Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
статья по теме
Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедрении современных педагогических технологий, реализации принципа интеграции образовательных областей и творческом подходе к использованию традиционных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_dou.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Автор: Карабанова Н.Н. (п.Бородинский, Киреевский район, Тульская область. МБДОУ «Бородинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Теремок», заместитель заведующего по ВМР.)
Аннотация.
Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедрении современных педагогических технологий, реализации принципа интеграции образовательных областей и творческом подходе к использованию традиционных технологий.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
К.Д. Ушинский
Педагогический коллектив нашего ДОУ рассматривает эти слова К.Д. Ушинского как руководство к действию. Черпать «воспитательную силу» в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников мы стараемся именно «из живого источника человеческой личности».
Таковыми источниками для нас являются семья, окружающие люди, природа, музыка, вся мудрость народная. Воспитать у наших дошколят любовь к своей семье, своей стране, уважение к непреходящим человеческим ценностям, эмоциональную отзывчивость и глубокую духовность – дело непростое. Необходимо организовать длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка на протяжении всего времени пребывания в ДОУ.
Как же это сделать в столь сложный период обновления и перестройки системы дошкольного воспитания и образования, да еще с учетом федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы?
Согласно ФГТ, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ осуществляется в рамках психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация», задачами которого являются в том числе:
- «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»;
- «приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)».
На основании опыта нашего ДОУ:
«принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей» (ФГТ) наиболее эффективно реализуется через:
- проектную деятельность,
- социальное партнерство,
- экскурсионную деятельность,
- культурно-досуговую деятельность.
Проектная деятельность
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
В переводе с греческого проект – это путь исследования.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Предлагаю рассмотреть технологию организации проектной деятельности на примере реализации проекта «Наши коллекции» в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок».
Схема реализации проекта «Наши коллекции»
в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок»
Этап и его задачи | Для нашего ДОУ | Положительные моменты |
1. На основе анализа воспитательно-образовательной работы определить проблему | Недостаточный уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в нашем ДОУ и в поселке вообще. | Наработка опыта реализации задач ОО «Социализация» по теме духовно-нравственного и патриотического воспитания через интеграцию с ОО «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Труд», «Коммуникация» |
2. Постановка задачи перед педагогами | Сообщено название проекта «Наши коллекции», срок проведения, дата представления конкретизированного плана проекта: 1.сбор информации; 2.конкретизация целей и задач; 3.определение путей реализации; 4.как будет выглядеть результат. | Создано поле для творческой деятельности педагогов: нет жестких рамок: свобода выбора методов и форм работы. Стимулирование участия родителей в жизнедеятельности детского сада. |
3.Выбор объектов коллекционирования по группам | Младшая – «Куклы своими руками» Средняя – «Народный костюм» Старшая – «Пуговицы» Подготовительная – «Кружева» | Учет интересов, интеллектуальных, материальных и др. возможностей участников педпроцесса: педагогов, детей, родителей. |
4. Определение формы презентации результатов проекта | Проблема: разнообразие тематик коллекционирования; необходимость учета возрастных особенностей детей. Решение: общесадовское мероприятие, в рамках которого каждая группа имеет возможность представить свою коллекцию. | Ответственность педагогов групп за свой блок в итоговом мероприятии. Активизация взаимодействия педагогов с музыкальным руководителем в процессе подготовки итогового мероприятия. Коллективная ответственность, сотрудничество, умение работать в команде. |
5. Непосредственная реализация | Организация взаимодействия с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми. | Активизация педагогического взаимодействия в системе «педагог-родитель», «родитель-ребенок», «педагог-ребенок» |
6. Информирование родителей по итогам проектной деятельности | Выставка в фойе детского сада коллекций, фоторепортаж об итоговом мероприятии, использование материалов проекта в разнообразных формах работы с родителями. | Непосредственное участие родителей в жизнедеятельности детского сада. Стимулирование укрепления внутрисемейных отношений. Повышение авторитета ДОУ в глазах родителей. |
Педагоги и родители второй младшей группы решили выбрать в качестве объекта коллекционирования куклу – наиболее близкий трехлетнему ребенку предмет. Суть проекта выражена в его названии «Куклы своими руками».
Анализ результатов реализации проекта «Наши коллекции»
для второй младшей группы
Образовательная область | Тема «Куклы своими руками» |
Познание | Собрана информация о народных куклах. Дети узнали о куклах много нового. Освоены различные способы их изготовления и материалы, из которых можно сделать куклу. |
Труд | Дети вместе с воспитателем и родителями осваивали приемы ручного труда, ознакомились с трудом швеи, вязальщицы и др. |
Социализация | Дети получили первый опыт представления результатов своего труда. Испытали гордость за свой труд и труд родителей. |
Коммуникация Чтение художественной литературы | Активизировалось общение детей и родителей, воспитателей и родителей. Повысился уровень речевого развития посредством заучивания стихотворений, чтения художественной литературы по теме |
Художественное творчество | Закрепили полученные знания посредством рисования, лепки, аппликации по теме. Создан альбом «Русская народная кукла» и коллекция, насчитывающая более 20 кукол ручной работы. |
Музыка | Закрепили полученные знания разучивания музыкальных произведений по теме. |
Дети старшей группы из предложенных педагогом вариантов выбрали в качестве объекта исследования пуговицы. Была собрана обширная коллекция
разнообразных пуговиц.
В результате реализации проекта воспитанники этой группы узнали не только историю возникновения и видоизменения пуговиц, но и придумали, как еще их можно использовать для игры и поделок, получили опыт публичного представления результатов своего труда.
Родители приняли активное участие и изготовили для своих детей массажные коврики с использованием пуговиц различного размера и фактуры.
Педагогам же подготовительной группы удалось заинтересовать своих воспитанников историей кружевоплетения на Руси.
Тема оказалась настолько интересной и обширной, что кружевоплетением родители, дети и воспитатели не ограничились. Была собрана информация обо всех существующих видах кружева.
Анализ результатов реализации проекта «Наши коллекции»
для подготовительной группы
Образовательная область | Тема «Кружевная сказка» |
Познание | Дети узнали о видах, способах изготовления и материалах, из которых изготавливается кружево (плетеное, вязаное, из бумаги, кованое и т.д.). |
Труд | Узнали историю возникновения кружевоплетения на Руси, о труде современных кружевниц и кузнецов. Вместе с воспитателем посмотрели, как вяжут кружевные салфетки и сами попробовали связать. |
Социализация | Узнали о традиционном кружевном промысле в городе Белев Тульской области, рассмотрели и потрогали белевские кружева. Подобраны игры с клубками для малышей. |
Коммуникация | Разыскали и выучили стихотворения по теме. |
Художественное творчество | Рисование, лепка, аппликация по теме проекта в процессе самостоятельной деятельности. Созданы альбомы с коллекцией кружева. |
Музыка | Разучивание и исполнение на итоговом мероприятии музыкальных произведений по теме проекта. |
Чтение художественной литературы | Познавательно-речевое развитие посредством чтения художественной литературы по теме проекта. |
Все материалы проекта затем используются в воспитательно-образовательном процессе и процессе взаимодействия с родителями.
Выводы по результатам внедрения технологии педагогического проектирования были сделаны следующие.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет:
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
- развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Социальное партнерство
Под «социальным партнерством» на данном этапе мы подразумеваем сотрудничество с различными организациями с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
Социальные партнеры МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок»:
- МБОУ «Бородинская СОШ»;
- МРЭУ ГИБДД;
- пожарная часть;
- поселковые детская и взрослая библиотеки;
- музыкальная школа;
- музей «Тульские древности»;
- Киреевский краеведческий музей;
- МУЗ «Бородинская поликлиника»;
- инспекция по делам несовершеннолетних.
Взаимодействие с данными организациями строится последовательно и постепенно. Сначала водим детей на экскурсии к зданию организации, рассказываем о ней, затем приглашаем специалистов для общения с детьми в детском саду.
Педагоги детского сада предварительно согласовывают тему беседы, консультируют гостей по возрастным особенностям контингента воспитанников, делятся своим педагогическим опытом.
Затем проводим экскурсии уже в здание организации, организуем совместно детскую деятельность и общение.
В результате реализации социального партнерства в процессе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания:
- дети знакомятся со структурой и устройством окружающей действительности на основе реальных примеров и непосредственного наблюдения и взаимодействия;
- учатся уважать труд людей разных профессий;
- учатся любить свою малую Родину;
- развивается умение контактировать с взрослыми, не входящими в круг их непосредственного общения на основе общепринятых моральных норм и правил.
В культурно-досуговой деятельности в нашем ДОУ существуют свои традиции:
- приглашение для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ и боевых действий;
- максимальное использование художественных выразительных средств для того, чтобы вызвать у детей глубокий эмоциональный отклик;
-возложение цветов к Братской могиле;
-привлечение родительской общественности к участию в мероприятии;
-использование в театрализованной деятельности народной тематики и фольклора.
Экскурсионная деятельность также является эффективным средством воспитания любви к малой Родине, позволяет удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы родного края, сформировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.
Формировать экологически ценный опыт общения с живой природой, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.
С данной целью проводим регулярно экскурсии не только по поселку, но и по его окрестностям.
Таким образом, применение современных педагогических технологий и принципа интеграции образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников в высокой степени способствует развитию всех интегративных качеств ребенка:
- позволяет формировать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- способствует овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками учебной деятельности, необходимыми умениями и навыками;
- развивает способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Список использованной литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...
Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Представляю Вашему вниманию презентацию к докладу из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое во...
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.
laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...