Программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»
материал (старшая группа)

Мартемьянова Наталья Владимировна

План кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_rab_starshaya.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа кружка

по нетрадиционной технике рисования

«Волшебные краски»

в старшей группе «Капитошки»

(Срок реализации 1 год)

Возраст детей 5-6 лет

Составили: Мусаева Ф.И.

Мартемьянова Н.В.

Цель программы:

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
  • Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

• тычок жесткой кистью;

• оттиск поролоном;

• восковые мелки и акварель;

• свеча и акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошек;

• волшебные веревочки;

• кляксография;

• монотопия;

• печать по трафарету.

Материал:

• акварельные краски, гуашь;

• восковые и масляные мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые печатки;

• коктейльные трубочки;

• матерчатые салфетки;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы, используемые на занятиях кружка:

• Практические – упражнения, игровые методы.

• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение, пояснение.

• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.


Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

           Перспективно-тематическое планирование кружка

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1 

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький

листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Летний дождь»

Рисование восковыми мелками и акварелью

Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; учить отображать состояние погоды (Дождь); упражнять в рисовании различными материалами.

Лист А4, набор цветных восковых

мелков; акварельные краски; кисти с

широким ворсом,.

3

«Волшебный зонтик».

Пластилнография

Способствовать развитию  умений и навыков в работе с пластилином, фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинограф.

Картон с изображением на нем зонта,

 размер ½ А4,набор пластилина, доска

для лепки, салфетки для рук.

4

«Воздушные шары».

Кляксография.

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими  и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Листы бумаги, кисти, гуашь, набор

фломастеров, салфетки, готовые

работы по кляксографии для образца.

Октябрь

5 

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке.. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Лист, гуашь, трафареты банок,

 половинки яблок, кисточки, салфетки,

 баночки с водой.

6

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

Засушенные листья, краска, кисти,

бумага.

7

«Подводный мир»

Рисование мыльными пузырями

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Листы бумаги А4 ½, мыльный

раствор разных цветов, соломинки,

салфетки.

8

«Улитка»

 

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Лист бумаг, набор цветных восковых

мелков, соль, кисти с широким ворсом,

стаканчик с  водой, салфетки,

иллюстрации, изображающие пейзаж

9

Осенний ковер

Печать растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти,

бумага.

Ноябрь

10

Цыпленок

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Лист бумаги, клей ПВА, рис,

ватная палочка, акварельные краски,

стаканчик с водой.

11.

Рябинка

Рисование ватными палочками

Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Лист бумаги, , ватная палочка,

акварельные краски, стаканчик с водой.

12. 

«Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски,

салфетки

13

«Ежик»

Пластилинография

Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции.

Картон с изображением контура ежика, пластилин, доска для лепки, стеки,

семечки., влажная салфетка.

Декабрь

14

Зимний лес

 

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы, гуашь, кисти, палитра,

салфетки.

15

 «Снегири на ветках»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Листы, гуашь, кисти, стаканчики с

водой, палитра, салфетки , фартуки

16

«Зимние узоры»

Рисование нитью

Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Листы, гуашь, стаканчики с водой,

нити, салфетки.

17

«Новогодние подарки»

Рисование свечей и акварельными красками

Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике;  упражнять в рисовании различными материалами.

Лист А4, свечи; акварельные краски;

кисти с широким ворсом,.

Январь

18

«Праздничный салют»

Раздувание красок

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага,

гуашь, трубочка

19

«Елочка»

Пластилинография

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки;

 пластилин.

20.

Снеговичок

 

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

 Гуашь, листы бумаги, салфетки для

 скатывания, клей ПВА.

Февраль

21

 «Разноцветное небо»

Рисование на мокром листе

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

Листы, акварельные краски, кисти с

 широким ворсом, стаканчики с водой,

 салфетки.

22

«Соленое море»

Рисование солью, по мокрой краски

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Листы, акварельные краски, кисти с

 широким ворсом, соль, стаканчики с

водой, салфетки.

23

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист,

пластмассовая ложка, простой

карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

24

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

ниткография (рисование нитью).

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники рисования – ниткография.

Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки.

Март

25 

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и

стебля цветка, гуашь, кисти.

26

«Подснежники»

 

Акварель, восковые свечи

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы, акварельные краски, восковые

 свечи, кисточки, салфетки.

27

«Наша улица».

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для

печатания. Манка, тычки, мятая бумага,

клей…

28

«Весеннее дерево»

 

Рисование Ватными палочками

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  тычок с помощью ватных палочек.. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Листы бумаги, краска, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки .

29

«Картина настроения»

Рисование мыльными пузырями

Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме.

Листы бумаги, мыльный раствор разных цветов, соломинки.

Апрель

30

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь

синего цвета, кисточки, подставки под

 кисточки, баночки с водой, паралон.

31

«Космические дали»

Набрыг

 Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

Листы бумаги, зубная щетка,

трафареты, краска, салфетки

32

«Веселые кляксы»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист,

пластмассовая ложка, простой

карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

33

«Плюшевый медвежонок».

Способ изображения - рисования поролоновой губкой

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Май

34

«Букет к 9 мая».

)

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

35

«Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы

бумаги для рисования; готовый

рисунок – образец, репродукции с

изображением цветочной поляны

(полевых цветов); гуашь основных

цветов, кисточки, непроливайки,

 салфетки.

36

«Вот и лето пришло»

Различные

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

.Листы бумаги, краска, гуашь, кисточки, ватные палочки, нити, мыльный раствор,

салфетки.

Список использованных источников

1.Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: : Мозаика-Синтез; Москва; 2010

2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2010

3.. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

4.В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г

5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

7.И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г

8. Т.В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»; Учитель; 2015г

9. Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г

10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ;«Карапуз-дидактика»,Москва ;2009

 



19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»(вторая младшая группа)

laquo;… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…»(Э. Успенский...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной  технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе

Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани  «Волшебные краски в старшей группе...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет

Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....

Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год

Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способны...