Мастер - класс для педагогов ДОО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
методическая разработка
Мастер - класс был проведён с педагогами дошкольной образовательной организации с целью распространения педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов:
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Цели:
- Обозначить роль здоровьесберегающих технологий в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- Продемонстрировать возможности использования здоровьесберегающих технологий на физкультурном занятии.
- Освоить на практике упражнения физкультурно-оздоровительной направленности.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Встречу я хочу начать словами древнего мыслителя Цицерона: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий - счастливее больного короля».
Но прежде, чем мы начнем мастер - класс, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар.
Я сейчас раздам листы бумаги. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Воспитатели зачитывают свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например: на 1 месте - здоровье, на 2месте - семья и т.д.)
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете?» все дружно говорят: «Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
- Здоровье физическое.
- Здоровье психическое.
- Здоровье социальное.
- Здоровье нравственное.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика,
- динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация,
- гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- гимнастика дыхательная,
- гимнастика бодрящая,
- гимнастика корригирующая,
- гимнастика ортопедическая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие,
- проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия),
- коммуникативные игры,
- занятия из серии «Здоровье»,
- точечный самомассаж,
- самомассаж
- Коррекционные технологии:
- психогимнастика,
- арттерапия,
- артикуляционная гимнастика,
- технологии музыкального воздействия,
- сказкотерапия,
- технологии воздействия цветом,
- технологии коррекции поведения.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них - физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми мною используются следующие формы и методы:
- Подвижные и спортивные игры - используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
- Корригирующие упражнения - используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;
- Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;
- Стретчинг - включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.
- Ритмопластика - включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
- Пальчиковая гимнастика - применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;
- Дыхательная гимнастика - может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
- Релаксация - необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
- Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
- Самомассаж - проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;
- Активный отдых - проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.
- Работа с родителями - проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.
- Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды - создание нестандартного оборудования, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительного кружка «Ритмика».
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги. Я попрошу вас выйти сюда и отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной группы.
Дорогие ребята, Сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное морское путешествие. Быть здоровыми, крепкими, красивыми, уверенными в пути, нам помогут музыка, разные упражнения. Итак, в путь!
Упражнение «Выливание из кувшинчика» (вводная медитация). Сядьте на пол, ноги крест на крест, закройте глаза. Представьте, что ваша голова - это «кувшин», в котором находится грязная вода (боль, обида, злоба). Вы должны вылить её и наполнить кувшин чистой водой (радостью и весельем). Для этого медленно опускаем голову вниз, как будто выливаем воду, затем также медленно поднимаем обратно. Теперь вы должны расслабиться, подумать о чём-нибудь хорошем, например, о воде, как вы сидите на берегу моря, светит солнце, вода ласкает ваши ноги, у вас прекрасное настроение. Возвращаемся обратно, медленно открываем глаза, сидим 1 минуту, затем медленно встаём и расходимся по залу.
Накатилась волна, и, словно по волшебству, мы оказались на морском дне. Все разбежались врассыпную по залу. Выполним интересные гимнастические упражнения. Упражнения выполнять медленно, дышите ровно и спокойно, постарайтесь сохранить позу в течение нескольких секунд.
Гимнастические упражнения с элементами психогимнастики и стретчинга.
1. «Водоросли».
Водоросли тянутся через толщу воды к солнышку, но появился ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз - поднять руки вверх, на два - наклон влево, на три - выпрямиться, на четыре - и.п. То же самое повторить в правую сторону. Подняли руки вверх, наклон влево, задержались на несколько секунд.
2. «Плавающие лягушат».
Представьте себя лягушатами, плавающими в чистой, прозрачной воде.
И.п. ноги на ширине плеч, пальцы в разные стороны. Руки согнуты в локтях перед грудью. На раз - сели на уровне попы, два выпрямить руки в стороны выпрямить ноги, на три -руки пере собой, на четыре - и.п. Сели на уровне попы, задержались на несколько секунд.
3. «Волна».
Волна то поднимается, то опускается.
И.п. стоя на коленях, руки на поясе. На раз - два - присесть на левое бедро, руки вверх и вправо, на три-четыре - и.п. На раз - два - присесть на правое бедро, руки вверх и влево, на три-четыре - и.п. Сели на пол, руки в противоположную сторону, задержались.
4. «Морской конёк».
Необычно плавает морской конёк: покачиваясь в воде на одном месте, то сделает рывок вперёд, то замрёт.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз - полуприсед с упором на левую ногу, на два-три - пружинистые покачивания вперёд, на четыре - и.п. То же самое только с упором на правую ногу. Полуприсед на ногу, задержались.
5. «Морская звезда».
И.п. сидя на полу, раз ноги раздвинуть в стороны, два руки сзади, три голову откинуть назад, четыре ноги соединить. Ноги раздвинули, голова назад, потянулись.
6. «Ползёт улитка».
Гибкая, пластичная, но немного медлительная.
И.п. сидя на пятках, голову наклонить к коленям, руки вытянуть вперёд. На раз-два - скользящими движениями лечь на живот, принять упор на локти, голову и плечи поднять, на три-четыре - таким же скользящим движением вернуться в и.п. Задержаться в положении: голова назад, ноги вытянуты.
7. «Кит плывёт».
Большой красивый кит плывёт в воде.
И.п. лежа на спине, руки за головой. На раз - повернуться на левый бок, на два - и.п., на три - повернуться на правый бок, на четыре - и.п. Задержаться на боку.
8. «Дельфины».
И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. На раз-два-три - прыжки на месте на двух ногах, руки свободны, на четыре - прыжок с поворотом на 90 градусов. Стоя, ногу согнуть на колено, задержаться.
Выполним упражнение на восстановление дыхания:
И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Набрать как можно больше воздуха, надуть щёки - вдох; плавно наклониться вперёд вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхая воздух небольшими порциями - выдох.
Поднялись волны и выкатили всех на песчаный берег. Перестраиваемся в колонну.
Как приятно ходить по влажному, тёплому песку.
- Ходьба перекатом с пятки на носок.
- С носка на пятку.
- Оставим запутанные следы, крестный шаг.
- Зароем ноги в песке, Семенящий шаг.
- Набрать в руки воды и вылить ее на себя с криком ура.
Давайте поиграем на берегу солнечного моря и мягкого песка. Здесь собрались только друзья, давайте будем всегда дружить, и не будем ссориться.
Малоподвижная игра «Друзья».
Распределяемся по парам. Игра сопровождается текстом: «Я - девочка, ты - девочка» или «я - мальчик, ты - мальчик»; «у меня - нос, у тебя - нос» (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнёра); «у меня - гладкие, у тебя - гладкие» (указывают на щёки), «у меня сладкие, у тебя – сладкие» (указываются губы); «я твой друг и ты - мой друг». «Мы любим друг друга!». Все обнимаются. Затем пары меняются.
Вы устали? Теперь отдохнём и понежимся на песке.
Релаксация «Сон на берегу моря».
Ложимся на коврики.
Закройте глаза. Всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Пауза. «Раз, два, три!», все проснулись и встали.
Улыбнёмся друг другу, поблагодарим друг друга. Большое всем спасибо!
Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.
Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да, вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!” Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.
Педагогам раздаются буклеты и информационный материал на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Благодарю за внимание. Я желаю вам дальнейших профессиональных успехов и достижений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии"
В материале отражено практическое применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии"
В материале отражено практическое применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе...
Мастер - класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
На базе дошкольного учреждения было проведено районное методическое объединение, где я провела мастер-класс , с целью распостранения педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий,...
Мастер-класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Цель: Демонстрация методов и приёмов формирования здорового образа жизни посредством организации интегрированных форм музыкальной деятельности....