Духовно - нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.
методическая разработка (младшая группа)
Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к своей Родине. Грамотное и последовательное нравствено - патриотическое воспитание - основа всей последующей воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nravst.i_patr_vospitanie_v_sadu.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Артемовский городской округ
«Духовно-нравственное и патриотического воспитание
дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Воспитатель: Котова В.В.
I квалификационная категория
Артем 2024 г.
«Духовно-нравственное и патриотического воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Рождение ребёнка - важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - историю мира. Родители дошколят в настоящее время больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать, чтобы он был успешным учеником, а вопрос о том, каким ребенок вырастет, каким человеком он станет в обычной ситуации часто упускается из виду.
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, жизнеспособность и целеустремлённость. Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле. Такие духовные качества каждого человека не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться чему-то самому. Все начинается с детства – эта фраза, как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Вы ведь знаете, ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы воспитателей. Воспитание чувства духовности у детей – процесс сложный, длительный, требующий от родителей и педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать функционирующую систему духовно-нравственного и патриотического воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры.
Задачи:
- интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- элементарное знакомство с православной верой;
- формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- возрождение русских национальных традиций и обычаев;
- сохранение нравственных семейных ценностей.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая положительный пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
И именно поэтому в нашем детском саду уделяется особое внимание работе с семьей.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы образовательной деятельности;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты семьи с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Задачи, которые ставят перед собой педагоги:
- приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям;
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Воспитатели подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей;
- православные праздники;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Организуются открытые показы непосредственно-образовательной деятельности, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр;
дидактических: «Православные праздники»;
конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»;
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственно-патриотическую сторону ролевого взаимодействия: доктор не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся» …), («Как понять человека…?) (Как простить?..).
В группах оформлены нравственно - патриотические уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые, необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка. Родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви ребенка к своим близким, а затем ко всем людям, поэтому строим ее в следующей последовательности:
- анкетирование по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, к своей семье, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные семейные мероприятия.
В ходе такой работы ребята все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения родных и близких им людей.
Так же одной из форм работы с воспитанниками по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров, так русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.
В течение года с ребятами обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы их знакомим - Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
В нашем детском саду дошколята живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
С-Пт., 2005
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
4. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедре...
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"
Материал для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, по теме: " Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"....
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...