Как воспитатели помогают детям готовиться к школе?
статья (подготовительная группа)

От своевременной и качественной подготовки ребенка к школе зависят не только его успехи в учебе, но и жизненные перспективы в целом. Многие психологи утверждают, что в возрасте до 8 лет формируется около 80% интеллекта человека — и этого же мнения придерживался один из известнейших авторов обучающих методик для детей, Гленн Доман. Поэтому воспитатели в детских садах и других ДОО должны уделять подготовке к школе особое внимание. Давайте разберемся, для чего и как она проводится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Главные цели предшкольной подготовки

Работая с дошкольниками, особенно в средней и старшей группе, воспитатель должен:

  • помогать детям понять важность занятий, их необходимость для приобретения знаний;
  • развивать у детей ответственность, старательность, настойчивость, самостоятельность;
  • воспитывать у дошкольников опыт коллективной работы, положительного отношения к другим детям;
  • формировать навыки учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), организованного поведения.

Помимо этого, организация предшкольной подготовки направлена на формирование у детей конкретных знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в школе и освоения программы начального общего образования. О них мы поговорим ниже.

Как проходит подготовка к школе в детском саду?

Общая подготовка к школе начинается с момента поступления ребенка в ДОО. На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду педагоги развивают у детей познавательные процессы и мелкую моторику, формируют знания об окружающем мире.

Специальная предшкольная подготовка начинается в подготовительной группе. Она ведется по следующим направлениям: развитие речи, знакомство с окружающим миром, формирование начальных математических представлений, развитие моторики.

Занятия в рамках предшкольной подготовки организуют так, чтобы дети привыкали к правилам поведения в школе. Есть определенные временные рамки, дети сидят за столами, непосредственно образовательная деятельность перемежается с физкультминутками. Воспитатель использует как традиционные для детского сада методики и приемы (рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и т. д.), так и нетрадиционные, например, «Ментальную арифметику», «Меморику», кубики Зайцева, блоки Дьенеша, пособия О. Жуковой и многие другие.

Какие результаты подготовки к школе в детском саду предусматривает

ФГОС?

К выпуску из детского сада ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать с ее помощью свои мысли, чувства и желания, строить речевые высказывания в разных ситуациях общения, выделять звуки в словах. У него должны сформироваться предпосылки грамотности.

Во ФГОС ДО причислены и конкретные результаты, которых должен достичь ребенок к концу этапа дошкольного образования и поступления в школу:

  • владение понятиями: «буква», «звук», «слово», «предложение»;
  • различение согласных и гласных звуков;
  • использование правильного ударения в знакомых словах;
  • составление простых предложений и их правильное проговаривание с интонацией, соответствующей знаку в конце (точка, вопросительный, восклицательный знак);
  • внимательное прослушивание литературных произведений, способность отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть персонажей и перечислять основные события, делать элементарные выводы;
  • составление простых и развернутых рассказов по серии картинок или без опоры на картинки;
  • близкий к тексту пересказ, в том числе по частям, по ролям;
  • обсуждение нравственных сторон поступков людей;
  • участие в коллективных беседах, использование норм вежливого общения;
  • ориентация в окружающем пространстве;
  • умение рисовать и писать в тетради в клеточку;
  • знание чисел от 1 до 10, обратный счет от 10 до 1, понимание понятий «больше», «меньше», «равно», решение простых арифметических задач, различение плоскостных геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, овала, треугольника);\знание своих фамилии, имени, отчества, возраста, домашнего адреса (с указанием страны и города), фамилий, имен, отчеств и профессий родителей;
  • знание времен года, месяцев, последовательности их смены, названий диких и домашних животных, различных видов транспорта, продуктов питания, предметов обихода и других окружающих вещей и явлений.

Отличается или подготовка к поступлению в гимназию от подготовки к

поступлению в обычную школу?

Помощь воспитателя к обучению в гимназии относится к дополнительным занятиям. Их можно проводить во второй половине дня во время самостоятельной деятельности детей. Занятия могут быть индивидуальными или в малых группах, их продолжительность не должна превышать 25–30 минут.

В работу по подготовке к гимназии включают обучение грамоте (например, по кубикам Н. Зайцева, букварю О. Жуковой), обучение пересказу и составлению текста по картинкам. Помимо этого, детям дают расширенные знания в области математики – учат решать не только простые, но и составные арифметические задачи в прямой и косвенной форме, решать примеры, неравенства, считать до 20 и до 100 десятками и единицами, объясняют состав числа в пределах 10. Занятия проводятся в игровой форме.

Где воспитателю научиться готовить детей к школе?

Подготовка к школе — неотъемлемая часть дошкольного образования, поэтому все воспитатели учатся организовывать и проводить ее, когда получают специальность в колледже, вузе или на курсах профессиональной переподготовки. Но если вам нужно углубить и актуализировать свои знания, чтобы более эффективно готовить детей к первому классу, предлагаем поступить на дистанционную* программу «Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО с присвоением квалификации «Педагог предшкольной подготовки». Она рассчитана на 340 часов – 3 месяца. В конце обучения вы получите диплом о профпереподготовке, который подтвердит вашу компетентность работодателю, родителям воспитанников.

 На курсе вы узнаете обо всех аспектах подготовки детей к школе. В том числе будут подробно рассмотрены вопросы:

  • Какие цели и задачи предшкольной подготовки ставятся перед воспитателями ДОО? Как в ней должна участвовать семья ребенка?
  • Как определить, готов ли ребенок к школе?
  • В каких направлениях должна вестись предшкольная подготовка?
  • Как готовить к поступлению в первый класс детей с ОВЗ?

Также программа подробно рассматривает каждое из направлений предшкольной подготовки: социализацию детей, адаптацию к школе, формирование математических представлений, развитие речи и мелкой моторики, знакомство с окружающим миром и т. д. Каждый блок подкрепляется практическими заданиями. В ходе их выполнения вы составите планы работы, подберете дидактические материалы, разработаете упражнения для подготовки детей к школе. Таким образом, по окончании обучения у вас помимо теоретических знаний, будет собственная копилка материалов для работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помогите детям увидеть мир многоцветным! (Консультация для воспитателей)

Хочу предложить уважаемым коллегам некоторые рекомендации для реализации задачи по организации «живой» среды для ребенка, где необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому, а это представляе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы «Мы помогаем маме готовить».

Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что ...

Консультация для родителей «Помогаем ребёнку готовиться к школе»

Консультация для родителей «Помогаем ребёнку готовиться к школе»...

Конспект занятия по познавательному развитию № 14 в средней группе Тема: «Что для чего? (Мы помогаем маме готовить)»

Конспект занятия по познанию в средней группе «Что для чего? (Мы помогаем маме готовить)»...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Что для чего? (Мы помогаем маме готовить)»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Что для чего? (Мы помогаем маме готовить)» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтегр...