Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционным техникам рисования
«Волшебные пальчики»
для детей старшей группы
на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_volshebnye_palchiki.docx | 63.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33«Радуга» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад № 33 «Радуга»)
Принято
На педагогическом совете
Протокол №1 от 07.09.2022
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 33 «Радуга»
Ковалева И.И.
Приказ № 104-од от 07.09.2022
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционным техникам рисования
«Волшебные пальчики»
для детей старшей группы
на 2022-2023 учебный год
Составил:
воспитатель Бурова С.И.
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Аппликация с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Актуальность:
Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Проблемы:
- Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
- Недостаточный уровень речевой активности детей.
- Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Структура программы:
Настоящая программа рассчитана на работу старшего дошкольного возраста от 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года
В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.
В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу каждого года обучения.
Программа сопровождается работой с родителями и перечнем методической литературы.
Формы реализации программы:
-практическое занятие
-творческая мастерская
-выставка
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.
Задачи:
- Познакомить с техниками работы по аппликации.
- Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
- Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами.
- Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
- Создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
- Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
- Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
- Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
- Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами
Педагогические условия:
- игровые методы и приемы;
- формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской
Принципы содержания программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям)
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
7. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Используемый материал: клей, клеевые кисти, бумажные и матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань, шерстяные нитки, ватные диски, яичная скорлупа.
Основные ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
К концу основного этапа обучения дети научатся:
- Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;
- Освоить разные техники аппликации.
- Познакомиться с разнообразными материалами для аппликации,
- Применять для аппликации ткань, листья, крупу и другие материалы
- Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.)
- Передавать в аппликации пространственное положение предметов,
- Создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции
- Правильно определять пропорции фигур и деталей;
- Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности
- Вырезать точно по разметке;
- Улучшаться показатели мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Работа с родителями.
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируется четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Совместно с родителями рекомендуется осуществлять проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», оформление уголка для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в страну «Бумандия», «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:
- Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала.»
- Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
- Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
- Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики».
Тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема | Вид работы | Задачи | Работа с родителями | |
Сентябрь | Подбор материала. Диагностика. | Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук» | |||
Октябрь | Деревья «Березка на нашем участке». Обрывная аппликация (2 занятия) А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8. | Аппликация обрывная |
| Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики» | |
Домашние птицы «Цыпленок» Малышева, 60 | Аппликация обрывная |
| |||
Грибы «Боровик» | Аппликация из крупы |
| |||
Ноябрь | Домашние животные «Кошечка». (2 занятия) | Аппликация из ткани. |
| ||
День Матери «Букет для мамы». (2 занятия) | Объёмная аппликация. |
| |||
Декабрь | Головные уборы «У кого шапка теплее?» | Аппликация из ниток |
| Оформление папки-передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук» | |
Зима «Заюшка серый становится белым» Малышева, 42 | Аппликация объемная (вата) |
| |||
Новый год «Открытка к празднику Нового года» (2 занятия) | Аппликация из ваты и модулей оригами |
| |||
Январь | «Рождественский ангел» | Аппликация из салфеток |
| Консультация на тему «Такие разные материалы для аппликации, для рисования» | |
«Маленькая рощица зимой». (2 занятия) А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 5. | Аппликация из разно фактурной бумаги |
| |||
Февраль | Транспорт «Автобус» Малышева, 39 | Аппликация с использованием нетрадиционных материалов (пуговицы) |
Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами | Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам» | |
Защитники отечества «Подарок для папы» | Аппликация из модулей оригами |
| |||
Защитники отечества «Мой папа, дедушка, брат» | Аппликация с использованием нетрадиционных материалов (пуговицы, макаронные изделия) |
| |||
Март | «Букет цветов». (2 занятия) | Конструирование из цветных салфеток |
| Выставка детских работ «Поздравление для пап, для мам» | |
«Открытка для мамы» (2 занятия) | Аппликация из модулей оригами |
| |||
«Подснежник» | Аппликация из ватных дисков |
| |||
Апрель | «Космос» (2 занятия) А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8. | Обрывная аппликация |
| Совместное с детьми развлечение | |
Здоровье «Заюшкин огород: капустка и морковка» Лыкова, 56 | Аппликация объемная обрывная и накладная (коллективная) |
| |||
Пожарная безопасность «Пожарная лестница» | Аппликация из нетрадиционных материалов (спички) + обрывная аппликация |
| |||
Май | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | ||||
Майские праздники «Гвоздики» Конспект | Аппликация объемная |
| |||
«Одуванчик» (2 занятия) | Аппликация манкой. |
| |||
Диагностика. Сравнение результатов на начало года и на конец года, выявление динамики роста показателей. | Информирование родителей о результатах обследования и диагностики. |
Тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Вид работы | Задачи | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор материала. Диагностика. | Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук» | ||
Октябрь | Осень «Осенний пейзаж» | Аппликация обрывная |
| Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики» |
Русские народные сказки «Жар птица». (2 занятия) Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 29. | Аппликация из осенних листьев |
| ||
«Маленькая рощица». (2 занятия) А. В.Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 4 | Объемная аппликация. |
| ||
Семья «Портрет мамы» (подарок маме к Дню Матери) | Аппликация из мятой бумаги |
| ||
«Стаканчик с росписью гжель». (2 занятия) | Техника папье-маше. |
| ||
Игры «Домик для поросят» | Аппликация обрывная |
| ||
Декабрь | «Гроздья рябины». (2 занятия) А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 10. | аппликация цветных салфеток |
| Оформление папки-передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук» |
«Ёлочка - пушистая иголочка». (2 занятия) | Аппликация из шерстяной нити |
| ||
Новый год «Открытка к празднику Нового года» | Аппликация из природного материала и мятой бумаги |
| ||
Январь | Эксперименты «Избушка ледяная и лубяная» Лыкова, 92 | Аппликация объемная с использованием ваты и природного материала + ножницы |
Дополнять изображение деталями, соответствующими каждому домику (вата для домика лисы, соломка – для домика зайца) | Консультация на тему «Такие разные материалы для аппликации, для рисования» |
«Домик» (2 занятия) Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в д/саду, стр. 156 | Конструирование из бумаги. |
| ||
Сказки «Елочка в снегу» Лыкова, 74 | Аппликация объемная с использованием ваты + рисование елки на готовом аппликативном фоне |
| ||
Февраль | «Фоторамка» (2 занятия) | Аппликация из бумажных трубочек |
| Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам» |
«Царь зверей». (2 занятия) | Аппликация из бумажных салфеток |
| ||
Март | 8 марта «Мимоза» из салфеток, природного материала, ленточек | Аппликация в технике «Коллаж» |
Развивать мелкую моторику пальцев рук | Выставка детских работ «Поздравление для пап, для мам» |
«Паук в паутине». (2 занятия) | Обрывная аппликация. |
| ||
Насекомые «Муха-цокотуха» Лыкова, 142 | Аппликация в технике «Коллаж» (коллективная) |
| ||
Апрель | «Встреча колобка с медведем» (2 занятия) | Аппликация из ткани. |
| Совместное с детьми развлечение |
«Корзина с цветами». (2 занятия) Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14. | Аппликация из природных материалов |
| ||
Пожарная безопасность «Пожарная лестница» | Аппликация из нетрадиционных материалов (спички) + обрывная аппликация |
| ||
Май | Майские праздники «Гвоздики» Конспект | Аппликация объемная |
| Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Комнатные цветы «Вырежи и наклей растение» Комарова, 124 | Аппликация в технике «Коллаж» |
| ||
Диагностика. Сравнение результатов на начало года и на конец года, выявление динамики роста показателей. | Информирование родителей о результатах обследования и диагностики. |
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к аппликации. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Критерии оценки детских способностей по аппликации.
1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.
2. Полное выполнение задания.
3. Умение структурно распределять ход работы.
4. Способность образно представить будущий результат.
5. Степень проявления творчества.
6. К концу учебного года большинство детей умеют правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определённом порядке, после работы убирать своё рабочее место.
7. Ребёнок овладевает умением не только в точной последовательности выполнять задания педагога, но и творить сам.
Высокий уровень:
1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;
2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с положительным результатом;
3) последовательно распределяет действия;
4) способен прогнозировать будущую работу;
5) способен внести в работу личную задумку;
Средний уровень:
1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;
2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;
3) распределяет действия при помощи воспитателя;
4) частично уверен в выполнении задания;
5) способен внести в работу личную задумку только при помощи воспитателя;
Низкий уровень:
1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;
2) при работе с материалом действия неправильные;
3) не может последовательно выполнять действия;
4) действия сопровождаются участием педагога;
5) нет творческого подхода при выполнении работы;
Таблица уровня освоения программного материала
Уровни | Количество баллов | Показатели, критерии | ||
0-начальная диагностика | 0 - 1 | Отсутствие навыков в аппликации. | ||
1-репродуктивный | 2 - 4 | Владения навыками выполнения аппликации по образцу, различными техниками. | ||
2 – поисково-исполнительский | 5 - 7 | Выполнение аппликации в различных техниках по образцу и самостоятельно. | ||
3-творческий | 8 | Самостоятельное комбинирование и авторское выполнение аппликации. |
При создании программы опирались на нормативные документы:
- Закон об образовании.
- Устав ДОО.
- Основная общеобразовательная программу МБДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Используемая литература:
- А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М.: "Просвещение" ,2010.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
- Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация». Издательство Кристалл; Спб 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные кляксы»
В программе «Волшебные кляксы» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"
Кружковая работа для группы 2-3 года "Волшебные краски"Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет
Общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка»
Общеобразовательная программаХудожественно-эстетической направленности Программадополнительного образованияпо нетрадиционной технике рисования«Волшебная кисточка»для детей 3-7 летСрок...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебный мир красок» для детей 3 – 7 лет
Актуальность программы « Мир в красках» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или и...