Конспект занятия "Тастаракай"
материал (старшая группа)

Папашева Асенгуль Серкешевна

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.Также у детей прививаем любовь к героям народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tastarakay.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноеказенное  дошкольное образовательное учреждение ДС «Эдельвейс»

Структурное подразделение д/с «Балдырган»

Алтайское народное развлечение

Тема «Волшебный сундучок Тастаркая»

Составила: Папашева Асенгуль Серкешевна

2021г

Цель: Создание условий для развития эмоционально-положительного отношения к приобретению опыта алтайского народа в физическом развитии (выносливости, силы, сноровки) при использовании алтайских народных игр.

Задачи: закреплять умение овладению народными подвижными играми с правилами;

Формировать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Герои праздника: Тастаракай (клоун), ведущий.

Оборудование: Кайырчак (сундучок),

Дети проходят в зал под веселую алтайскую музыку, строятся, следом вбегает клоун (Тастаракай) с сундуком.

Тастаракай: Здравствуйте, веселые девчонки!

Здравствуйте, смешливые мальчишки!

Я – веселый клоун Тастаракай!

Спасибо, что мимо не прошли,

Да ко мне на праздник зашли!

Наш праздник открывается,

Скучать сегодня запрещается!

Будем шутить, смеяться, танцевать,

В алтайские народные игры играть! Здорово? Да!

А знаете, где эти игры живут?

В моем волшебном кайырчаке! В переводе с алтайского языка означает «Сундучок». Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова!

Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!

Все вместе повторяют слова. Тастаракай открывает сундук, объявляет игру.

Есть веселая игра – «Борук таштап ойногоны» - «Подкидывание шапок».

По считалке выбрать ведущего игры.

Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребенка, для которого предназначена шапка. Названный ребенок ловит шапку, но если шапка упадет или её поймает другой, то проигравший отдает свою шапку или фантик (какую-либо вещь). После игры проигравшие «выкупают» свои вещи песней, пляской, стихами и т.д.

«Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют 2 шеренги, которые расходятся на расстояние 10 шагов. Затем поворачиваются друг к другу. Одна шеренга- хозяева, другая – гости. Каждый представитель гостей подходит к хозяину подает правую руку и говорит: - Здравствуй! - Здравствуй! - догони! И гость бежит к себе «домой», хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила: Здороваться можно только правой рукой. Выигрывает тот, кто догонит.По итогам игроки получают жетоны.

Тастаракай: Закончилась игра! Проходите на места!

Ой, хорошо играли! Вижу, нисколечко не заскучали!

Праздник продолжаем -кайырчак открываем!

Все вместе говорят волшебные слова:

Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!

Тастаракай открывает сундук. Объявляет игру.

Девчонки! Внимание! Мальчишки! Внимание!

Приглашаю всех на веселые соревнования!

«Аксак турна» - «Хромой журавль».

Все играющие делятся на пары. Поднимают одну ногу назад, согнув её в колене. Руки сцеплены за спиной. По сигналу журавли-дети, прыгая на одной ноге, стараются толкнуть противника плечом, чтобы он встал на обе ноги. Проигрывает тот, кто коснулся земли второй ногой.

«Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют 2 шеренги, которые расходятся на расстояние 10 шагов. Затем поворачиваются друг к другу. Одна шеренга- хозяева, другая – гости. Каждый представитель гостей подходит к хозяину подает правую руку и говорит: - Здравствуй! - Здравствуй! - догони! И гость бежит к себе «домой», хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила: Здороваться можно только правой рукой. Выигрывает тот, кто догонит.По итогам игроки получают жетоны.

Тастаракай: Закончилась игра! Проходите на места!

Ой, хорошо играли! Вижу, нисколечко не заскучали!

А мы праздник продолжаем –кайырчак открываем!

Все вместе говорят волшебные слова:

Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!

Тастаракай открывает сундук, достает атрибут для игры (платок). Объявляет игру.

Кайырчак: Делу время – потехе час. Сокорок сейчас у нас.

«Сокорок» - Жмурки»

Дети выбирают водящего по считалке, завязывают ему глаза и сажают в определенное место. Он сокорок. Дети подходят к сокороку близко и произносят:

-Торс – торс – торс

Перед тобой в 60 аршин

Змея ползет.

После этих слов дети убегают. Сокорок ловит их. Пойманный становится сокороком – «жмуркой» поиграем мы сейчас! Приглашает в круг, выбирает игроков

Тастаракай: Веселимся да играем, и нисколько не скучаем!

Весело играли – свою ловкость показали. Вам понравилось? Не устали?

Ну, тогда мы продолжаем кайырчак–открываем!

Все вместе говорят волшебные слова:

Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!

Тастаракай открывает сундук, достает бубен для игры. Объявляет игру.

«Белый шаман».

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Тастаракай: Много игр на празднике нашем –

Играем, шутим, поем и пляшем!

Снова кайырчак, открываем – играть продолжаем!

Все вместе говорят волшебные слова:

Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!

Тастаракай открывает сундук, достает канат для игры. Объявляет игру.

Тастаракай: Всех ребят, парней, девчат вызываю на канат!

В игре рот не разевай – силу, ловкость проявляй!

Игра «Перетягивание каната»

На площадке проводится черта. Соревнуются, разделившись на 2 команды.  По сигналу водящего: «Раз, два, три – тяни», команды начинают тянуть противников на свою сторону, побеждают те, кто смог перетянуть первого игрока за черту.Правила: тянуть начинать по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается проигравшей. Команда победителей получают жетоны.

Тастаракай: Эх, молодцы, ребятишки! И девчонки! И мальчишки!

Каши утром много съели, вот соперников и одолели!

Ну что, пора отдыхать? Или снова будем играть?

Тастаракай: Отдохнули мы на славу, победили все по праву.

Порезвились, наигрались! Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит! Вот теперь и подкрепиться,

Нам совсем не повредит!

Тастаракай отдает чашу с баурсаками воспитателю.

Тастаракай: Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь наигрался я!

Вам желаю не скучать, в алтайские игры играть!

До свидания! Jaкши болзын!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....