Презентация опыта работы на ГМО Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка

Шишигина Ирина Николаевна

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при всем многообразии существующих исследований проблема остается одной из самых актуальных на современном этапе развития общества, особенно это касается нашей российской молодежи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Шишигина Ирина Николаевна

Воспитатель  МБДОУ №27, г.Канск

«В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»

А. С. Макаренко

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при всем многообразии существующих исследований проблема остается одной из самых актуальных на современном этапе развития общества, особенно это касается нашей российской молодежи.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и потому не наследуется, а формируется.

Исходя из определений толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова следует, что патриот – это человек, который любит и гордится своей Родиной, прославляет её и готов защищать во что бы то ни стало.

В своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями я неоднократно выявляла проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине и стране в целом, государственной символике; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, для меня, как педагога, не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей, родителей и детей в работе нравственно-патриотического воспитания.  Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания.

К привлечению родителей в образовательный процесс в своей деятельности применяю следующие формы работы:

- публикация консультаций, оформление папок-передвижек;

- почтовый ящик «Почта доверия» для обращений родителей;

- оформление памяток, буклетов, листовок;

- привлечение к совместным мероприятиям, конкурсам, выставкам, праздникам, созданию выставок семейных газет и плакатов;

- привлечение к разучиванию патриотических стихов, песен, созданию поделок к тематическим конкурсам;

В организации моей работы с родителями наиболее результативными, интересными, востребованными стали следующие формы работы:

Организация маршрутов выходного дня «Семейный поход» с целью привлечения внимания родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми. Мы посещаем места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Это мемориал "Землянка", Краеведческий музей (бывший кинотеатр "Кайтым"), Триумфальная арка "Царские ворота",  памятник Коростелеву, Свято-Троицкий кафедральный собор, памятник Ермаку. При этом дети не только получают знания о родном крае, городе, но и активно участвуют в добывании этих знаний вместе с родителями.

Совместные праздники, развлечения, досуги. В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания, бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования  нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, читают наизусть военные стихи.

Также ежегодно проводим спортивное развлечение совместно с родителями, посвящённое Дню Победы «Разведчики на задании».  

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица», «Пасха». Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.

Родители, преодолев смущение, стали помощниками для своих детей и для нас педагогов, тем самым, в непринуждённой обстановке повысили свою компетентность в патриотическом воспитании и доставили своим детям минуты радости и удовольствия.

В процессе работы над праздником, дети и родители много узнают о русских обычаях, традициях.

Ко всем праздникам дети изготавливают поделки совместно с родителями.

Наибольший  воспитательный  эффект оказывают игры  патриотической направленности с привлечением родителей. Осенью 2023г. проходила игра "На зарничку всей семьей", в ней приняли участие воспитанники и родители моей группы, и ребята из 18 детского сада. Мы сделали этот праздник незабываемым, радостным событием в жизни детей. Педагоги, дети и родители приняли активное участие в его подготовке и проведении.

Мероприятие провели на улице, начали с торжественного построения, чтения стихов, приветствия команд «Танкистов», «Моряков». Юным участникам "Зарницы"  предстояло показать свою силу, ловкость и сноровку, найти секретный пакет и доставить его в штаб. Праздник закончился чаепитием на природе.

 Родители, совместно с детьми проводили русские народные игры "Поясок", "Горелки с платочком", "Круговые жмурки" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Квест - это игровая форма, с помощью которой дети и родители полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. С воспитанниками и родителями проходила квест-игра "Путешествие по городу Канску".

«Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается в том, что родители приходят в группу делятся с детьми своими увлечениями, рассказывают о своей профессии, о семейных традициях, проводят экскурсии с детьми, мастер - классы и др., в зависимости от своих возможностей и интересов.

 Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей»

«Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепеннойважности, и нет необходимости этодоказывать. Но как воспитать этулюбовь? Она начинается с...

« Формы и методы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 2021г.

Формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников....

Презентация "Форма работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Период дошкольного детства по своим психологическим...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Основные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном г...

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...