Консультация для педагогов "Русские народные игры для детей 6-7 лет" (17.12.2020)
методическая разработка (подготовительная группа)

Русские народные игры для дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_igry_dlya_narodnyh_prazdnikov_i_traditsiy.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для народных праздников и традиций (для детей 6-7 лет).

Музыкальный руководитель Гусева М.А.

«Творческий оркестр».

Все участники стоят по кругу. В центре круга -  стол с музыкальными инструментами. Участникам предлагается выбрать инструмент (ложки, бубны, тамбурины, трещотки, круговые трещотки, рубель, маракасы, пандейры, треугольник, колокольчики).

Цель: развитие творчества в игре на русских музыкальных инструментах.

Ход игры:

Участники стоят в кругу. Им предлагается творческое задание: под русскую народную мелодию подобрать  аккомпанимент на музыкальных инструментах (украсит мелодию звучанием инструментов), но нужно подумать, подходит ли  музыкальный инструмент к звучащей мелодии.

На окончание музыки положить инструмент на пол и сказать, выполняя хлопки: «Раз-два-три!». А со словами: «К другому инструменту перейди!» - двигаться по кругу, остановиться и взять новый инструмент. Продолжать  музицировать под следующую звучащую мелодию.

Русская народная игра «Наш платочек голубой»

(на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот).

Дети стоят в кругу, передают по кругу платок и поют:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.

Покружись, попляши и платочек покажи!

(У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет)

Игра «Платок».

Дети закрывают глаза – «спят».

Ребёнок с платком идёт за кругом и поёт:

Прячу, прячу я платок под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит, тот за мною побежит.

Тот, у кого за спиной оказывается платок, бежит за водящим, пытаясь коснуться убегающего платком. Если водящий успел встать  на свободное место, то-ребёнок с платком становится водящим.

Хороводная девичья  игра «Перстень.

Календарно – обрядовая святочная песня Вологодского края

Уж я золото хороню, хороню.

Девочки стоят в хороводе. Водящая девочка прячет перстень в ладонях подружек и поёт:

Уж я золото хороню, хороню. Чисто серебро хороню, хороню.
Я у батюшки в терему, в терему. Я у матушки в терему в терему.

Все девочки  ведут хоровод , а водящая идёт в кругу, все поют:.
Гадай, гадай, девица, гадай, гадай, красна.
Через поле идучи, русу косу плетучи.

Все поворачиваются лицом из круга и передают кольцо по кругу, продолжая петь:

Пал, пал перстень в калину, малину, в чёрную смородину (а водящая в это время ищет кольцо).

Все поворачиваются лицом в круг, а  водящая поёт
Ах вы, кумушки, вы, голубушки, вы скажите, не утайте, мое золото отдайте.

Девочка,  у которой кольцо кричит: «Вот он!» и убегает, а водящая её догоняет.

Игра «Вышел Ваня погулять».


(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать 
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и др.(все хлопают . дети пляшут).

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.

Игра «Чудесный ковер».

Для этой игры  потребуется моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета или «радужные». Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией. Все участники стоят в кругу.

Дорогие ребята! Все красивые ковры сотканы вручную. От них веет особым теплом и очарованием. В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. К процессу тканья ковра не допускали злых и сварливых мастериц.

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Так мы сможем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток  другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому,  нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек.

Включается музыка и игра начинается…

Какой красивый ковер у нас получился! Попробуйте, пошевелите пальцами! Какой крепкий ковёр!

Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

– Теперь, когда ковер лежит на полу, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

А теперь,  давайте скатаем его в клубок (игра продолжается в обратном порядке).  Пусть этот ковер, свернутый в клубок, останется с нами и все добрые пожелания осуществятся.

 

Поехал наш батюшка на базар.

1.Поехал наш батюшка на базар,

Хотел на базаре купить самовар.

 К самовару чайничек, к чайничку чайку,

А к чайку и сахарку.

2. Приехал наш батюшка на базар,

Выбирал огромный самовар.

К самовару чайничек, к чайничку чайку,

А к чайку и сахарку.

3.Поехал наш батюшка с базара домой,

Выехал наш батюшка на берег крутой.

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

4.Удержать коня он не сумел

И с обрыва прямо в реку полетел

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

5.Сам уж-то наш батюшка вынырнул,

А наш самоварчик- то утонул.

С самоваром чайничек, с чайничком чаек,

А с чайком и сахарок.

6.Думали-то детушки –

Надоело ждать.

Батюшки с базара не видать

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

7. Петухи пропели на заре –

Появился батюшка на дворе.

 Нету самовара, чайничка с чайком – Утонули вместе с сахарком.

Хороводная игра «Зимушка-зима».

1.Наша Зимушка-зима прямо с севера пришла,

Вьюгами завьюжена, ветрами закружена!

Мы замёрзнуть не хотим, мы на месте не стоим,

Ручками захлопали, ножками затопали.

2. А теперь по приседали, сели-встали, сели-встали!

А потом прыжки на месте – вместе, вместе, вместе, вместе!

Улыбнёмся веселее и начнём ещё быстрее!

Улыбнёмся веселее и начнём ещё быстрее!

Игра «Кольцо».

на мелодию русской народной песни

«Помню, я ещё молодушкой была».

Выйду, выйду я на новое крыльцо. (девочка идёт в круг и поёт)              

Спрячу, спрячу золочёное кольцо.        (кладёт кольцо на пол)

Созову гостей за стол попировать,  (дети поднимают кольцо и

Во  весёлом хороводе поиграть.                 передают его по кругу)

 Но куда- же подевалось то кольцо?  (девица ходит, ищет кольцо)

Обошла я уж три раза всё крыльцо.               дети ведут хоровод.

Ребёнок: вот оно! Убегает, а девица – догоняет.

Ребёнок:  Начинаем петь частушки, просим не смеяться:

Тут народу очень много -  можем растеряться!

Частушки «Масленичные» (с музыкальными инструментами).

1.Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

2.Напеки, мама блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена  неделя-

Можно съесть и лишнее.

3.Приходите,заходите

На румяные блины.        

Нынче Масляна неделя-

Будьте счастливы, как мы.

4.В Масленицу я готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою.

Похудеть попробую.

5.Ешьте, пейте, угощайтесь!

И  побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

6.Если хочешь быть здоровым,

Скушай блинчик с молоком,

Если хочешь быть весёлым-

То с солёным огурцом!

7.Блин с вареньем, блин с икрою,

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришёл,

На душе так хорошо!

8.На санях с высоких гор

Девочки катаются.

Мальчики – блинов наелись,

Животами  маются!

9.Я на Масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А Милёнку покатал!

10.Я всегда была тихоня

И любила помолчать-

Раззадорилась сегодня

 Каблучками постучать!

11.Расплясалась-расходилась.

Хороша, так хороша!

Эх, умеет веселиться

Наша русская душа!

12.Прилетали марсиане,

Остались  довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами  полные.

13.Мы с подружкою гуляли,

Сыром  гору налепляли,

 Всю блинами устилали,

 Сверху маслом поливали!

14.Как на масленой неделе.

Со стола блины летели.

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

15.Веселей играй гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, Весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

16.До свиданья ,Зимушка!

Зимушка колючая!

Через годик приходи

Не такая злючая!

17.В небе солнышко встаёт,

 В хоровод всех нас зовёт!

Веселиться, петь, плясать-

Весну красную встречать!

18.Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего!

Эх, Масленица!

Музыка Т. Шикаловой

Обработка Ю.Забутовой.

1.Мы Весну-красну встречаем, в гости солнышко зовём.

Славный праздник отмечаем и блины с утра печём!

Припев: Эх, Масленица, да ты красавица, все танцоры – молодцы!

(повторит 2 раза)

2.Будем с горки мы катиться, будем весело плясать!

Можно петь, шутить, смеяться, в санный поезд поиграть!

Припев:

3. Гости, пойте вместе с нами, выйдет солнышко скорей.

Да потопайте ногами. Будет праздник веселей!

Припев:

Блины.

1.Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои --- 2 раза.

2.Как мы тесто завели,  целу гору напекли.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои ---2 раза.

3.Масленицу мы встречаем, всех блинами угощаем.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои – 2 раза.

4.Как на масляной неделе из трубы блины летели.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои ---2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания (консультация для воспитателей)

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Консультации для родителей. Русские народные игры для детей.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

Консультация для родителей: "Развивающие игры для детей 3 - 4 лет" 22.04.2020#

Консультация для родителей ,  развивающие какие игры  с детьми  3- 4 лет...

Консультация для воспитателей "Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания"

Консультация для воспитателей "Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания"...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...