Мастер –класс «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
материал
Мастер –класс для педагогов «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер –класс «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Подготовила : ст.воспитатель Бурцева Н.Ю.
«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится
Чингиз Айтматов
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас, ваши добрые лица и лучистые глаза. Я благодарим Вас за то, что вы пришли на мой мастер-класс, хочется верить, что вы не пожалеете. Для начала давайте мы улыбнемся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!
Тема нашего мастер – класса «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов по использованию детского волонтерства как средства развития нравственного развития дошкольников.
Задачи:
- расширить представления участников мастер-класса о возможности применения детского волонтерства как средства нравственного воспитания в условиях ДОУ;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию детского волонтерства в педагогической деятельности.
Этапы мастер-класса:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Рефлексия (заключительная часть)
Теоретическая часть
Актуальность:
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной. Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности; милосердия; самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами людей; личностный позитивизм.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Волонтерская деятельность это :
посадка цветов, кустов и деревьев;
помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, и другие;
благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; помощь животным;
просветительские беседы;
благотворительные концерты и театральные выступления;
экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
пропаганда здорового образа жизни; и др.
Предпосылкой возникновения волонтерского движения в нашем саду стала тема моего самообразования «Новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в инновационной деятельности педагогов ДОУ»( Технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Дети –волонтеры»), мы приступили к реализации «Быть добрым просто». В ходе одного из мероприятий проекта у детей возникло желание поделиться с другими воспитанниками своими знаниями и творческими поделками, которые они самостоятельно изготовили, так появилась идея развития волонтерского движения. Технология волонтерства «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Задачи:
- учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
-воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
- способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка;
- развивать навыки общения детей;
- вовлечь родителей в образовательную процесс по нравственному воспитанию детей.
Цель технологии «Дети – волонтёры» : воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Цель внедрения технологии «Дети - волонтеры» в ДОУ: организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
I. этап Социально-психологическая подготовка.
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.
Беседы: «Какой я?», «Что такое добро, доброта?», «Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?». «Где живёт доброта?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Просмотр мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Бюро находок» и т.д. .
Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», Осеева «Волшебная иголочка». С. Михалков «Птичья столовая». В. Бианки «Синичкин календарь», «Дружба» (Пакистанские народные сказки», «Сказка о добре», русские народные сказки, разучивание считалок и мирилок.
Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова», «Пирамида пожеланий», «Шляпа доброго волшебника» и др.
II. этап Путешествие в мир добрых дел и поступков
На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела. Все дети любят играть, поэтому дети часто помогают детям младшего дошкольного возраста, с целью социализации и установления добрых взаимоотношений, проявления заботы о младших, играют с ними в различные игры.
Мы ведем работу по активному включению родителей в жизнь МБДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать педагогический потенциал взаимодействия с семьей. В рамках взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) были проведены следующие мероприятия:
Творческое домашнее задание для родителей и детей «Платочек для ковра дружбы»;
Оформили «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте;
III. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
С детьми нашей группы мы проводили акции, такие как: «Покормите птиц зимой», проведение совместной акции взрослых и детей «Ковер дружбы».
Запланирована акция, посвященная празднованию Дня Победы, под названием «Георгиевская ленточка».
Наша работа в данном направлении продолжается, но уже можно выделить следующие результаты: у детей сформировалось стремление совершать добрые дела и поступки, научились давать оценку поступков как своих, так и других детей. Улучшились партнерские отношения с родителями в области формирования нравственных качеств детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
Все знают сказку «Королевство кривых зеркал»? Что там происходило с именами? Правильно. А вы когда–нибудь пробовали говорить свое имя наоборот? Я предлагаю вам пару секунд потренироваться и каждый по очереди будет его называть. А все остальные должны будут все вместе произнести имя, только уже правильно, на счет «три-четыре». (Дать другие имена : Анна, Света, Люда, Ирина, Катя, Таня, Маша, Оля, Варвара, Роза и др.)
Прекрасно! Вот мы и познакомились.
А сейчас, уважаемые коллеги,присаживайтесь за столы перед вами лежат листы бумаги и ручки, напишите пожалуйста, слова, понятия, которые ассоциируются у вас со словом волонтер?
Как вы думаете, легко или трудно быть волонтером? (ответы).
Вас много и каждый считает по-своему, поэтому предлагаю
поработать по командам. Первая команда подумает и напишет, почему же быть волонтером легко, а вторая-трудно.
Делятся на две группы, ответы на вопросы записывают на листочках ( разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дереве:
- Почему легко быть волонтером?
- Почему трудно быть волонтером?
- Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше? Как вы думаете, почему?
Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что кому-то
легко осуществлять волонтерскую деятельность, а кому-то сложно.
Но еще одна существенная вещь, о которой не стоит забывать, что
при любой деятельности, даже если она у вас получается на все 100%,
нужно быть готовыми к внезапно возникшим трудностям или же
постоянно развиваться, чтобы эти самые трудности преодолевать.
Упражнение с «Чашкой добра».
- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Педагог показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)
- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.
- Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.
- Отливайте! Не жалейте!
- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.
- О! Она по-прежнему полна до краев.
- Что же случилось, почему так произошло? …
А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!
- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.
III. Рефлексия
Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошел к концу. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр.
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие.
Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, в центре листа я обозначила своё внутреннее состояние на данный момент (цветок, солнце, туча…), дорисуйте, пожалуйста, к моему настроению своё (ваше впечатление, настроение, что удачно, что узнали, что понравилось, чтобы взяли с собой…)
В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела —
Вернейшая дорога в долголетие!( Э.Асадов)
Пробуйте. И у вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Развитие нравственных качества личности ребенка с помощью игры....
Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Отчет: "Русское народное творчество, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста"
Отчет по реализации социально- значимого педагогического проекта...