Буклет "Приобщение детей к культурному наследию посредством русских народных игр"
методическая разработка

Козлова Светлана Анатольевна

Данный буклет знакомит с воспитательными ценностями, формирующимися через игру и предлагает варианты русских народных игр по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx147.86 КБ

Предварительный просмотр:

Средний дошкольный возраст

П/и «У медведя во бору»

 Воспитательные ценности: природа, сотрудничество.

 Цель: учить детей увертываться от водящего, быть осторожными и внимательными; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становиться медведем.

Указания к проведению. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

М. п/и «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем!

Воспитательные ценности: природа, труд, культура.

Цель: развивать у детей двигательную активность и творческий подход к движениям.

Описание. Выбирается ведущий, а остальные игроки отходят в сторону и договариваются, что будут ему показывать. Ведущий спрашивает: «Гости-господа, где были, что видели?» Ответ: «Где мы были, мы не скажем, а что видели – покажем!» Дети изображают какое-то действие, а ведущему нужно отгадать, что ему показывают, и поймать кого-нибудь из участников – он и становится следующим ведущим.

Указания к проведению. Во время игры можно предложить детям изобразить пантомимой цветы, ягоды, предметы, действия и т.д.

Старший дошкольный возраст

Хороводная игра «Лётал, лётал воробей»

Воспитательные ценности: природа, труд, культура, красота.

Цель: развивать у детей двигательную активность, творческий подход к движениям, пантомиме, жестам и мимике лица.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как девушки ходят — 2р.
А девушки ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.
Описание. Ребята водят круговой хоровод, в центре которого «воробей» -ведущий.
В песне поётся, что он видел: как ходят парни, девушки, старушки. Как дрова рубят, воду носят в ведре, белье стирают, песни поют и т.п.
И на припевке: «И вот эдак, и вот так!..», «воробей» изображает походки молодца, девушки, старушки и т.п.

П/и Игра «Заря-заряница»

Воспитательные ценности: природа, дружба.

Цель: развивать у детей двигательную активность, умение действовать по сигналу.

Описание. Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют:

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

(На последние слова Заря-водящий кладет ленту на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь… (Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил. С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 20"

Приобщение детей к культурному наследию посредством

русских народных игр.

https://sun9-58.userapi.com/impg/VJVjmbniAlpMuZuGFJu7h1TWVzgLtdEDt76I2g/Q3KduHGb6hw.jpg?size=646x443&quality=95&sign=34e058bc0c1bbda5b56426a940be13f7&type=album

Ярославль, 2024 г.

Воспитательные ценности

Воспитание -  развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.

Ценности российского общества —  нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании Федеральной Программы воспитания в ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитательные ценности

направление

ценность

патриотическое

природа, Родина

духовно-нравственное

жизнь, милосердие, добро

социальное

человек, семья, дружба, сотрудничество

познавательное

познание

физическое и оздоровительное

здоровье, жизнь

трудовое

труд

этико-эстетическое

культура, красота

Игровые зазывалки

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.


https://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpg

Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
А кто не придет...

Того кошка задерет.

https://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpg

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть

https://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpghttps://www.dhresource.com/600x600/f2/albu/g15/M01/7A/57/rBVa3l_pdvKAF4dnAAEc19ynjXI546.jpg

Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать –

Будешь весело играть!

Ранний возраст

Основные игры для этого возраста - это рифмованные потешки.  Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- сорока», «Гуси» и т.п.

Воспитательные ценности: природа, семья, добро.

Младший возраст

П/и «Солнышко и дождик»

Воспитательные ценности: природа.

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети садят на стульчиках или скамейках.  Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять!», игра повторяется.

Указания к проведению. В игре сначала участвует небольшое количество детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонт, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

П/и «Наседка и цыплята»

Воспитательные ценности: семья, добро, сотрудничество.

Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают в дом.

Указания к проведению. Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчестваПрезентацияПроект для детей старшей группы "Народные промыслы России"...

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества"

Формирование у детей дошкольного возраста основ духовности и патриотизма средствами народной культуры....

Проект «Приобщение детей 4–5 лет к русской народной культуре посредством устного народного творчества»

Цель: Ознакомление детей с русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи:1. Сформировать у детей знания о видах устного народного творчества : потешки, сказки, часту...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...