Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной.
1. Учить отмечать характерные признаки весны. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида диких животных и насекомых.
2. Развивать у детей любознательность и мышление.
3. Воспитывать умение видеть красоту природы и заботливое к ней отношение.
Место проведения: Групповое помещение.
Предварительная работа: Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций с изображениями диких животных. Чтение произведений о животных. Заучивание стихов о весне. Подвижная игра «Зайка серенький сидит». Рисование «Светит солнышко», «Деревья», «Идет дождик». Дидактическая игра «Приметы весны»,
Демонстрационный материал: Панорама весеннего леса. Игрушки: старичок
боровичок, ёжик, зайчик, белочка. Силуэты птиц: воробей, синичка, снегирь, веснянка, трясогузка, грачи. Картинки с изображением разных сезонных явлений.
Раздаточный материал: Силуэты божьих коровок, печатки тычки, черная гуашь.
Предполагаемый результат: Дети имеют представление о характерных признаках весны. Умеют различать по внешнему виду диких животных.
Дети играют в свободные игры. Воспитатель обращает внимание на появление игрушки
-старичок боровичок.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, старичок боровичок. А как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Он с бородой, маленький, как в сказке.
Старичок боровичок: Здравствуйте, ребята.
Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Вот послушайте: Оживились ручьи, прилетели грачи, В свой дом улей пчела сладкий мёд принесла.
Кто знает, когда это бывает?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Верно, весной. Ребята, а давайте вспомним приметы весны.
Проводится дидактическая игра «Принеты весны»
Детям предлагаются картинки с изображением разных сезонных явлений: идёт снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу, прилёт птиц, весенний лес. Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называют их.
Старичок боровичок: Правильно ребята, какие вы молодцы.
А путешествовать вы любите?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Я приглашаю вас на прогулку в лес. Только идти по лесу надо тихо, чтобы не испугать лесных жителей. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Зашагали ножки прямо по дорожке.
Вот как мы шагаем, ножки поднимаем.
Шли мы шли, и в лес пришли.
Звучит запись голосов птиц.
Старичок боровичок: Ребята, чьи голоса мы услышали?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?
Ответы детей.
Старичок боровичок: А как мы называем птиц которые остаются зимовать?
Ответы детей.
Воспитатель показывает силуэты птиц.
Старичок боровичок: Посмотрите сколько много прилетело разных птиц. Давайте на берёзку посадим перелётных птиц, а на елочку зимующих.
Дети выполняют задание.
Старичок боровичок: Ай да молодцы ребята. Помогли пернатым друзьям. Как вы думаете, а кого мы можем ещё встретить в лесу?
Старичок боровичок загадывает загадку:
Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну конечно это
Ответы детей (белка)
Воспитатель показывает плюшевую игрушку белочку. Она здоровается с детьми,
Старичок боровичок: Ребята, посмотрите какая у нее шерстка?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Дети как называется доник белки?
Ответы детей (дупло).
Старичок боровичок: Какие запасы готовит белка на зиму?
Ответы детей (грибы, яблоки, орехи)
Старичок боровичок: Посмотрите ребята, кто под кустиком сидит, серый хвостик у него дрожит?
Ответы детей (заяц).
Воспитатель показывает плюшевую игрушку зайку.
Старичок боровичок: Посмотрите, какой зайка, какая у него шубка?
Ответы детей (серая)
Старичок боровичок: От кого прячется зайка?
Ответы детей.
Старичок боровичок: У зайки есть домик?
Ответы детей. (да)
Старичок боровичок: Чем мы можем угостить зайку?
Ответы детей.
Старичок боровичок: А зайка приглашает нас поиграть в игру.
Проводится подвижная игра «Зайка серенький сидит»:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
(Дети подпрыгивают на обеих ногах.)
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и ускакал,
Старичок боровичок: Дети, а вот и ежик.
Воспитатель показывает игрушку ёжика.
Он под деревом свернулся клубком,
ны его и не заметили.
Почему ежик свернулся в клубок?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Как вы думаете ребята, что будет, если ёжика погладить рукой?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Как вы считаете, ёжику будет лучше жить в лесу или в детском саду?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Верно, ежик житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу. (Дети оставляют ёжика под деревом.) Вот сколько в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась.
Много здесь жуков летало, красотою удивляло,
А теперь они бледны, крылышки их не видны.
Ребята, вы хотите помочь жучкам вновь стать красивыми? А что нужно нам сделать?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Спасибо ребята эти жуки называются божьими коровками. Тело божьей коровки состоит из головы и брюшка. (Воспитатель показывает силуэт жука.) Ещё у неё есть ноги. А вот крылышки нужно украсить. Как мы их будем украшать?
Ответы детей.
Старичок боровичок: Что должно быть на крылышках?
Ответы детей (пятнышки)
Старичок боровичок: Правильно ребята, на крылышках должны быть черные пятнышки, и мы их сейчас нарисуем,
Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты божьих коровок, и тычками печатками наносят пятнышки на крылья.
Дети выпускают жуков на полянку, со словами:
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба, черного и белого,
Только не горелого.
Старичок боровичок: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья леса. А мне пора в лес возвращаться, до свидания.
Дети прощаются с Старичком боровичком
Итог:
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую помощь мы оказали лесным жителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы были дружные, заботливые и внимательные. Хотите быть друзьями леса? Для этого что надо делать?
Ответы детей (Да)
Воспитатель: Нужно беречь и любить природу: не рвать цветы и не топтать травку. Погуляли мы в лесу, повидали всю красу. А теперь пора возвращаться в детский сад.