отчёт о самообразовании
материал (младшая группа)
Целью моей работы было: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_efremovoy_n.yu_._2024.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-детский сад №176»
Отчёт о работе по самообразованию на тему:
«Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»
Воспитатель:
Ефремова Н.Ю.
Воронеж 2024
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Целью моей работы было: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.
Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказок», так как многие дети плохо разговаривали, у них нарушено звукопроизношение, разговорная речь у некоторых практически полностью отсутствовала, словарный запас скуден и невелик. Общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось в виде просьб или неречевых средств (мимика, жесты, интонация)
Цель работы:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
2. Способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
2. Вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, частушкам, народным песенкам и играм;
3. Способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ;
4. Воспитывать гуманные отношения.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом стали народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них. Для обеспечения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый текст, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки не только легко запоминаются, но еще легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты. Также потешки используются для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Воспитание звуковой культуры речи осуществлялось через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Зайка серенький сидит…», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Мы капусту рубим», «Здравствуйте, ладошки…». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова четче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание обращалась к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада, когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором. Заклички чаще применяются при выходе на прогулку.
Трудно представить мир ребенка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остается с ним навсегда. Почти каждый день я читала детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с детьми красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз.
Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Каравай», «Гуси-гуси».
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи – петушка, ежика, собачку, зайчика. Введенная игровая мотивация побуждает проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать).
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно – развивающей среды.
В течение года мы в сотрудничестве с родителями и детьми оформили «Уголок книжки-малышки», содержанием которых стали всевозможные потешки, сказки, загадки, оформленные красочными яркими иллюстрациями. В процессе их изготовления дети безусловно участвовали и на протяжение года мы постоянно пересматривали и перечитывали эти рукотворные книги.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги-раскладушки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Все это дает детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В папке-передвижке помещены консультации «Роль фольклора в развитии детей», «Малые формы фольклора».
В ходе работы с родителями мной проводились консультации на тему «Учусь разговаривать», давались практические советы, рекомендации, как в рамках родительского собрания, так и индивидуально.
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, дети научились отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Отчёт по самообразованию
С этим отчётом я выступила в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...