Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
рабочая программа по рисованию
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная клякса» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ д/с №2 «Ветерок» (далее- Учреждения).
Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
-Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизна и педагогическая целесообразность программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Все занятия в программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная клякса» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Принципы построения программы
Принцип творчества, программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.
Принцип научности детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.
Принцип доступности предполагает построение занятий в кружке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Принцип динамичности предусматривает построение занятий в кружке от самого простого до сложного.
Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Особенности набора детей
Программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет.
Набор детей в кружок может быть осуществлен с более раннего возраста, если ребенок владеет навыками и умениями в создании рисунка, простых сюжетных композиций и изобразительными техниками в традиционных техниках исполнения.
При проведении занятий используется групповая форма работы 10- 12 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей.
Сроки реализации программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Срок реализации программы – один учебный год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, длительностью не более 20 мин.
Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 12 человек. Форма занятий - групповая.
Планируемые результаты
- Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Овладение простейшими операциями.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Механизм оценивания образовательных результатов
Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика. Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса, фестиваля или викторины в игровой форме. В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях.
Формы подведения итогов
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Участие в выставках и конкурсах.
Организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы НОД, консультации и мастер-классы для педагогов.
Совместные мероприятия с родителями.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием НОД. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков .
При проведение НОД учитывается:
-уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
-самостоятельность ребенка;
-его актуальность;
-его индивидуальные особенности;
-особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Методы и приемы
1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).
2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы,
объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).
3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).
4. Практические.
Нетрадиционные техники рисования:
Тычок (жесткая кисть, ватная палочка)
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть (ватная палочка), гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть (ватную палочку) и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть (ватная палочка) в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками (поролон, пробки, картофель)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, пробки или картофель .
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки, другие печатки.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черенки у листьев можно дорисовать кистью.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
2. Учебно-тематический план
№ | Тема | Объем программы (мин, час) | ||
всего | теорети- ческие | практи- ческие | ||
1 | Диагностика | 20 | 7 | 13 |
2 | «Дождик кап-кап-кап» | 20 | 7 | 13 |
3 | «Кисть рябинки» | 20 | 7 | 13 |
4 | «Гусеница» | 20 | 7 | 13 |
5 | «Салют» | 20 | 7 | 13 |
6 | «Воздушные шары» | 20 | 7 | 13 |
7 | «Жираф» | 20 | 7 | 13 |
8 | «Осенние листья» | 20 | 7 | 13 |
9 | «Красивые цветы» | 20 | 7 | 13 |
10 | «Мои рукавички» | 20 | 7 | 13 |
11 | «Рыбки в аквариуме» | 20 | 7 | 13 |
12 | «Ёжик» | 20 | 7 | 13 |
13 | «Маленькая елочка» | 20 | 7 | 13 |
14 | «Деревья в снегу» | 20 | 7 | 13 |
15 | «Солнышко» | 20 | 7 | 13 |
16 | «Моя любимая чашка» | 20 | 7 | 13 |
17 | «Плюшевый медвежонок» | 20 | 7 | 13 |
18 | «Осьминог» | 20 | 7 | 13 |
19 | «Снеговик» | 20 | 7 | 13 |
20 | «Лебеди» | 20 | 7 | 13 |
21 | «Снежная баба» | 20 | 7 | 13 |
22 | «Котёнок» | 20 | 7 | 13 |
23 | «Снегири и синички на веточке» | 20 | 7 | 13 |
24 | «Компот из яблок и ягод» | 20 | 7 | 13 |
25 | «Белый медведь» | 20 | 7 | 13 |
26 | «Цыплёнок» | 20 | 7 | 13 |
27 | «Ваза с цветами» | 20 | 7 | 13 |
28 | «Веточка мимозы» | 20 | 7 | 13 |
29 | «Разноцветные яички» | 20 | 7 | 13 |
30 | «Цветочная поляна» | 20 | 7 | 13 |
31 | «Жёлтый одуванчик» | 20 | 7 | 13 |
32 | «Божья коровка» | 20 | 7 | 13 |
33 | «Щенок» | 20 | 7 | 13 |
34 | «Сказочные птицы» | 20 | 7 | 13 |
35 | «Волшебная сирень» | 20 | 7 | 13 |
36 | «Букет ромашек» | 20 | 7 | 13 |
Итого 36 занятий | 720 мин | 252 мин | 468 мин |
- Содержание учебного курса
Сентябрь | ||||
№ занятия | Тема | Задачи | Методы и приемы | |
1 | Диагностика | Выявить уровень художественного развития детей. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения | Обследование детей проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода | |
2 | «Дождик кап-кап-кап» (рисование пальчиками) | Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку, как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
3 | «Кисть рябинки» (рисование ватными палочками) | Познакомить детей со способом рисования ватными палочками (тычок). Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе. | ||
4 | «Гусеница» (печатанье пробкой) | Познакомить детей со способом печатания пробкой. Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. | ||
Октябрь | ||||
5 | «Салют» (тычок жёсткой кистью) | Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, продолжать осваивает цветовую палитру. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
6 | «Воздушные шары» (печатание поролоном) | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект Развивать инициативу, чувство ритма, мелкую моторику, внимание, зрительно-двигательную координацию. | ||
7 | «Жираф» (ладошка, рисование пальчиками) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | ||
8 | «Осенние листья» (отпечатки листьев) | Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. | ||
Ноябрь | ||||
9 | «Красивые цветы» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить рисовать методом тычка. Расширять знания о цветах, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
10 | «Мои рукавички» (печатание картофелем, пробкой, рисование пальчиками) | Познакомить детей с техникой печатания картофелем. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать инициативу, цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать уверенность в себе. | ||
11 | «Рыбки в аквариуме» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | ||
12 | «Ёжик» (оттиск смятой бумаги) | Познакомить детей с техникой печатания смятой бумагой. Помочь детям передать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | ||
Декабрь | ||||
13 | «Маленькая елочка» (тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками) | Учить детей рисовать способом тычка елочку, расширять знания детей о праздниках. Закреплять умения дополнять изображение с помощью различных, уже знакомых техник. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
14 | «Деревья в снегу» (ватные палочки, рисование пальчиками) | Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, кистью. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник.Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость | ||
15 | «Солнышко» (рисование ладошкой) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. | ||
16 | «Моя любимая чашка» (печатание картофелем, пробкой, рисование пальчиками) | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость, уверенность в себе, аккуратность. | ||
Январь | ||||
17 | «Плюшевый медвежонок» (печатание поролоном) | Продолжать учить детей рисовать гуашью поролоновой губкой. Доводить изображение до нужного образца с помощью кисточки. Развивать инициативу, чувство ритма, мелкую моторику, внимание, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности, отображению ярких впечатлений в рисунке. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
18 | «Осьминог» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию. | ||
19 | «Снеговик» (печатание картофелем) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой - отпечаток картофелем. Учить детей аккуратно макать картофель в гуашь и делать отпечаток. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность. | ||
20 | «Лебеди» (отпечатки листьев) | Продолжать учить детей делать отпечатки листьями. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость. | ||
Февраль | ||||
21 | «Снежная баба» (оттиск смятой бумаги) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания смятой бумагой. Помочь детям передать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
22 | «Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | ||
23 | «Снегири на ветке рябины» (рисование ладошкой) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью ватных палочек, кисточки, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. | ||
24 | «Компот из яблок и ягод» (печатание картофелем. пробкой, рисование пальчиками) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания пробкой. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | ||
Март | ||||
25 | «Белый медведь» (печатание поролоном, рисование ватными палочками) | Продолжать учить детей методу рисования поролоновой губкой. Учить доводить рисунок до нужного образца с помощью ватных палочек и кисточки. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
26 | «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. | ||
27 | «Ваза с цветами» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать ладошкой прикладывая их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. | ||
28 | «Веточка мимозы» (ватные палочки) | Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы ватными пальчиками. Воспитывать любовь к близким. | ||
Апрель | ||||
29 | «Разноцветные яички» (оттиск поролоном, ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить делать оттиск поролоном по контуру. Ватной палочкой с гуашью украшать изделие. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
30 | «Цветочная поляна» (оттиск смятой бумаги) | Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом рисования оттиск смятой бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. | ||
31 | «Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) | Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. | ||
32 | «Божья коровка» (печатание картофелем, рисование ватными палочками) | Закрепить навыки рисования детей с техникой печатания картофелем. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость. | ||
Май | ||||
33 | «Щенок» (тычок жёсткой кистью) | Закрепить навыки рисования методом тычка. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета, развивать мелкую моторику. | 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. | |
34 | «Сказочные птицы» (рисование ладошкой) | Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ладошкой, развивать мелкую моторику рук. | ||
35 | «Волшебная сирень» (оттиск смятой бумаги) | Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования смятой бумагой развивать мелкую моторику рук. | ||
36 | «Букет ромашек» (ватная палочка) | Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ватной палочкой развивать мелкую моторику рук. |
- Методическое обеспечение
Альбомы; гуашь; кисти мягкие и щетинные; простые и цветные карандаши; ватные палочки; печатки из бросового материала; матерчатые салфетки; стаканчики для воды; подставки под кисти.
- Материально-техническое обеспечение
- Специализированные помещения
№ | наименование | площадь помещения, кв.м | количество мест, шт. |
1 | Кабинет дополнительного образования «Развивающий центр» | 60 | 24 |
- Основное оборудование
№ | наименование | количество, шт. |
1 | Детские столы | 12 |
2 | Детские стульчики | 24 |
3 | Стол для педагога | 1 |
4 | Шкафы для хранения методического материала и пособий | 6 |
- Учебное оборудование
№ | наименование | количество, шт. |
1 | Интерактивная доска | 1 |
2 | Ноутбук | 1 |
3 | Мальберт | 1 |
- Список использованной литературы
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
- А.А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М., ТЦ Сфера, 2009.
- Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» О.С. Ивлевой
- Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» старшего воспитателя МБДОУ №5 г. Енисейска Т.С. Акуненок.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Приложение
- Диагностика
1.1. Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей.
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Характер диагностики: естественный педагогический.
1.2. Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
№ п/п | Имя ребенка | Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник | ||
Начало года | Конец года | |||
1 |
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Система показателей:
- Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний.
- Активно использует цвета в рисунке.
- Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования.
- Знает нетрадиционные техники изображения, применяет их в работе.
- Быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках.
- Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках.
- Проявляет самостоятельность.
- Правильно пользуется материалами и инструментами.
- Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками.
Оценка уровня развития умений и навыков:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-469053-1579774429.jpg)
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739461-1453208824.jpg)
рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-961084-1508346688.jpg)
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1138283-1555531401.jpg)
Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования " Пластилиновая фантазия" 2017 - 2018 год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель : развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1104795-1571080341.jpg)
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1135319-1610421272.jpg)
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...