Мастер-класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
консультация по теме

Узюмова Ирина Владимировна

Цель: Демонстрация методов и приёмов формирования здорового образа жизни посредством организации интегрированных форм музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для педагогов28.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. 

Представление системы музыкально - оздоровительной работы и используемых технологий.

Материал и оборудование: синтезатор,  детские шумовые инструменты; мультимедийное оборудование.

Большое панно с изображением дерева с корнями без листвы. 

Таблички с надписями: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

Пчелки с отверстиями для пальцев; желтые листья, красные плоды в виде четвертных нот для каждого участника, сделанные из картона (с изнаночной стороны проклеены двусторонним скотчем).

                                               Ход мероприятия:

(Слайд 1)

   Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер- класс на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

 (Слайд 2) Ведь оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. А так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то  и я, как музыкальный руководитель, решила использовать ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения. 

И в этой связи мне представляется уникальная возможность применять здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях. Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.

Данные занятия включают в себя:

  • речь с движениями;
  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;
  • пальчиковую гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • ритмопластику;
  • психогимнастику и релаксацию.

(Слайд 3) Уважаемые участники, сегодня мы с вами создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции трех областей «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

 Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой.

 (Табличка с надписью «Физическое развитие» крепится на корни дерева).

(Слайд 4) Как вы считаете, достаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком?(Ответы участников.)

(Слайд 5) У человека много потребностей. Какие вы можете назвать.

 (Ответы участников.)

(Слайд 6) Несомненно, все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в общении. И если здоровье – это корни дерева, то общение можно представить в виде ствола, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. В содержании программы этот аспект отражен в области: «Социально – коммуникативное развитие».

 (На ствол крепится табличка с надписью «Социально – коммуникативное развитие».)

Что является средством общения людей? (Язык, речь)

Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.

Предлагаю вам музыкальное приветствие: 

Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение, подготовит голос к пению.

Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.

Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».

Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем. Разводят руки в стороны.

И здоровье сбережем. 

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель. 

(Слайд 7)  Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение«Звукоподражатель». Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж… Разделимся на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса, другая, надев пчелок на палец, изобразит жужжание этих насекомых.

Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш. …Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)

А теперь похвалим себя.

(Слайд 8) Упражнение «Обними плечи»

(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю.

Носиком вдыхаю.

(Выполнение упражнения.)

Музыкальный руководитель. (Слайд 9) Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение «Улыбочка-трубочка»: губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой.(Выполнение упражнения.)

Музыкальный руководитель. Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки,  физического развития и  социально – коммуникативного  развития.

(Слайд 10) Следующая область, раскрываемая содержанием программы – познавательное и речевое развитие.

Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.

(Слайд 11)

Круговой массаж «Филармония веселых ноток» Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)

Я мечтаю стать артистом  - Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом.     часовой и против часовой стрелке

Чтобы музыку играть,       - Имитация игры на фортепиано

Буду ноты изучать.

Нарисую нотный стан,      - Проводят линии по спине

Непохожий на орган.

На спине танцует луч -        Рисуют скрипичный ключ на спине

Это мой скрипичный ключ.

С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот! Чтобы их запоминать,         - Мнут верхний плечевой пояс

надо спинку нам помять.

Села утка на гнездо.           -  Пощипывание спины

Это будет нота ДО.

Спит собачка во дворе.        - Поглаживание спины

Это будет нота РЕ.

Кошку с дерева сними.         - Массаж головы

Это будет нота МИ.

По спине бежит дрофа.        -  Перебирание пальцами по спине

Это будет нота ФА.

А в шкафу летает моль.       -  Похлопывание по спине

Это будет нота СОЛЬ.

В небе вижу журавля.          -  Разводы двумя руками снизу вверх по спине

Это будет нота ЛЯ.

В море блещут караси.         - Волнообразные движения руками по спине

Это будет нота СИ.

Мама, мама как я рад!          -  Хлопки вверху над головой

Знаю полный звукоряд

Я отвечу, ты спроси:            - Повороты туловища из стороны в сторону

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.  - По очереди называют ноты

Музыкальный руководитель. Программа нашего детского сада учитывает лексические темы, разработанные совместно с учителем-логопедом. 

(Слайд 12)

Так, например, при изучении темы «Осень» использую речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»

Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию.

Тихо бродит по дорожке    - Тихо бьют ладошками по барабану

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит,  - Маракасы

Где дождинкой зазвенит.   - Колокольчик

Раздается громкий стук:   - Деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –       - Ксилофон

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел,   - «Шуршалки»

По деревьям пошумел,

Громче завывает,   -  Тремоло бубна

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон!  - Колокольчики

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет –      Все инструменты

Осень яркая идет!

(Хвалю выступление.)

Музыкальный руководитель.

(Слайд 13)

Осень вам посылает эти яркие листочки, которые будут символизировать на нашем дереве познавательное и речевое развитие.

(Участникам раздаются желтые листья, они крепят их на дерево, а музыкальный руководитель крепит лист с надписью «Познавательное и речевое развитие».)

Музыкальный руководитель. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

Благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей является художественно-эстетическая деятельность.

Предлагаю вам выразить себя в творческом музицировании.

(Слайд 14) Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна. А правит в этой стране Король-барабан.

А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (Подвести коллег к ответу, что на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.) Да, барабан звучит резко потому, что прием извлечения звука на нем – удар.

Посмотрите, какие бывают барабаны. (Показ электронного барабана, способов игры на нем.)

     А знаете ли вы, что барабан прекрасно звучит в сочетании с другими инструментами и его используют в оркестрах?

Сейчас предлагаю творческое задание:

Каждый из вас возьмет шумовой инструмент, и мы соединим все инструменты в оркестр.(Раздаю шумовые инструменты, объясняю способы игры на них.) (Слайд 15)

Шумовой оркестр

Музыкальный руководитель. Давайте похлопаем себе! Замечательный оркестр у нас получился! Какие вы молодцы!

От вашей игры созрели такие необычные музыкальные плоды! Эти плоды символизируют наше творчество, как результат художественно-эстетического развития. (Участники крепят на дерево плоды, а музыкальный руководитель плод с надписью «Художественно-эстетическое развитие») Музыкальный руководитель. Таким образом, мы с вами создали образ, символизирующий единство музыки и здоровья  при помощи интеграции трех областей:

Социально – коммуникативное развитие (показ на ствол);

Познавательно и речевое развитие (показ на листья);

Художественно-эстетическое развитие (показ на плоды). 

А теперь мы проведем пресс-конференцию. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашей встречи, передавая микрофон друг другу.

Участники передают игрушечный микрофон друг другу, делясь впечатлениями.

Музыкальный руководитель. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые  приемы по развитию способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий. На память о нашей встрече примите, пожалуйста, карты-схемы использования лечебных свойств музыкотерапии, принимайте музыку по часам. (Участникам раздаются карты-схемы по музыкотерапии «Принимайте музыку по часам».)

Пусть вас всегда сопровождает добро и  радость общения.

Дарите музыку друг другу.

Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас!

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»

laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...

Мастер- класс " Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях...

Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....

Мастер - класс на тему: " Использование игровых технологий на музыкальных занятиях и праздниках в ДОУ "

Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях и праздниках.Задачи:- познакомить с различны...

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....