ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
материал

Хрипач Мария Геннадьевна

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Труды родителей или других близких людей в развитии речи ребенка играют важную роль. В настоящее время разработано множество методических пособий, помогающих родителям развивать речь ребенка, но если ребенок плохо говорит или вообще не говорит, то в этом случае необходимо обратится за помощью к специалисту.

Для профилактики речевых нарушений у детей, родителям рекомендуется:

  • отчетливо произносить взрослым неправильно сказанные ребенком слова, в ненавязчивой форме.
  • приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • систематически создавать такие ситуации, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда);
  • исключить случаи «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца речи взрослого;
  • исключить случаи сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
  • заниматься ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развивать тонкую ручную моторику, играющую чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Рекомендации других специалистов

  • Предупреждение ушибов головы, что может привести к потере речи.
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
  • Охрана артикуляционных органов: предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата.
  • Предупредить преждевременную потерю зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
  • Своевременно подрезать уздечку языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка).
  • Охранять нервную систему ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профилактика речевых нарушений15.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Труды родителей или других близких людей в развитии речи ребенка играют важную роль. В настоящее время разработано множество методических пособий, помогающих родителям развивать речь ребенка, но если ребенок плохо говорит или вообще не говорит, то в этом случае необходимо обратится за помощью к специалисту.

Для профилактики речевых нарушений у детей, родителям рекомендуется:

  • отчетливо произносить взрослым неправильно сказанные ребенком слова, в ненавязчивой форме.
  • приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • систематически создавать такие ситуации, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда);
  • исключить случаи «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца речи взрослого;
  • исключить случаи сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
  • заниматься ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развивать тонкую ручную моторику, играющую чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Рекомендации других специалистов

  • Предупреждение ушибов головы, что может привести к потере речи.
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
  • Охрана артикуляционных органов: предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата.
  • Предупредить преждевременную потерю зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
  • Своевременно подрезать уздечку языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка).
  • Охранять нервную систему ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....