Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
рабочая программа по рисованию

Попова Татьяна Александровна

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_volshebnaya_klyaksa_2017-2018_uch.g.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической  направленности «Волшебная  клякса» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ д/с №2 «Ветерок» (далее- Учреждения).

Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

-Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна и педагогическая целесообразность программы

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

Все занятия в программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная клякса» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Принципы построения программы

Принцип творчества, программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.

Принцип научности детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.

Принцип доступности предполагает построение занятий в кружке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Принцип динамичности предусматривает построение занятий в кружке от самого простого до  сложного.

Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.                                                                                                            

Особенности набора детей

Программа предназначена для детей в возрасте  4 – 5 лет.

Набор детей в кружок может быть осуществлен с более раннего возраста, если ребенок владеет навыками и умениями в создании рисунка, простых сюжетных композиций и изобразительными  техниками  в традиционных техниках исполнения.

При проведении занятий используется групповая форма работы 10- 12 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей.

Сроки реализации программы

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Срок реализации программы – один учебный год.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, длительностью не более 20 мин.

Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 12 человек. Форма занятий - групповая.

Планируемые результаты

  1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
  2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  3. Овладение простейшими операциями.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  5. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Механизм оценивания образовательных результатов

Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика. Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса, фестиваля или викторины в игровой форме. В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах,  досуговых мероприятиях.

Формы подведения итогов

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Участие в выставках и конкурсах.

Организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы НОД, консультации и мастер-классы для педагогов.

Совместные мероприятия с родителями.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием НОД. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

 -формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-дифференциация и индивидуализация обучения;

 - выявление и поддержка одаренных детей;

- формирование коммуникативных навыков .

При  проведение НОД учитывается:

-уровень знаний, умений и навыков воспитанников;

-самостоятельность ребенка;

-его актуальность;

-его индивидуальные особенности;

-особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Методы и приемы

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок (жесткая кисть, ватная палочка)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть (ватная палочка), гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть (ватную палочку) и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть (ватная палочка) в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками  (поролон, пробки, картофель)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, пробки или картофель .

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки,  другие печатки.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками  разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черенки у листьев можно дорисовать кистью.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

2. Учебно-тематический план

 Тема

Объем программы (мин, час)

всего

теорети-

ческие

практи-

ческие

1

Диагностика

20

7

13

2

«Дождик кап-кап-кап»

20

7

13

3

«Кисть рябинки»

20

7

13

4

«Гусеница»

20

7

13

5

«Салют»

20

7

13

6

«Воздушные шары»

20

7

13

7

«Жираф»

20

7

13

8

«Осенние листья»

20

7

13

9

«Красивые цветы»

20

7

13

10

«Мои рукавички»

20

7

13

11

«Рыбки в аквариуме»

20

7

13

12

«Ёжик»

20

7

13

13

«Маленькая елочка»

20

7

13

14

«Деревья в снегу»

20

7

13

15

«Солнышко»

20

7

13

16

«Моя любимая чашка»

20

7

13

17

«Плюшевый медвежонок»

20

7

13

18

«Осьминог»

20

7

13

19

«Снеговик»

20

7

13

20

«Лебеди»

20

7

13

21

«Снежная баба»

20

7

13

22

«Котёнок»

20

7

13

23

«Снегири и синички на веточке»

20

7

13

24

«Компот из яблок и ягод»

20

7

13

25

«Белый медведь»

20

7

13

26

«Цыплёнок»

20

7

13

27

«Ваза с цветами»

20

7

13

28

«Веточка мимозы»

20

7

13

29

«Разноцветные яички»

20

7

13

30

«Цветочная поляна»

20

7

13

31

«Жёлтый одуванчик»

20

7

13

32

«Божья коровка»

20

7

13

33

«Щенок»

20

7

13

34

«Сказочные птицы»

20

7

13

35

«Волшебная сирень»

20

7

13

36

«Букет ромашек»

20

7

13

Итого 36 занятий

720 мин

252 мин

468 мин

  1. Содержание учебного курса

Сентябрь

№ занятия

Тема

Задачи

Методы и приемы

1

Диагностика

Выявить уровень художественного развития детей. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Обследование детей  проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода

2

«Дождик кап-кап-кап»

(рисование пальчиками)

Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку, как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

3

«Кисть рябинки» (рисование ватными палочками)

Познакомить детей со способом рисования ватными палочками (тычок).
Использование приёма рисования примакивание ворса кисти.

Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе.
Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.
Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

4

«Гусеница» (печатанье пробкой)

Познакомить детей со способом печатания пробкой. Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

Октябрь

5

«Салют»

(тычок жёсткой кистью)

Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, продолжать осваивает цветовую палитру.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

6

«Воздушные шары»

(печатание  поролоном)

Помочь  детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект Развивать инициативу, чувство ритма, мелкую моторику, внимание, зрительно-двигательную координацию.

7

«Жираф» (ладошка, рисование пальчиками)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

8

«Осенние листья» (отпечатки листьев)

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

Ноябрь

9

«Красивые цветы»

(тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить рисовать методом тычка. Расширять знания о цветах, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

10

«Мои рукавички»

(печатание картофелем, пробкой, рисование пальчиками)

Познакомить детей  с техникой печатания картофелем. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать инициативу, цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать уверенность в себе.

11

«Рыбки в аквариуме» (ладошка)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

12

«Ёжик»

(оттиск смятой бумаги)

Познакомить детей с техникой печатания смятой бумагой. Помочь детям передать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Декабрь

13

 «Маленькая елочка»

(тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками)

Учить детей рисовать способом тычка елочку, расширять знания детей о праздниках. Закреплять умения дополнять изображение с помощью различных, уже знакомых техник.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

14

«Деревья в снегу» (ватные палочки, рисование пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, кистью. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник.Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость

15

«Солнышко» (рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник.

16

«Моя любимая чашка»

(печатание картофелем, пробкой, рисование пальчиками)

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, память, речь.

Воспитывать усидчивость, уверенность в себе, аккуратность.

Январь

17

«Плюшевый медвежонок»

(печатание поролоном)

Продолжать учить детей  рисовать гуашью поролоновой губкой. Доводить изображение  до нужного образца с помощью кисточки. Развивать инициативу, чувство ритма, мелкую моторику, внимание, зрительно-двигательную координацию.

Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности, отображению ярких впечатлений в рисунке.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

18

«Осьминог» (ладошка)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.

19

«Снеговик»

(печатание картофелем)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной   изобразительной техникой - отпечаток картофелем. Учить детей аккуратно макать картофель  в гуашь и делать отпечаток.

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать аккуратность.

20

«Лебеди»

(отпечатки листьев)

Продолжать учить  детей  делать отпечатки листьями. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.

Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость.

Февраль

21

«Снежная баба» (оттиск смятой бумаги)

Продолжать знакомить  детей с техникой печатания смятой бумагой. Помочь детям передать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

22

«Котёнок»

(тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.

23

«Снегири на ветке рябины»

(рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью ватных палочек,  кисточки, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

24

«Компот из яблок и ягод»

(печатание картофелем. пробкой, рисование пальчиками)

Продолжать знакомить детей  с техникой печатания пробкой. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус.

Март

25

«Белый медведь»

(печатание поролоном, рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей методу рисования поролоновой губкой.  Учить доводить рисунок  до нужного образца с помощью ватных палочек и кисточки.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

26

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

27

«Ваза с цветами» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать ладошкой  прикладывая  их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.

28

«Веточка мимозы» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы ватными пальчиками. Воспитывать любовь к близким.

Апрель

29

«Разноцветные яички»

(оттиск поролоном,

ватная палочка)

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить делать оттиск поролоном по  контуру.  Ватной палочкой с гуашью  украшать изделие.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

30

«Цветочная поляна»

 (оттиск смятой бумаги)

Продолжать учить детей рисовать  нетрадиционным способом рисования оттиск смятой бумагой.  Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

31

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

32

«Божья коровка»

(печатание картофелем, рисование ватными палочками)

Закрепить навыки рисования детей  с техникой печатания картофелем. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.

Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость.

Май

33

«Щенок»

(тычок жёсткой кистью)

Закрепить навыки рисования методом тычка. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета, развивать мелкую моторику.

1. Наглядные  (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия).

2. Словесные  (рассказ воспитателя  и  рассказы детей, беседы,

объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые  (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

34

«Сказочные птицы»

(рисование ладошкой)

Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ладошкой,  развивать мелкую моторику рук.

35

«Волшебная сирень»

(оттиск смятой бумаги)

Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования смятой бумагой  развивать мелкую моторику рук.

36

«Букет ромашек» (ватная палочка)

Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ватной палочкой развивать мелкую моторику рук.

  1. Методическое обеспечение

Альбомы; гуашь; кисти мягкие и щетинные; простые и цветные карандаши; ватные палочки; печатки из бросового материала; матерчатые салфетки; стаканчики для воды; подставки под кисти.

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Специализированные помещения

наименование

площадь помещения, кв.м

количество мест, шт.

1

Кабинет дополнительного образования «Развивающий центр»

60

24

  1. Основное оборудование

наименование

количество, шт.

1

Детские столы

12

2

Детские стульчики

24

3

Стол для педагога

1

4

Шкафы для хранения методического материала и пособий

6

  1. Учебное оборудование

наименование

количество, шт.

1

Интерактивная доска

1

2

Ноутбук

1

3

Мальберт

1

  1. Список использованной литературы

  1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  3.  А.А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М., ТЦ Сфера, 2009.
  5. Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» О.С. Ивлевой
  6. Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» старшего воспитателя МБДОУ №5 г. Енисейска  Т.С. Акуненок.
  7. Давыдова  Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. -  М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
  8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Приложение

  1. Диагностика

1.1.  Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей.
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики: естественный педагогический.

1.2.  Методика проведения:

  1. Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  2. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  3. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  4. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

п/п

Имя ребенка

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Начало года

Конец года

1

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Система показателей:

  1. Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний.
  2. Активно использует цвета в рисунке.
  3. Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования.
  4. Знает нетрадиционные техники изображения, применяет их в работе.
  5. Быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках.
  6. Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках.
  7. Проявляет самостоятельность.
  8. Правильно пользуется материалами и инструментами.
  9. Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками.

Оценка уровня развития умений и навыков:

 0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования " Пластилиновая фантазия" 2017 - 2018 год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель : развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной  технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе

Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани  «Волшебные краски в старшей группе...