + акварель;
— свеча + акварель; — отпечатки листьев;
— рисунки из ладошки; — волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
— кляксография с трубочкой;
— монотипия пейзажная;
— печать по трафарету;
— монотипия предметная;
— кляксография обычная.
Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 3 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе 1 -20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
- Организационный раздел
Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» в старшей группе
Месяц | Неде-ля | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Осенние листья Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр23 | Печатание листьев | Познакомить техникой – «печатания листьев». Развивать чувства композиции, цветовосприятие. |
2 | Грибы в корзине. Тема «Грибы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр2 | Рисунки из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | |
3 | Зачем человеку зонт. Тема «Явления осени» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр27 | Печать по трафарету. | Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развить чувство ритма. | |
Октябрь | 1 | Улетаем на юг. Тема «Перелетные птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр29 | Кляксография | Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. |
2 | Мой любимый свитер Тема «Одежда». Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр31 | Оттиск печать | Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя крупные или мелкие элементы | |
3 | Ежик. Тема «Подготовка животных к зиме» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр33 | Тычок жесткой и полусухой кистью. | Научить пользоваться новой техникой , выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями. | |
Ноябрь | 1 | Веселые человечки. Тема «Человек» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр35 | Волшебные веревочки | Продолжить знакомить детей с методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. |
2 | Мое любимое дерево осенью. Тема «Золотая осень» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр37 | Клясография трубочкой | Познакомить детей с новым приемом рисования: выливаем краску на лист и раздуваем трубочкой так, чтобы ее конец не касался бумаги. Детали дорисовываются. | |
3 | Первый снег. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр39 | Монотипия. Рисования пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | |
Декабрь | 1 | Снежинки. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр41 | Воздушные фломастеры | С помощью трафаретов снежинок делать набрызг из фломастеров, развивать чувство композиции. |
2 | Лисичка – сестричка. Тема «Дикие животные» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр43 | Печать по трафарету | Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет. | |
3 | Дымковская игрушка. Тема «Домашние животные» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр45 | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. | |
Январь | 1 | Елочка нарядная. Тема «Новый год» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр47 | Рисование пальчиками. Оттиск поролоном. | Закрепить умение изображать елочные игрушки. |
2 | Зимний лес. Тема «Зима» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр49 | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | |
3 | Обои в моей комнате. Тема «Дом» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр51 | Оттиск печатками, поролоном. | Совершенствовать умение художественных техниках печатания и рисования. | |
Февраль | 1 | Сказочные цветы. Тема «Сказки» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр53 | Воздушные фломастеры. | Закрепить навык рисования, используя трафареты цветов. |
2 | Узор на тарелочке – городецкая роспись. Тема «Посуда» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр55 | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. | |
3 | Филин. Тема «Зимующие птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр57 | Тычок полусухой жестко кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. | |
Март | 1 | Пингвины на льдинах. Тема «Животные севера» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр59 | Печать по трафарету | Учить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
2 | Открытка для мамы. Тема «8 Марта» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр63 | Печать по трафарету, воздушные фломастеры | Учить украшать цветами открытку для мамы | |
3 | Семеновские матрешки. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр65 | Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками | |
Апрель | 1 | Стройка, спецтранспорт. Тема «Строительство» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр67 | Печать по трафарету. | Научить рисовать с помощью трафаретов различные машинки. |
2 | Ранняя весна. Тема «Ранняя весна» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр69 | Монотипия пейзажная. | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | |
3 | Ветка с первыми листьями. Тема «Растения весной» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр71 | Оттиск печатками. | Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать распустившиеся листочки. | |
Май | 1 | Грачи прилетели. Тема «Перелетные птицы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр79 | Печать ластиком | Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. |
2 | Салют. Тема «День победы» Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр81 | Воздушные фломастеры. | Продолжать рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. | |
3 | Красивый пейзаж. Тема «Весна». Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл. Стр87 | Рисование песком. | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить правильно располагать предметы. | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассматривать с детьми рисунки. |
Список литературы
- Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. СПб.: ДЕТСТВО(ПРЕСС, 2004.
- Никитина А. В. Рисование веревочкой. СПб.: КАРО, 2006.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО(ПРЕСС, 2000.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р. Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Конспект занятия по нетрадиционной техники рисования "Волшебный зимний лес" в старшей группе
В этом занятии были применены техники нетрадиционного рисования, что активно развивает воображение, творчество у детей и вызывает активный интерес....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет
Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....