Консультация для педагогов "Русские народные игры"
консультация (старшая группа)
Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадцатого столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские условия не сравнить с деревенскими просторами, но стремление к игре все равно осталось. Просто вместе с нами изменился и сам по себе вид этой деятельности. И, если в маленькой квартирке ребенку негде проявить свою фантазию, он включает компьютер, находит самую «подвижную» игру в нем и хотя бы таким образом пытается реализовать накопленную энергию.
Необходимо обратить внимание на игры народные, традиционные, которые во многом и сделали нас такими, каковы мы есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igry.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
При всем желании вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Впрочем, почему только люди — разве животный мир не наполнен играми в еще большей степени? Достаточно лишь внимательно понаблюдать за кошкой, собакой, попугайчиками, за животными в зоопарке. Более того, именно они, самозабвенно отдающиеся игре, привлекают наше внимание больше, чем их вялые собратья. Ибо в данном случае игра — яркое проявление самой жизни, движения, бодрости.
Известный русский врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский, многие годы жизни отдавший не только лечению, но и физическому воспитанию детей, взглянул на игры с точки зрения психологии, физиологии, педагогики и гигиены. Результатом стала не только его настоятельная рекомендация всячески поощрять игровую деятельность, но такие научные работы, как «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», «Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной», «Детские игры, преимущественно русские» и т. д. -
Этой же темой занимались многие другие ученые в разных странах мира, и практически все пришли к одинаковым выводам — игры, связанные с бегом, прыганьем, разнообразными мячами, шарами, жгутами, палками и метательными орудиями не случайно возникли в самые древние времена и остались до наших дней — они способствуют верному формированию организма в детстве и поддерживают его в нужной форме на протяжении всей жизни. Более того — даже привычные игры тренируют не только мышцы, но и развивают фантазию, ведь речь идет не о слепом подражании, но и об эксперименте, о собственном творчестве каждого.
Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадцатого столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские условия не сравнить с деревенскими просторами, но стремление к игре все равно осталось. Просто вместе с нами изменился и сам по себе вид этой деятельности. И, если в маленькой квартирке ребенку негде проявить свою фантазию, он включает компьютер, находит самую «подвижную» игру в нем и хотя бы таким образом пытается реализовать накопленную энергию.
Необходимо обратить внимание на игры народные, традиционные, которые во многом и сделали нас такими, каковы мы есть. Безусловно, это игры в первую очередь подвижные, которые в одинаковой степени почитались и в Древней Греции, и в Европе, и на наших славянских просторах. Все эти игры интересны в первую очередь тем, что они живут в пространстве традиции, так или иначе характеризуют народ. Особенно это относится к хороводам, которые издавна являлись не только украшением, но и местом знакомств, способом выражения чувств; даже невест нередко выбирали именно во время хороводных игр.
Пока современные ученые ведут спор о том, имеет ли игра как таковая практические результаты, К.Д. Ушинский более века назад весьма точно подметил, что в дальнейшем у играющего человека «завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем ... свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека». Очень верная мысль, особенно если учесть, что сейчас появляются все новые и новые игры, необходимость которых продиктована временем и условиями современного обитания человека.
Другими словами, народное наблюдение «что посеешь, хо и пожнешь», в полной мере относится и к играм, — «скажи, во что ты предпочитаешь играть, и я могу догадаться, кем ты станешь». Может быть, и по этой причине на Руси игры подразделялись не только на девические и юношеские, но даже на мужские и женские, — ведь ролевую деятельность тоже необходимо воспитывать и формировать.
Более того, наши народные игры еще интересны и с исторической, этнографической точки зрения. Доктор медицины Е.А. Покровский, о котором шла речь выше, пишет об этом: «В жизни русского народа различного рода игры и игрища занимали весьма видное место... Кому неизвестно, что начиная с ранней весны вплоть до глубокой осени, в наших русских деревнях, при каждом удобном случае, при каждом народном или храмовом празднике, которым на Руси несть числа, народ издавна водит хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. В песнях и хороводах этих большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается драматическое содержание жизни народа и таким образом последняя, как бы исторически, отражается в этих хороводах, песнях и играх».
Действительно, можно немало интересного, а зачастую и нового узнать о собственной стране, — так, крикет или верховая езда любому англичанину позволят прочитать целую лекцию не столько о том, как они видоизменялись со временем, сколько о том, как изменялась Англия. Ибо прав был Тэйлор, утверждая в своей «Первобытной культуре», что, рассматривая игры детей и взрослых с этнографической точки зрения, прежде всего видим, «что многие из них суть ничто иное, как подражания серьезным занятиям в жизни... Дети эскимосов забавляются тем, что стреляют из маленьких луков в цель и строят маленькие хижины из снега... Маленькие бумеранги и копья принадлежат к игрушкам австралийских детей и точно так же, как отцы поддерживают древний обычай брать себе в жены таких женщин, которых они силой похищают из другого племени, то и игра «в похищение невесты» принадлежит к правильным играм тамошних мальчиков и девочек».
Иными словами, истинно национальная, исторически национальная игра тем и отличается от пришлых, заимствованных, что одновременно и выражает и выражает то, чем народ живет, и готовит молодежь к будущей взрослой жизни.
Следуя давно продекларированной мысли о том, что не политика, не экономика, а в первую очередь национальная культура способна сохранить Россию в единстве и в наступающем тысячелетии, необходимо воссоздать, восстановить одно из звеньев в цепи русских традиций. Игры, в особенности детские, не только выдержали проверку временем как наиболее популярные, но и осмыслены врачами и педагогами, которые выяснили, что именно в них «существует строгое соотношение между телесным и умственным развитием», ибо «дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться».
Может быть, далекие предки именно для того и придумали, и сберегли, и пронесли игру через века, чтобы мы наши дети не были унылыми, но были здоровыми, бодрыми и остроумными.
Таким образом, игра --- своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще
всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную Важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия Взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной народной игре принадлежит одна из ведущих ролей. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в: лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Народные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»1.
Это положение подтверждается работами советских педагогов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокииа, Е. А. Тимофеева, Н. Н. "Кильпио, Н. В. Потехина, Э. Я- Степаненкова, С. Я. Лайзане и др.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения игр в детском саду.
Как двигательная деятельность народная подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения.
Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
В игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет, свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.
По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений».
Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.
Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия»; эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним.
Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.
Важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематики, содержания и в соответствии с этим отбора для детей.
Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная — представляет собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира.
В содержании игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровой форме («Путешественники», «Летчики», • «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы при всей их условности в игре правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально даются педагогом при объяснении игры.
Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх, диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси-лебеди» и др.).
При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятные советскому ребенку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако* и в играх с современной тематикой еще встречаются противоречащие воспитательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие' зайцы съедают всю капусту).
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа
мяча» и т. п.).
Народные игры способствуют умственному развитию ребенка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мысли.
Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий.
Народные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. По данным Л. М. Коровиной, дети 5—6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития, определяемого систематическим руководством воспитателя, дети могут создавать игры на придуманные ими самими сюжеты.
Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста под руководством воспитателя характеризуется эмоциональным отношением детей к заданиям и осуществлению их в разнообразных играх. Большое значение при этом имеет заинтересованность воспитателя, его благожелательное отношение к творческим поискам детей.
Народные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движений детей, опирающихся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляется в доступной им точности, слаженности, ловкости, своеобразной выразительности.
Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках — характерного скандирования.
Например:
Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.
Вот, например, как звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»:
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелие нижу, *
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи — короток.
Т.о., Лесгафт- считает игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»1.
Пора, бабушка, в пир
Играющие образуют круг, держа друг друга за руки, в середину круга ставят одного с завязанными глазами, — это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит' «Бабушка, бабушка! Пора в пир!» Бабушка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!» — «Не гоже!» — «В лукошке!» -«Покато!» — «На крылышках полетай!» При последних словах бабушка, кружась и махая руками, наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Народные игры, как фактор улучшения эмоционального настроя"
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере...
Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"
В выступлении говорится о том, что передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...
Консультация для родителей "Народные игры"
Уважаемые, родители! Доставьте детям радость - поиграйте с детьми в народные игры! Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быст...
Консультация для родителей Народные игры
Консультация для родителей Народные игры...
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...
Консультация для воспитателей «Народные игры как фактор улучшения эмоционального настроя дошкольников»
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испоко...
Консультация "Не забывайте народные игры".
Консультация"Не забывайте народные игры"....