Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".
методическая разработка

Козлова Светлана Анатольевна

В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры (история, классификация, методика проведения).

Культурное наследие русского народа - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Зачем его нужно прививать? В современном мире, во время развития информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Люди недостаточно проявляют интерес к истории своей страны, большинство людей поверхностно знакомо с культурой нашего народа. Как жили русские люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Как одевались? Какие игры были у детей?  Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Приобщая детей к культуре, мы сохраняем накопленный поколениями богатейший опыт, традиции и ценности, формируем черты русского характера.

Как сказано в ФОП «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает».

Как прививать? Для приобщения детей к культуре русского народа можно использовать разнообразные формы и методы: беседы, рассказы, посещение выставок и музеев. Мы рассмотрим приобщение детей через народные игры т.к. в дошкольном детстве игра – ведущий вид деятельности.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. В старину на Руси самым популярным игрищем были хороводы. Для чего были нужны хороводы? Познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом (присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). Девушки показывали свою стать, скромность, свои умения. И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

Часто игры начинались с предыгрoвых зазывалок, как метода сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки. Зазывалки призывали потенциальных участников к игре. Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.

Зазывалка:

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

Чёткой классификации народных игр нет.

На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

  • подвижные - игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки»)
  • обрядовые (календарные) - игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся игры: «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко».
  • природные - русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька».
  • трудовые (бытовые) - знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Каравай», «Клубочек», «Баба сеяла горох»)
  • драматические (с элементами театрализованных действий) -  игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу»)
  • игрызабавы –это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. («Сорока-белобока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам»).

Классификация игр по Кудрявцеву В.  (по интенсивности используемых в игре движений):

  • игры малой подвижности. «Краски», «Море волнуется», «Солнце и месяц».
  • игры средней подвижности. «Платок», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка».
  • игры высокой подвижности. «Салки», «Колдун».

Классификация игр по Кудрявцеву В. (по способу организации игры):

  • игры с водящим / без водящего
  • с предметами / без предметов
  • сюжетные / бессюжетные.

По способу движений игры можно разделить на:

  • хороводные или круговые - это основная группа - завитушки, змейка («Заинька», «Каравай», «Улитка»)
  •  некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень»)

В любой русской народной игре есть обязательно водящий. Для выбора водящего используют считалки. Концовки считалок разнообразны: «выйди вон», «это, верно, будешь ты», «все равно тебе водить».

Методика проведения народных игр:

Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад - возможно использование сюрпризных моментов, считалок.

3. Познакомить детей с игрой – показать иллюстрации, рассказать об истории возникновения игры, рассказать об атрибутах игры. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры.

4. Сама игра - необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

5.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

Народные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке.

Принципы отбора народных игр:

  • уровень подготовленности детей
  • учет времени года, связь с праздниками
  • разнообразие игр по двигательному содержанию
  • учет возрастных особенностей
  • вариативность

Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки».

В младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока»), драматические («Заинька», «Дрёма»).

И уже в средней группе мы можем использовать все виды народных игр.

Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения народных игр для каждой возрастной группы.

Игры для детей младшего возраста

Для младшей группы важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки, игры-забавы. «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Петушок, петушок». Мы учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Пузырь», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Кот и мыши». 

Игры для детей среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…». Расширяем активный словарь детей, используя считалки, развиваем лидерские качества.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

Игры для детей старшего возраста

 У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении народных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Путаница», «Чепуха»).

В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание. Это такие игры как, «Краски», «Золотые ворота», «Бояре».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Русские народные игры"

Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадца­того столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские ...

Консультация для педагогов "Русские народные игры"

Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадца­того столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские ...

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период"

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период...

Консультация для педагогов " Русские народные игры"

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...

Консультация для педагогов «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...