Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
проект
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_izba_1.docx | 714.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное автономное дошкольное образовательное учреждение Д\С № 2 «Рябинка»
Проект
«Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
Выполнила:
воспитатель I квалификационной категории
Булгару Анна Ивановна
Актуальность
В настоящее время под нравственно патриотическим воспитанием понимается
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленноена раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры,
природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо
воспитывать патриотом человеком, имеющим чувствоРодины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык. Родина — понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего морализаторства и назидания — главная задача сегодняшнего дня. Искреннее погружение в истоки национальной культуры необходимо начинать уже в детстве.
Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, она обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Также воплощает в себе исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, обычаям, быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребенка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, они остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения
Сроки реализации: 01.09.2020 г. – 31.05.2021 г.
Цель: воспитание интереса к русской народной культуре и истории через ознакомление с бытом, традициями и культурой русского народа с использованием мини-музея «Русская изба»
. Цель – формирование нравственно-патриотических чувств детей
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- познакомить детей с русской народной культурой;
- познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;
- создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
- дать детям знания об истории русского народного костюма;
- развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
- привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу. приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
- - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:
- создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
- знакомство с бытом, традициями русского народа;
- знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
- активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые конечные результаты:
Для детей: Дети имеют представление о жизни русского народа в старину на Руси, предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора воспитанников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
знание детьми 3 – 5 лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.
Для педагогов: обогащение развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе соответствии с темой самообразования; создание мини – музея «Русская изба»; повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования.
Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе совместной познавательной и творческой деятельности.
Вывод: Мини-музеи являются эффективным средством в обогащении знаний детей об окружающем, формировании нравственных качеств личности ребенка. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.
Перспективный план работы по самообразованию
Месяц | Название мероприятия | Работа с родителями и педагогами ДОО |
старшая группа | ||
Сентябрь | «С хлебом – солью всякая шутка хороша» Цель: Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности. «Милости просим, гости дорогие». Цель: Дать детям представление о русской избе. «Ходит сон близ окон» Цель: Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. « «Как у нашего кота» Цель: Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Колыбельные песни: «Котенька – коток», «Ночь прошла, темноту увела». Народные песни: «Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот». Подвижные народные игры: «В поясок», «Салки – догонялки», «Кот Васька». Заучивание потешки: «Пошёл котик на Торжок». | Консультация для воспитателей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры». |
Октябрь | «Хлеб – всему голова» Цель: Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день). Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки. Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия «Во саду ли, в городе» Цель: Познакомить детей с огородом в детском саду. «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем» Цель: Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступать в диалог со взрослыми. «Осенняя ярмарка» Цель: Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры – в поле). Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор «Что растет на грядке?» Цель: Дать знания детям об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах. Научить с помощью педагога инсценировать сказку «Репка». Подвижные народные игры: «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик». | Выставка поделок: |
Ноябрь | «В горнице» Цель: познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость на мастерство русского народа. Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавая характер, интонации, действия сказочных персонажей «Теремок» Цель: Вызвать интерес детей к загадкам, стремление их отгадывать. Развивать умение слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, иллюстрациям к сказке. Способствовать развитию интереса к миру животных. «Стоит изба, то холодна она, то горяча» Цель: Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа, - печкой, домашней утварью - чугунком, ухватом и кочергой. Обогащать словарный запас: чугунок, ухват, кочерга, печь. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам. «Русская печь – всей избе голова» Цель: Продолжать знакомить детей с русской печкой, ее назначением. Учить детей рисовать узоры. Развивать мелкую моторику, глазомер. Развивать фантазию, творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, последовательность, усидчивость. Вызывать интерес к истории и культуре русского народа. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам. «Золотое Веретено» Цель: Познакомить с предметами обихода — прялкой и веретеном. Познакомить с русской народной сказкой «Золотое веретено». Подвижные народные игры: «Кот и мыши», «Заинька». Инсценирование р.н.с.: «Теремок» | Консультация для родителей: «Истоки русской народной культуры». |
Декабрь | «Морозушко - мороз» Цель: Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе.
«Заюшкина избушка» Цель: Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия, оценивать поступки героев, с помощью педагога инсценировать отрывки из сказки. «Зимушка - зима» Цель: Вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности. «Зимовье зверей» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Повторить песенку «Как на тоненький ледок». «Девочка и лиса» Цель: Познакомить детей со сказкой «Снегурушка и лиса». Разучивание русской народной песенки: «Как на тоненький ледок». Народная игра: «Я гуляла с вами, теперь села в сани». Инсценировка сказки: «Снегурушка и лиса». | Рекомендации для родителей: |
Январь | «Коляда - коляда» Цель: Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. Помочь детям понять, что эти праздники – часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Цель: Знакомство с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка». Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа. Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Чудесный сундучок «Пошла млада за водой» Цель: Познакомить детей с предметами старинного обихода – деревянными ведрами, коромыслом, их яркой и нарядной росписью. «Из бабушкиного сундука» Цель: Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым. «Что за чай без самовара?» Цель: Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями. Подвижная народная игра: «Мороз красный нос». Разучивание колядки: «Сею,сею, посеваю». Народная песня: «Во кузнице». | Памятка для родителей: «Семейные традиции на Руси». |
Февраль | «Русь деревянная» Цель: Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека. «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» Цель: Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них. Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница»), учить понимать смысл, делать выводы. Подвижные игры: «Два Мороза». Пение колядок: «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Коляда, растворяй ворота». «Гость на гость — хозяйке радость» Цель: Познакомить детей с медведем Мишуткой. Учить детей лепить посуду из пластилина. «Три медведя» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Три медведя». Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия, активно откликаться на воображаемые события, сопереживать героям произведения. «Каша масленая, ложка крашеная» Цель: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности. «Солдатушки, бравы ребятушки!»» Цель: Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества. Подвижная народная игра: «Снег, снег кружится», «Метелица». Разучивание потешки: «Эй, кузнец – молодец». | Буклет: «Не забывайте народные игры». |
Март | «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Цель: Познакомить детей с христианским праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями. Углублять интерес и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа. «Весна, весна красная!» Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. Продолжать учить разгадывать загадки о весне, разучить весеннюю закличку.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» Цель: Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Помочь детям осознавать, что «семья вместе – так и душа на месте».
«Сердце матери лучше солнца греет» Цель: Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. Приобщать к художественной культуре: вызвать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; пробудить желание исследовать и искать слова. Объяснение значения пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка». « . Хоровод: «Веснянка». Обрядовая песня: «Широкая масленица». Чтение прибаутки: «А тиру, тру, тру». | Папки – передвижки: |
Апрель | «Весна, весна, поди сюда!» Цель: продолжать знакомить детей со старинными обычаями встречи весны. Заучивание заклички о весне. «Продолжение знакомства с русской матрешкой» Цель: Дать детям представление о русской матрешке и ее видах (сергиево – посадская (загорская), полхов – майданская). Формировать интерес и любовь к народным промыслам. Учить называть свойства и качества предметов. Обогащать речь детей словами: матрешка, русская, красивая, мастер, загорская, полхов – майданская, народная. Развивать эстетический вкус. Воспитывать ценностное отношение к труду мастеров, изготавливающих русскую матрешку, его результатам. «Украсим сарафаны матрешек» Цель: Знакомить детей с историей создания семеновской матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи (колорит, композиция, элементы). Развивать чувство цвета, учить самостоятельно украшать силуэт сарафана, располагая узор по всему силуэту или по краю. Русская народная (подвижная) игра: Дидактические игры: «Русская народная роспись и игрушка», «Выбираем матрешку». «Дымковские расписные» Цель: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки, вызвать желание украшать фигурку. «В гости к нам пришли матрешки» Цель: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки. «Ярмарка игрушек» Цель: Познакомить детей с веселой ярмаркой. «Яичко не простое, яичко золотое» Цель: Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц. Дидактическая игра: «Разрезные картинки». Подвижная народная игра: «Заинька, выйди в сад». | Консультация для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек на Руси, значение куклы в воспитании детей». Мастер – класс для педагогов «Русская матрёшка» |
Выставка рисунков детей: «Русская матрёшка». | ||
Май | «Русская свистулька» Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом – глиняной свистулькой. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь). Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству. Закреплять знание основных цветов (белый, зеленый, желтый, красный). «Глиняная свистулька» Цель: Продолжать знакомить детей с традиционным музыкальным инструментом русского народа – птичка – свистулька. Учить лепить птичку, передавая ее формы, пропорции и характерные детали. Воспитывать аккуратность и последовательность в работе. Подвижная игра: «Солнышко». Разучивание народной песенки: «Сидит Ванечка весной…». Чтение сказки: «Липунюшка». «Горшочек» Цель: Учить лепить с натуры глиняный горшочек (определить его характерные особенности: круглый с большим горлышком, внизу небольшое донышко), соблюдать пропорции. Продолжать учить украшать изделие налепами: цветочками, листьями и т.д. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность сочетать основной цвет горшка с украшениями на нем. Продолжать воспитывать интерес к лепке, желание лепить предметы обихода. «Хозяйкины помощники» Цель: Познакомить детей с предметами обихода — коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. «Раскудрявая береза» Цель: Познакомить детей с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; с праздником Зеленых Святок (Троицей); обычаем русского народа украшать жилища веточками березы. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу. Нежность, доброжелательность друг к другу. Дидактическая (словесная игра): «Аюшки». Музыкально-хороводная игра: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем». Хоровод: «Сорока – сорока». Слушание русской народной песни: | Наглядная информация «Русский фольклор весной». |
Список использованной литературы:
1. Антонова, Г.А., Ельцова, О.М., Николаева, Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст] / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 336 с.
2. Васильев, Ю.А., Широков, А.С. Рассказы о русских народных инструментах [Текст] / Ю.А. Васильев, А.С. Широков. – Москва: Советский композитор, 1986. –
88 с.
3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 160с.
5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст] : учеб. - метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 304 с.
6. Куприна, А.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников [Текст] : метод. пособие для педагогов дошк. образ. учреждений /
А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 304 с.
7. Леонова, Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка [Текст]: учеб. – метод. пособие / Н.Н. Леонова. -
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 192 с.
8. Леонова, Н.Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России [Текст] : учеб. пособие для дополнительного образования детей / Н.Н. Леонова. – СПб. : Владос, 2018. – 143 с.
Приложение 1
Картотека пословиц и поговорок
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Без беды друга не узнаешь.
Для милого друга не искать досуга.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Один за всех и все за одного.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Был бы друг, найдется и досуг.
Будь друг, да не вдруг.
Дальний путь, да ближний друг.
Дружбу храни паче всего.
Одна пчела немного мёду натаскает
Верный друг лучше сотни слуг.
Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
Труд человека кормит, а лень портит.
Пчелка маленькая, а и та работает.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Без дела слабеет сила.
Без труда нет плода.
Глазам страшно, а руки сделают.
Один в поле ни воин.
Одна пчела мало меда нанесет.
На необработанной земле лишь бурьян растет.
Дай земле, то и она тебе даст.
Кто ни чего не делает, тот ни когда не имеет времени.
Срубил дерево - посади два.
Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.
Баловством хлеба не добудешь.
Жизнь дана на добрые дела.
Поспешишь – людей насмешишь.
Худому делу – худой конец.
Дело мастера боится.
Много спать – дело не знать.
Делу – время, потехе час.
Окончил дело, гуляй смело.
Без дела жить – только небо коптить.
Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.
Конец – всему делу венец.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
За всякое дело берись умело.
Всякая работа мастера хвалит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Больше дела – меньше слов.
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду.
Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
Какова пашня, таково и брашно.
Пашню пашут, руками не машут.
Белые руки чужие труды любят.
Господской работы не переработаешь
На чужой работе и солнце не движется.
Орать — не в дуду играть.
С курами ложись, с петухом вставай.
Поле труд любит.
Не диво дело начать — диво кончить.
Начинать начинай, да смотри же — кончай.
Приложение 2.
Русские народные игры
«Золотые ворота»
В бесчисленных разновидностях и ва¬риантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее рас¬пространены приведенные ниже разно¬видности.
Играют 6-20 человек, чаще до¬школьники, младшие школьники, а иног¬да и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участни¬ками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. За¬держанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распре¬делены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше)заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при послед¬нем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда перехо¬дят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изобража¬ющие их, произносят стишок одновре¬менно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изоб¬ражающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревно¬вание завершается перетягиванием.
Правила.
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останав¬ливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося счита¬ют пойманным.
Идущим или бегу¬щим нельзя расцеплять руки, надо дер¬жаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
Удар по веревочке
Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.
Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.
Шаром в лунке
Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.
Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.
Зайки
Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.
Приложение 3.
Малые фольклорные формы
Заклички про солнце
Солнышко-ведрышко, Прогляни, просвети! На яблоньку высокую, На веточку зеленую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую! | Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек. | Пеки, пеки, солнышко, Красное ведрышко! Рано-рано играй, Своих деток согревай! Твои детки плачут, По камушкам скачут! |
Солнышке, солнышко, Выгуляйся! Выйди на пенек, Опряди кужелек, Разгуляй весь денек! | Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки за реку, Пеки к нам в окно, Будет нам тепло! | Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек! |
Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут! | Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь. | Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идем, Мы серпочки несем. Будем жито жать, Тебя в гости ждать! |
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. | Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь. | Солнышко-ядрышко, Высвети, выгляни! Воробьи чирикают, Весну-красну кликают, Со стрехи капели, Кулики прилетели! |
Заклички про дождь
Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи. | Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач! | Дождик, дождик, побыстрей Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. |
Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь! | Дождик, дождик, Кап, кап, кап, Замочи дорожки, Все равно гулять пойдем. Мама, дай галошки! | Дождик, дождик, перестань, Куплю тебе сарафан! Останутся деньги — Куплю тебе серьги, Останутся пятаки — Куплю тебе башмаки! |
Дождик, дождик, припусти, Побежим мы за кусты! За кустами гуща, А ты, дождик, пуще! Дождик, дождик, припусти, Побежим мы за кусты, Встанем под осинкой, Накроемся корзинкой! | Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань С ключиком, с замочком, С аленьким цветочком! А ты, радуга-дуга. Отворяй-ка ворота» — Ключиком, замочком, Аленьким цветочком! | Дождик, дождик, Сварю тебе борщик, Поставлю на дубочке В зеленом горшочке. Не шатайся, дубок, Не пролейся, горшок! |
Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом! | Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба краюшку, Щей черепушку, Дам тебе ложку — Кушай понемножку! | Дождик, лей, лей, лей, Никого не жалей — Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей! Вырастут цветочки И зеленые листочки! |
Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру | Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелёненьком лужочке! Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! | |
Заклички про явления природы
Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй! |
Месяц, месяц, свети, Под плетень гляди! Ходи, гуляй Да нас утешай! | Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. |
Радуга-дуга, Унеси дождя! Золотым мостом, Серебряным концом! Выйди, радуга-дуга, На зеленые луга Своим концом, Золотым венцом! Радуга-дуга, Принеси дождя! Нам по ложке, Медведю по плошке, А серому волку — По целому ведёрку! | Радуга-дуга, Перебей дождя – Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом. Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! | Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! Гром, гром, Не бей в наш дом! А бей в колоду, В болотную воду — Жабке напиться, Блошке утопиться! |
Заклички про насекомых, животных и растения
Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали. | Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнилой зуб, А дай мне хороший. |
Яры пчелушки, Медоносушки, Летите на лужок, Садитесь на цветок, Собирайте медок! Пчёлка, гуди, В поле лети! С поля лети, Медок неси! |
Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. | Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду! | — Стрелочка-стрекозочка, Полети на облачко! — Сухо будет — полечу, А сыро будет — посижу! |
Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной. | Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. | Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога. |
Сей, сей горох, Рассевай горох! Уродись, горох, В огороде не плох! И крупен, и бел — На потеху всем, И сам тридесят — Для малых ребят! Уродитесь, бобы, Круты и велики! В чистом поле На все доли — Старым на потешки, Детям на посмешки! | Черёмушка зелёная, Тонкая, высокая, Листом широкая. Под лучами ясными, Под звёздами частыми Цвети до зазимки — С комля до вершинки. На потеху старым, На диво детям малым. Улитка, улитка, Высуни рога, Дам тебе пирога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».
Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...
Проект. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, создание мини-музея в группе.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому я считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой це...
Приобщение детей к истокам русской народной культуре, создание мини-музея в группе.
laquo;Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим»Шефнер В.С....