Консультация для педагогов "Русские народные игры"
консультация (старшая группа)
Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадцатого столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские условия не сравнить с деревенскими просторами, но стремление к игре все равно осталось. Просто вместе с нами изменился и сам по себе вид этой деятельности. И, если в маленькой квартирке ребенку негде проявить свою фантазию, он включает компьютер, находит самую «подвижную» игру в нем и хотя бы таким образом пытается реализовать накопленную энергию.
Необходимо обратить внимание на игры народные, традиционные, которые во многом и сделали нас такими, каковы мы есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
При всем желании вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Впрочем, почему только люди — разве животный мир не наполнен играми в еще большей степени? Достаточно лишь внимательно понаблюдать за кошкой, собакой, попугайчиками, за животными в зоопарке. Более того, именно они, самозабвенно отдающиеся игре, привлекают наше внимание больше, чем их вялые собратья. Ибо в данном случае игра — яркое проявление самой жизни, движения, бодрости.
Известный русский врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский, многие годы жизни отдавший не только лечению, но и физическому воспитанию детей, взглянул на игры с точки зрения психологии, физиологии, педагогики и гигиены. Результатом стала не только его настоятельная рекомендация всячески поощрять игровую деятельность, но такие научные работы, как «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», «Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной», «Детские игры, преимущественно русские» и т. д. -
Этой же темой занимались многие другие ученые в разных странах мира, и практически все пришли к одинаковым выводам — игры, связанные с бегом, прыганьем, разнообразными мячами, шарами, жгутами, палками и метательными орудиями не случайно возникли в самые древние времена и остались до наших дней — они способствуют верному формированию организма в детстве и поддерживают его в нужной форме на протяжении всей жизни. Более того — даже привычные игры тренируют не только мышцы, но и развивают фантазию, ведь речь идет не о слепом подражании, но и об эксперименте, о собственном творчестве каждого.
Ложным будет утверждение, что сейчас, к концу двадцатого столетия, нам плохо известны народные игры. Да, у нас и наших детей остается гораздо меньше свободного времени, чем раньше; да, городские условия не сравнить с деревенскими просторами, но стремление к игре все равно осталось. Просто вместе с нами изменился и сам по себе вид этой деятельности. И, если в маленькой квартирке ребенку негде проявить свою фантазию, он включает компьютер, находит самую «подвижную» игру в нем и хотя бы таким образом пытается реализовать накопленную энергию.
Необходимо обратить внимание на игры народные, традиционные, которые во многом и сделали нас такими, каковы мы есть. Безусловно, это игры в первую очередь подвижные, которые в одинаковой степени почитались и в Древней Греции, и в Европе, и на наших славянских просторах. Все эти игры интересны в первую очередь тем, что они живут в пространстве традиции, так или иначе характеризуют народ. Особенно это относится к хороводам, которые издавна являлись не только украшением, но и местом знакомств, способом выражения чувств; даже невест нередко выбирали именно во время хороводных игр.
Пока современные ученые ведут спор о том, имеет ли игра как таковая практические результаты, К.Д. Ушинский более века назад весьма точно подметил, что в дальнейшем у играющего человека «завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем ... свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека». Очень верная мысль, особенно если учесть, что сейчас появляются все новые и новые игры, необходимость которых продиктована временем и условиями современного обитания человека.
Другими словами, народное наблюдение «что посеешь, хо и пожнешь», в полной мере относится и к играм, — «скажи, во что ты предпочитаешь играть, и я могу догадаться, кем ты станешь». Может быть, и по этой причине на Руси игры подразделялись не только на девические и юношеские, но даже на мужские и женские, — ведь ролевую деятельность тоже необходимо воспитывать и формировать.
Более того, наши народные игры еще интересны и с исторической, этнографической точки зрения. Доктор медицины Е.А. Покровский, о котором шла речь выше, пишет об этом: «В жизни русского народа различного рода игры и игрища занимали весьма видное место... Кому неизвестно, что начиная с ранней весны вплоть до глубокой осени, в наших русских деревнях, при каждом удобном случае, при каждом народном или храмовом празднике, которым на Руси несть числа, народ издавна водит хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. В песнях и хороводах этих большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается драматическое содержание жизни народа и таким образом последняя, как бы исторически, отражается в этих хороводах, песнях и играх».
Действительно, можно немало интересного, а зачастую и нового узнать о собственной стране, — так, крикет или верховая езда любому англичанину позволят прочитать целую лекцию не столько о том, как они видоизменялись со временем, сколько о том, как изменялась Англия. Ибо прав был Тэйлор, утверждая в своей «Первобытной культуре», что, рассматривая игры детей и взрослых с этнографической точки зрения, прежде всего видим, «что многие из них суть ничто иное, как подражания серьезным занятиям в жизни... Дети эскимосов забавляются тем, что стреляют из маленьких луков в цель и строят маленькие хижины из снега... Маленькие бумеранги и копья принадлежат к игрушкам австралийских детей и точно так же, как отцы поддерживают древний обычай брать себе в жены таких женщин, которых они силой похищают из другого племени, то и игра «в похищение невесты» принадлежит к правильным играм тамошних мальчиков и девочек».
Иными словами, истинно национальная, исторически национальная игра тем и отличается от пришлых, заимствованных, что одновременно и выражает и выражает то, чем народ живет, и готовит молодежь к будущей взрослой жизни.
Следуя давно продекларированной мысли о том, что не политика, не экономика, а в первую очередь национальная культура способна сохранить Россию в единстве и в наступающем тысячелетии, необходимо воссоздать, восстановить одно из звеньев в цепи русских традиций. Игры, в особенности детские, не только выдержали проверку временем как наиболее популярные, но и осмыслены врачами и педагогами, которые выяснили, что именно в них «существует строгое соотношение между телесным и умственным развитием», ибо «дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться».
Может быть, далекие предки именно для того и придумали, и сберегли, и пронесли игру через века, чтобы мы наши дети не были унылыми, но были здоровыми, бодрыми и остроумными.
Таким образом, игра --- своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще
всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную Важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия Взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной народной игре принадлежит одна из ведущих ролей. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в: лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Народные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»1.
Это положение подтверждается работами советских педагогов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокииа, Е. А. Тимофеева, Н. Н. "Кильпио, Н. В. Потехина, Э. Я- Степаненкова, С. Я. Лайзане и др.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения игр в детском саду.
Как двигательная деятельность народная подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения.
Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
В игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет, свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.
По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений».
Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.
Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия»; эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним.
Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.
Важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематики, содержания и в соответствии с этим отбора для детей.
Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная — представляет собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира.
В содержании игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровой форме («Путешественники», «Летчики», • «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы при всей их условности в игре правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально даются педагогом при объяснении игры.
Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх, диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси-лебеди» и др.).
При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятные советскому ребенку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако* и в играх с современной тематикой еще встречаются противоречащие воспитательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие' зайцы съедают всю капусту).
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа
мяча» и т. п.).
Народные игры способствуют умственному развитию ребенка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мысли.
Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий.
Народные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. По данным Л. М. Коровиной, дети 5—6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития, определяемого систематическим руководством воспитателя, дети могут создавать игры на придуманные ими самими сюжеты.
Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста под руководством воспитателя характеризуется эмоциональным отношением детей к заданиям и осуществлению их в разнообразных играх. Большое значение при этом имеет заинтересованность воспитателя, его благожелательное отношение к творческим поискам детей.
Народные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движений детей, опирающихся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляется в доступной им точности, слаженности, ловкости, своеобразной выразительности.
Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках — характерного скандирования.
Например:
Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.
Вот, например, как звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»:
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелие нижу, *
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи — короток.
Т.о., Лесгафт- считает игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»1.
Пора, бабушка, в пир
Играющие образуют круг, держа друг друга за руки, в середину круга ставят одного с завязанными глазами, — это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит' «Бабушка, бабушка! Пора в пир!» Бабушка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!» — «Не гоже!» — «В лукошке!» -«Покато!» — «На крылышках полетай!» При последних словах бабушка, кружась и махая руками, наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Народные игры, как фактор улучшения эмоционального настроя"
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-114229.jpg)
Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"
В выступлении говорится о том, что передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...
Консультация для родителей "Народные игры"
Уважаемые, родители! Доставьте детям радость - поиграйте с детьми в народные игры! Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-669998-1442660461.jpg)
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-723089-1449675163.jpg)
Консультация для воспитателей «Народные игры как фактор улучшения эмоционального настроя дошкольников»
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испоко...
- Мне нравится (1)