Конспект занятия "Тастаракай"
материал (старшая группа)
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.Также у детей прививаем любовь к героям народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tastarakay.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение ДС «Эдельвейс»
Структурное подразделение д/с «Балдырган»
Алтайское народное развлечение
Тема «Волшебный сундучок Тастаркая»
Составила: Папашева Асенгуль Серкешевна
2021г
Цель: Создание условий для развития эмоционально-положительного отношения к приобретению опыта алтайского народа в физическом развитии (выносливости, силы, сноровки) при использовании алтайских народных игр.
Задачи: закреплять умение овладению народными подвижными играми с правилами;
Формировать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Герои праздника: Тастаракай (клоун), ведущий.
Оборудование: Кайырчак (сундучок),
Дети проходят в зал под веселую алтайскую музыку, строятся, следом вбегает клоун (Тастаракай) с сундуком.
Тастаракай: Здравствуйте, веселые девчонки!
Здравствуйте, смешливые мальчишки!
Я – веселый клоун Тастаракай!
Спасибо, что мимо не прошли,
Да ко мне на праздник зашли!
Наш праздник открывается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В алтайские народные игры играть! Здорово? Да!
А знаете, где эти игры живут?
В моем волшебном кайырчаке! В переводе с алтайского языка означает «Сундучок». Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова!
Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!
Все вместе повторяют слова. Тастаракай открывает сундук, объявляет игру.
Есть веселая игра – «Борук таштап ойногоны» - «Подкидывание шапок».
По считалке выбрать ведущего игры.
Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребенка, для которого предназначена шапка. Названный ребенок ловит шапку, но если шапка упадет или её поймает другой, то проигравший отдает свою шапку или фантик (какую-либо вещь). После игры проигравшие «выкупают» свои вещи песней, пляской, стихами и т.д.
«Здравствуй, догони!»
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют 2 шеренги, которые расходятся на расстояние 10 шагов. Затем поворачиваются друг к другу. Одна шеренга- хозяева, другая – гости. Каждый представитель гостей подходит к хозяину подает правую руку и говорит: - Здравствуй! - Здравствуй! - догони! И гость бежит к себе «домой», хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила: Здороваться можно только правой рукой. Выигрывает тот, кто догонит.По итогам игроки получают жетоны.
Тастаракай: Закончилась игра! Проходите на места!
Ой, хорошо играли! Вижу, нисколечко не заскучали!
Праздник продолжаем -кайырчак открываем!
Все вместе говорят волшебные слова:
Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!
Тастаракай открывает сундук. Объявляет игру.
Девчонки! Внимание! Мальчишки! Внимание!
Приглашаю всех на веселые соревнования!
«Аксак турна» - «Хромой журавль».
Все играющие делятся на пары. Поднимают одну ногу назад, согнув её в колене. Руки сцеплены за спиной. По сигналу журавли-дети, прыгая на одной ноге, стараются толкнуть противника плечом, чтобы он встал на обе ноги. Проигрывает тот, кто коснулся земли второй ногой.
«Здравствуй, догони!»
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют 2 шеренги, которые расходятся на расстояние 10 шагов. Затем поворачиваются друг к другу. Одна шеренга- хозяева, другая – гости. Каждый представитель гостей подходит к хозяину подает правую руку и говорит: - Здравствуй! - Здравствуй! - догони! И гость бежит к себе «домой», хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила: Здороваться можно только правой рукой. Выигрывает тот, кто догонит.По итогам игроки получают жетоны.
Тастаракай: Закончилась игра! Проходите на места!
Ой, хорошо играли! Вижу, нисколечко не заскучали!
А мы праздник продолжаем –кайырчак открываем!
Все вместе говорят волшебные слова:
Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!
Тастаракай открывает сундук, достает атрибут для игры (платок). Объявляет игру.
Кайырчак: Делу время – потехе час. Сокорок сейчас у нас.
«Сокорок» - Жмурки»
Дети выбирают водящего по считалке, завязывают ему глаза и сажают в определенное место. Он сокорок. Дети подходят к сокороку близко и произносят:
-Торс – торс – торс
Перед тобой в 60 аршин
Змея ползет.
После этих слов дети убегают. Сокорок ловит их. Пойманный становится сокороком – «жмуркой» поиграем мы сейчас! Приглашает в круг, выбирает игроков
Тастаракай: Веселимся да играем, и нисколько не скучаем!
Весело играли – свою ловкость показали. Вам понравилось? Не устали?
Ну, тогда мы продолжаем кайырчак–открываем!
Все вместе говорят волшебные слова:
Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!
Тастаракай открывает сундук, достает бубен для игры. Объявляет игру.
«Белый шаман».
Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.
Тастаракай: Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем!
Снова кайырчак, открываем – играть продолжаем!
Все вместе говорят волшебные слова:
Кайырчак, раз, два, три, нам игру покажи!
Тастаракай открывает сундук, достает канат для игры. Объявляет игру.
Тастаракай: Всех ребят, парней, девчат вызываю на канат!
В игре рот не разевай – силу, ловкость проявляй!
Игра «Перетягивание каната»
На площадке проводится черта. Соревнуются, разделившись на 2 команды. По сигналу водящего: «Раз, два, три – тяни», команды начинают тянуть противников на свою сторону, побеждают те, кто смог перетянуть первого игрока за черту.Правила: тянуть начинать по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается проигравшей. Команда победителей получают жетоны.
Тастаракай: Эх, молодцы, ребятишки! И девчонки! И мальчишки!
Каши утром много съели, вот соперников и одолели!
Ну что, пора отдыхать? Или снова будем играть?
Тастаракай: Отдохнули мы на славу, победили все по праву.
Порезвились, наигрались! Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит! Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит!
Тастаракай отдает чашу с баурсаками воспитателю.
Тастаракай: Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь наигрался я!
Вам желаю не скучать, в алтайские игры играть!
До свидания! Jaкши болзын!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....